МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД
консультация (младшая группа) на тему

АДАПТАЦИЯ – это….

 

Психологический словарь под общей редакцией Ю.Л. Неймера (2003) даёт такое определение адаптации (лат. adaptacion – приспособлять) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие «адаптация» было предложено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Бытовое его определение слова «адаптация» звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затруднённой адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_eto.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД

АДАПТАЦИЯ – это….

Психологический словарь под общей редакцией Ю.Л. Неймера (2003) даёт такое определение адаптации (лат. adaptacion – приспособлять) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие «адаптация» было предложено в 1936 году канадским физиологом Г. Селье. Бытовое его определение слова «адаптация» звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затруднённой адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни.

        Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения                               (с 2 до 3 лет или с 3 до 4 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

        Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

        В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

        1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц);

        2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

        3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

        Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-20 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 20 – 40 дней, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Рабочая классификация

степени адаптации детей раннего (младшего) возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Признаки

Степень тяжести

легкая

средней тяжести

тяжелая

«да»

«нет»

I. Нормализация поведенческих реакций (аппетит, сон, отрицательные эмоции в общении со взрослыми и детьми, боязнь пространства), восстановление речевой активности

10 – 20 дней

20 – 40 дней

до 60 дней

60 дней и больше

II. Нервно-психическое развитие

Нет отставания в сравнении с исходными данными.

Замедление темпа речевой активности в течение 1 – 2 мес.

Отставание в развитии в течение 3 мес.

Отставание в развитии в течение 3 мес.

III. Острые заболевания в первые дни (длительность и краткость)

10 дней

(но может и не быть)

10 дней

(может быть и повторные - до 20 дней)

более 15 дней

(возможны осложнения)

невротические реакции

IV. Масса тела и рост

не изменены

потеря массы тела в течение

1 – 1, 5 мес.

Замедление темпов роста и прибавки массы тела в течение

6 мес. со дня приема ребенка в ДОУ

невротические реакции

        

Авторский состав: И.И. Новикова, доктор медицинских наук, профессор, Ерофеев Ю.В., доктор медицинских наук, Министерство здравоохранения Омской области, А.С. Крига, отличник здравоохранения РФ, Управление Роспотребнадзора по Омской области.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕБЁНОК В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ?

        Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям (дошкольному учреждению) требует разрушения некоторым сложившихся ранее связей (правил) и быстрого образования новых. Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. Такое приспособление требует торможения ранее сложившихся связей, правил поведения и быстрого образования новых, что для детей первых 3-х лет жизни при слабости тормозных процессов и сравнительно малой подвижности нервных процессов является задачей хотя и возможной, но трудной для их нервной системы. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в ДОУ, показывает, что этот процесс приспособления не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

        Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению его эмоционального состояния, что проявляется в напряженности, беспокойстве или заторможенности. У ребёнка появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому прибавляется чувство покинутости, брошенности близкими людьми. Он много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми, или наоборот, раздраженно сторонится их и сверстников. На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П.Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («ручка болит»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям, сильно плачет.

        Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде, сне. Его пугают попытки воспитателей хоть как-то успокоить его. Ребёнок настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных нагрузок: у ребёнка может подняться температура, может появиться сыпь или же первые признаки расстройства желудка, срыгивание, рвота, непроизвольное мочеиспускание, он бледнеет или краснеет. Такое состояние чаще наблюдается у детей 2-х лет.

 В новой обстановке ребёнок чувствует себя напряженнее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает, отказывается от еды, выходит из режима. Ребёнка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос сотрудников ДОУ, резкие звуки, длительный шум. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым. Может снизиться интерес к предметному миру, игрушкам, окружающему. У более старших детей (3 года), в период привыкания, нарушаются ранее приобретённые навыки (например, ребёнок становится нечистоплотным), наблюдается временная потеря речи и т.д.

        Общее подавленное состояние в совокупности с тем, что ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Известно: наиболее сложно адаптация проходит у детей 2 лет. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в детский сад после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний.

         

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА В ГРУППЕ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

        Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

        Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребёнком;
  • развивающие игры.

        Сведения о ребёнке (семье) воспитатель получает в процессе беседы с родителями, с помощью анкетирования (образец анкет представлены в приложениях №№ 1, 2), а также в ходе наблюдений за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получают достаточно важную информацию о степени проблемности каждого ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист ,передаётся медицинской сестре, которая прилагает его к медицинской карточке ребёнка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

        Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливается контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информируя о протекании адаптационного периода, ориентируя на активное взаимодействие.

        В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать приходить только на прогулку.

Психологи рекомендуют приводить ребёнка в детский сад папам.

 Укладывание спать желательно на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

        В процессе адаптации ребенка к ДОУ можно использовать следующие моменты:

  • элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);
  • по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав;
  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном (включать записи музыки для детей «Релакс»);
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
  • создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Организация работы педагога с детьми в адаптационный период

Характеристика детей первой группы адаптации

 (ребёнок не может оторваться от мамы)

Воспитательную работу с детьми в адаптационный период планируется и организуется дифференцированно, в соответствии с содержанием потребностей ребёнка в общении с окружающими. Наибольшую трудность представляют дети, отнесённые нами к группе адаптации по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя, действия ребенка становятся хаотичным и, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремится уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживание сопровождается повышением температуры, расстройством желудка, появлением сыпи, частым мочеиспусканием.

При поступлении в группу такого ребёнка необходимо в первую очередь удовлетворить потребность, определяющую его поведение, а именно — потребность в общении с близкими. , Предложить близким ребенка пройти в группу вместе, ребёнок перестанет плакать, успокаивается, присутствие близкого человека (матери, отца) помогает снять отрицательные эмоции, позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее. Возможно, что в первое время ребёнок в присутствии близкого человека не захочет устанавливать контакт с воспитателем. В таком случае маму с ребёнком на некоторое время оставить одних, чтобы мать помогла освоиться ему в новой обстановке, приласкала и успокоила. В этом особенно нуждаются дети, круг общения которых был резко сужен. Через некоторое время ребёнок начинает интересоваться окружающим. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Объяснить родителям, что их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребёнка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых.

Необходимо маме показать ребёнку игрушки, необходимые в пользовании предметы быта, вместе рассмотреть их, потрогать, подействовать с ними, объяснить назначение предмета, показать, как с ним действовать. Неоднократная экскурсия по группе вместе с мамой снимает у ребёнка неуверенность, страх перед неизвестным, и он начинает поглядывать на воспитателя. Чтобы вызвать у ребёнка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбой и вопросами. При этом ребёнок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребёнка к самостоятельному обращению к воспитателю, подчеркивая при этом, как он добр, ласков, какие интересные игрушки даёт детям, как весело с ними играет, как ребята обращаются к нему.

Если родные, придя в группу, будут только обнимать и жалеть ребенка, это не даст необходимого результата, а, наоборот, сыграет отрицательную роль. Важно именно побудить ребёнка общаться с воспитателем. И как только обстановка и общение с воспитателем перестает пугать ребёнка, можно предложить родителям оставить его на 15-30 минут одного, т. е. попросить выйти из группы. При этом следует рекомендовать им первое время уходить из группы незаметно. Но надо помнить, что долгое отсутствие их может напугать ребенка, придется начинать все сначала. Родителям надо пояснить также, что, приходя в группу, они не должны сосредоточивать все своё внимание только на своём ребёнке. Они должны на это время стать не только союзниками воспитателя в формировании у ребёнка потребности в общении, но и помощниками по уходу за детьми всей группы. Правда, дети иногда с ревностью относятся к этому, утверждая: «Это моя мама!» Не следует их за это ругать или наказывать, надо только подтверждать и успокаивать: «Да, твоя мама, Оля. У ребят тоже есть свои мамы. Они на работе, а ребята такие молодцы, играют без мам, сами. Они уже большие. И ты скоро будешь большой. Покажи, какой большой ты будешь. Давай покажем». Мама и я поднимаем руки, и все дети поднимают ручки. Вот - вот какие они большие...». Дети очень любят такие совместные движения, выполняют их с удовольствием.

Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» и др., надо проводить как можно чаще, привлекая к их выполнению и новеньких.

Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под неё приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована как средство для вовлечения ребёнка в общение со взрослым. Чтобы ребёнок не перевозбуждался, надо своевременно переключать его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней.

Игрушка-забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем — самый эффективный метод по отношению к детям. Он применяется сначала в присутствии мамы, а затем и без неё. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют развитию ребенка, а также формированию потребностей общения на более высокой ступени.

Персоналу группы необходимо помнить о том, что органические потребности также влияют на поведение ребенка, и важно принять все меры к их своевременному удовлетворению, не допускать нарушения аппетита, сна, эмоционального состояния. В первые дни по возможности не следует резко изменять те привычки, которые сложились у ребенка в условиях семьи. Так, например, если ребенок засыпал только при напевании песенки, надо, не дожидаясь его плача, постоять около него, погладить рукой, спеть песенку. Временное сохранение привычки предупредит появление отрицательных эмоций, поможет ребёнку легче адаптироваться. Безусловно, в условиях семьи нетрудно укладывать спать и кормить ребенка в соответствии с его привычками. В детском учреждении сделать это сложнее, не вполне возможно при соблюдении определенного порядка в обслуживании детей, при соблюдении принципа постепенности.

Соответствие режима кормления, укладывания спать, туалета с потребностью в этом ребенка — требование определяющее, но ребенка надо приучать к режиму, вырабатывать стойкие рефлексы. Только при этом условии у ребёнка не будет возникать отрицательного отношения к режимным процессам. Выработка рефлекса на время проведения того или иного режимного процесса осложняется, если родители не выдерживают режима дома, если у ребенка сформировались отрицательные привычки. В таком случае не следует менять сразу в режим, и методику кормления, и методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. Если проводят ту или иную процедуру против желания ребенка или в момент его неуравновешенного эмоционального состояния, это вызывает затем протест, крик, слезы даже при одном упоминании о ней. Персонал должен помнить, что, только успокоив ребёнка можно его накормить, уложить спать, высадить на горшок. Очень часто дети протестуют, плачут и не сразу включаются в действие, если у них не создают установки на предстоящий процесс. Чтобы не допустить закрепления отрицательного отношения к тому или иному режимному процессу в условиях детского сада, необходимо предупреждать ребенка о предстоящем действии. Желательно сократить время пребывания ребенка в группе в первые дни до минимума, с условием, что родители дома обратят особое внимание на методику проведения режимных процессов и выработку положительного отношения к ним, детям, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначить в первые дни приходить в детский сад только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче установить контакт с воспитателем и детьми, так как эти условия напоминают условия домашнего двора. Различные игрушки машины, совочки, лопатки, формочки, мячи, куклы — помогут ребенку провести время весело и заинтересуют его, привлекут внимание, вызовут желание прийти сюда снова, повысить эмоциональный тонус.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Характеристика детей второй группы адаптации

(входят в группу без плача)

Дети II группы, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем, легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Если воспитатель помогает познакомиться предметами, которые окружают ребенка, раскрывает способы действия с ними и их свойства, потребность ребенка в сотрудничестве со взрослым вполне удовлетворяется. Поэтому воспитатель должен поддержать интерес ребёнка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игрушек, формировать умения действовать с ними, для организации ситуативно-действенного общения очень важен подбор игрушек в размещение их. Однако, учитывая, что дети, поступающие в группу, сначала стремятся овладеть отдельными действиями с предметами, так как многие игрушки в группе им незнакомы, рекомендуется иметь следующий подбор:

  • для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шары и шарики;
  • для развития предметной деятельности - пирамидки, матрёшки, кубы,  различного рода вкладыши, игра «почта» с фигурами различной формы (треугольниками, прямоугольниками), крупный и мелкий строительный материал и др.: лопаточки, совочки, ведёрки для игр с песком; лопатки, печатки для игры со снегом);
  • для развития сюжетных игр - куклы, собачки, медвежата, предметы одежды, утюжок, полотенце и т. п.; крупная мебель для кукольного уголка;
  • для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

Целесообразно использовать также игрушки-забавы, настольный, пальчиковый кукольный театр.

При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это утомляет ребенка, не даст возможности их освоить, и у него вырабатывается небрежное к ним отношение. Игрушки располагаются в групповой комнате соответственно их назначению, например: мишка в коляске, кукла за столом, кукла в кроватке, кубики в машине и т. п., обязательно в разных местах. Такое расположение игрушек подсказывает содержание игровых действий и помогает овладеть этими действиями без взаимных столкновений с другими детьми.

Для обучения действиям с игрушками воспитатель может использовать показ, совместные действия с ребёнком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие. Все эти приёмы и методы педагогического воздействия с первых дней пребывания ребенка в группе являются важными и необходимыми. В совместных действиях с воспитателем в играх-занятиях, в неоднократных упражнениях ребёнок овладевает способами действия с окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие самостоятельно. Так в ситуативно-действенном общении не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, но и начинает формироваться потребность в активных самостоятельных действиях. Поэтому для дальнейшего развития этой потребности рекомендуется постепенно включать и такие приемы и методы педагогического воздействия, как упражнения в самостоятельных действиях, поручение, напоминание, указание, как уступить игрушку, как поделиться игрушкой с другими детьми.

        

Характеристика детей третьей группы адаптации

Когда дети имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях, когда необходимо что-либо выяснить. Если ранее ребёнок в основном только воспроизводил предметные действия, показанные воспитателем, то теперь он использует в своей игре эти действия самостоятельно, усложняя их. Например, он уже не просто поит куклу из чашки, многократно повторяя это действие, а что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее.

Действия ребёнка становятся многозвеньевыми, хотя, безусловно, чем моложе ребенок, тем, меньше звеньев будет в его игре. Ребёнок третьего года жизни уже в состоянии перенести в игру действия, виденные у взрослых, у других детей или воспроизводимые им самим с другим предметом. Но чтобы действия детей развивались, организую нужные ситуации, подготавливаю игрушки и атрибуты, показываю, как с ними действовать.

Важен подбор игрушек, с которыми дети будут действовать. Это должны быть различные игровые уголки с игрушками различной величины, цвета, формы. Рядом должна быть также и скамейка, чтобы ребенку удобно было не только напоить куклу, но и сесть с ней рядом. На последнем этапе привыкания дети уже меньше играют в одиночку, начинают объединяться в небольшие группы. Это следует поощрять, особое внимание, уделяя вопросу формирования взаимоотношений между ними.

При этом рекомендуется использовать такие приемы и методы педагогического воздействия:

  • упражнять ребенка в совместных действиях со сверстниками,
  • учить уступать игрушку и делиться ею с товарищем,
  • поручить обратиться к сверстники т. п. («Лена, накорми куклу, а Танечка уложит её спать. Пока Танюша укладывает, дай попить другой куколке!. Молодцы! Как вы дружно играете!»).

При этом необходимо учесть, что взаимоотношения детей и по времени контактирования, и по содержанию совместных действий складываются постепенно. Так, если ребёнок только овладевает самостоятельными игровыми действиями, то общение его со сверстниками не может быть длительным, оно обычно одномоментно, кратковременно, чаще всего возникает по поводу игрушки и может иметь конфликтный характер. В таком случае настаивать на совместных играх ещё не следует. На этапе развития взаимоотношений с другими детьми важно показать ребенку, как следует поступать в каждом конкретном случае («дай Сашеньке твою машину. Скажи: «Возьми, Саша!», «Молодец!»). По мере формирования устойчивых навыков совместной игры надо обращать внимание детей на правила взаимоотношений («Игрушку отбирать нельзя! Надо просить игрушку. Вот так: «Дай, пожалуйста!»). В результате такого подсказа со стороны взрослых дети быстрее овладевают нужной формой обращения и от кратковременных игр со сверстниками переходят к длительному игровому общению в малых группах.

Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Эти занятия могут быть разнообразны по содержанию и направлены не только на развитие речи ребенка и ориентировки в окружающем, но и умения общаться как со взрослыми, так и со сверстниками для таких игр-занятий рекомендуется использовать набор сюжетных игрушек: куклы девочки, мальчики, бабушка, воспитатель, мама и др. Используя знакомые куклы, в виде инсценировок показываю, как дети обращаются с просьбой друг к другу, как они обращаются с вопросами к бабушке или воспитателю и т. п. На играх-занятиях можно показать, как пригласить сверстника в игру, предложить поиграть вместе с одной игрушкой и т д. Полученные на занятиях знания и представления детей переносят в самостоятельную игровую деятельность, воспроизводят увиденное в игре. Поэтому рекомендуется все атрибуты к играм в «больницу», «парикмахерскую», «дом» и т. п. сначала продемонстрировать на играх-занятиях и только затем включать в игры детей. При этом в играх-занятиях необходимо показывать не только как действовать с игрушками, но и правила общения: как обратиться с просьбой, с вопросом, поблагодарить, уступить игрушку и т. п. Тогда конфликтные ситуации в общении детей станут проявляться реже, а взаимоотношения упрочатся, необходимо использовать и приём вовлечения ребенка в игру, помогая ему определить свою роль в игре (например: «Санечка, ты будешь врачом. Вот тебе халат, шапочка. Надевай их. Будешь замерять куклам температуру. Вот градусник»). Постепенно игру следует усложнять, привлекая к ней и других детей. Кто-то будет медицинской сестрой, помогать врачу ставить горчичники, кто-то мамой.

Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре. Дети должны понять назначение каждого игрового уголка, усвоить смысл и способы действий с атрибутами, научиться обыгрывать их в совместных действиях со сверстниками. Поэтому руководство воспитателя играми и общением детей, недавно поступивших в группу, должно быть постоянным и на этом этапе привыкания. Иначе ребёнок может часто вступать в конфликтные ситуации, что затормозит развитие общения и игровых действий, а, следовательно, осложнит его адаптацию в коллективе. Итак, все приёмы и методы педагогического воздействия со стороны воспитателя должны быть направлены на то, чтобы, продвигая ребёнка с одной ступени развития, на другую, обеспечивать условия для его дальнейшего всестороннего умственного и физического развития.

Содержание общения воспитателя с ребенком в период адаптации

В педагогической практике нередки случаи, когда ребёнок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д. В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения.

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

  • 1 этап - потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
  • 2 этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
  • 3 этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:

  • манипуляция с предметами;
  • отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
  • предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.

Определение уровня развития потребности в общении у ребенка

Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может в процессе наблюдения за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

Обратите особое внимание на следующее:

  • эмоциональное состояние ребёнка (слёзы, улыбка, неуравновешенное состояние, т. е. спокойствие, сменяется слезами, и наоборот);
  • характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);
  • отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);
  • высказывания о желаемом.

Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать:

  • спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние,
  • активные действия при ознакомлении с окружающим;
  • умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками;
  • высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.

Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное (негативное) отношение к воспитателю и детям, высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких — показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.

Воспитатель должен учитывать, что в соответствии с потребностями, определяющими поведение детей, должны изменяться не только приёмы и методы педагогического воздействия, но и содержание деятельности, которую он организует для дальнейшего развития потребностей сферы ребенка.

Не желательно при расставании ребёнка с близким человеком, произносить фразу: «Не плач, мама скоро придёт!», тем самым настраивая малыша на постоянное ожидание родителей и проживание в стрессовой обстановке.

Подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста

Чтобы период привыкания к ДОУ прошёл быстрее и спокойнее, необходимо в комплексе применять различные адаптационные методики и приёмы.

Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

  1. Метод «песочной терапии»

Игры с песком — проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом исходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные развивающие обучающие игры-занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Прежде всего, необходима «песочница» Она может быть любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутренняя поверхность должна быть окрашена в голубой или синий цвет - дно символизирует воду, а борта - небо. Заниматься нужно обычно с подгруппой детей  (3-4 человека) и индивидуально, поэтому диаметр песочницы – 80 см. Широко использовать два ящика - для сухого и влажного песка. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. К песочнице необходим набор мелких предметов (до 8 см): человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, дома, машины, предметы домашнего обихода, геометрические фигуры - словом, всё, что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.

Рекомендуемые упражнения с песком:

  1. «Отпечатки наших рук»,  Поверхность песка ровная, песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук — то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки...).
  2. «Отпечатки кулачков, костяшек пальцев» (найти сходство со знакомым предметом — цветок, солнышко, ежик).
  3. «Скользить ладонями по поверхности песка» (зигзагообразные и круговые движения — как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром).
  4. Пройтись поочередно каждым пальчиком правой и левой руки по поверхности песка (потом двумя руками одновременно).
  5. Поиграть пальцами по поверхности песка как на пианино (движения мягкие вверх- вниз - движется вся кисть).
  6. Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).

  1. Картотека игр (см. приложение №№ 1, 2).

Список литературы

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребёнок в детском саду. – 2003. –№ 5. – с.49 – 53; № 6 – с.46 –51.
  2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.,АСТ-ПРЕСС, 1999 .
  3. Варпаховская О. «Зелёная дверца»: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – с.30 – 35.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М., ТЦ  Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004 .
  6. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с.66 – 77.
  7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – c.34 – 37.
  8. Лютова Е.К. МонинаГ.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
  9. Г.М. Лямина. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 2-у, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1976. 239 с.  
  10. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург, Речь , 2002 .
  11. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное  развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.
  12. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
  13. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб ,2003 .
  14. СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка  – М., ТЦ Сфера ,2006 .
  15. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006 .
  16. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006  – №№3,4. с. 46 – 51.

Автор-составитель: Сосунова Ирина Владимировна., старший воспитатель МБДОУ №22 пгт Кавалерово

Июль, 2016

Приложение № 1

Анкета «Что нужно знать педагогу о вашем ребёнке?»

        Уважаемые родители! Ваш малыш скоро начнет посещать детский сад, что является психологическим стрессом для  него. В целях прохождения  легкой адаптации малыша к условиям детского сада просим заполнить предложенную анкету, которая позволит педагогам учитывать индивидуальные особенности и наклонности вашего ребёнка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________________

Дата рождения _________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания до поступления в ОУ___________________________________________

Любимые игры ________________________________________________________________________

Любимые игрушки _____________________________________________________________________

Радуется, когда ________________________________________________________________________

Боится, когда __________________________________________________________________________

Какими ласковыми словами называете ребёнка___________________________________________

ПОВЕДЕНИЕ: указать «да» или «нет», или напишите свой вариант ответа

Почти всегда бывает послушным_________________________________________________________

В равной мере бывает послушным и непослушным__________________________________________

Чаще бывает непослушным______________________________________________________________

АППЕТИТ: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Ест хорошо, быстро с аппетитом________________________________________________________

Иногда ест хорошо, иногда плохо_________________________________________________________

Ест плохо, без аппетита________________________________________________________________

СОН: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Быстро засыпает_______________________________________________________________________

Долго лежит, не засыпая________________________________________________________________

Сон длительный, спокойный_____________________________________________________________

Сон кратковременный, беспокойный______________________________________________________

АГРЕССИВНОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Часто обижает других детей, дерется____________________________________________________

Иногда бывает агрессивным______________________________________________________________

Спокойный, совсем не дерется____________________________________________________________

ОБИДЧИВОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Обидчивый_____________________________________________________________________________

Совсем не обидччивый___________________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Сам одевается и раздевается_____________________________________________________________

Делает что-то одно____________________________________________________________________

Просит, чтобы ему помогли______________________________________________________________

Не умеет одеваться,  раздеваться________________________________________________________

НАСТРОЕНИЕ: указать «да» или «нет», или напишите  свой вариант ответа

Чаще радуется, смеется, не плачет_______________________________________________________

Часто смеется и часто  плачет _________________________________________________________

Плаксивый, часто испытывает недовольство______________________________________________

                                                                       

Благодарим за сотрудничество!

Приложение № 2

Уважаемые родители!

          Просим заполнить анкету для оформления социального паспорта группы!

Ф.И.О. ребёнка, дата рождения_______________________________________

__________________________________________________________________

Ф.И.О. мамы _______________________________________________________

Образование: высшее, среднее специальное, среднее общее  - (подчеркнуть)

Являюсь студентом _______________________________________________

(указать название учебного заведения)

Место работы и должность: ____________________________________________

___________________________________________________________________

Контактный телефон:_______________________________________________

Ф.И.О. папы _______________________________________________________

Образование: высшее, среднее специальное, среднее общее  - (подчеркнуть)

Являюсь студентом ________________________________________________

                                (указать название учебного заведения)

Место работы и должность: _________________________________________

________________________________________________________________

Контактный телефон:_________________________________________________

Сколько детей в семье (до 18 лет):_______чел., из них детей до 8 лет______чел.

Домашний адрес:___________________________________________________

К кому можно позвонить в экстренных случаях, если ВЫ будете не доступны?

Ф.И.О (родственное отношение, контактный телефон)______________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" школа для родителей вновь поступивших детей.

Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно пони...

Здравствуй, детский сад! Или рекомендации по адаптации вновь поступивших детей.

В то время, когда ребенок идет в детский сад, родительское сердце замирает. Замирает от тревоги, переживаний и чувства неизвестности. Этот комплекс негативных эмоций направлен, как на самого себя (род...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ВНОВЬ ПОСТУПИВШИХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИЙ САД

Материал полезен воспитателям, которые планируют работать на группах раннего возраста....

Методическая разработка сценария праздника «День защиты детей в детском саду»

Методическая разработка праздника «День защиты детей в детском саду»...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...

Методическая разработка: информационный листок для педагогов "Прогулка в детском саду в летний период"

Методическая разработка: информационный листок для педагогов "Прогулка в детском саду в летний период"...

Адаптация к детскому саду вновь поступивших детей.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Бол...