Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
статья на тему

Аблюзина Гузель Ирековна

Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ablyuzina.doc.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «День за днем природу бережем» в образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Аблюзина Г. И.

 МАДОУ детский сад №6 города Туймазы

ablu83@mail.ru 

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста становится одним из приоритетных направлений в педагогической теории и практике, однако решать задачи экологического воспитания, ограничиваясь лишь регламентированной образовательной деятельностью, малоэффективно. Так с целью формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом природных особенностей Туймазинского района и города Туймазы посредством социального партнерства с семьями воспитанников, учреждениями и предприятиями города был разработан проект «День за днем природу бережем!». (далее – проект).

Перед началом работы над проектом мы выявили: востребованность и необходимость проведения природоохранных акций в рамках ДОО (соцопрос с родителями воспитанников); недостаточный уровень экологических знаний и умений старших дошкольников; интерес родителей к совместной партнерской деятельности и поддержку ими проводимой в ДОО работы по экологическому воспитанию детей. Реализация данного проекта была основана на проведении экологических акций, участниками которых стали не только дети, их родители, педагоги и социальные партнеры, но и жители города Туймазы.

В качестве задач проекта были определены: уточнение и обобщение знаний детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений Туймазинского района Республики Башкортостан; развитие познавательно- поисковой деятельности, способности к наблюдениям и моделированию с применением информационных и коммуникационных технологий; привлечение детей, родителей и общественности к активной природоохранной деятельности посредством проведения  экологических мероприятий и акций; формирование определенной системы ценностных отношений к природе родного города и района; создание условий для овладения детьми практическими умениями и навыками сознательного поведения в природе.

Проект осуществляется поэтапно с ноября 2016 года по май 2017 года. В ходе подготовительного этапа была проведена диагностика экологических знаний старших дошкольников и анкетирование родителей с целью выявления у них интереса к совместной деятельности, в т.ч. по вопросам экологического воспитания детей. Также был составлен план мероприятий в рамках проекта.

На втором, основном этапе, в рамках проекта были организованы мастер-классы, экскурсии, мультимедийные путешествия, викторины, конкурсы творческих работ, праздники, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры, распространение детьми совместно с родителями и воспитателями тематических листовок, посещение центральной детской библиотеки, краеведческого музея города Туймазы и другие мероприятия.

В ходе акции состоялись: прогулка-поход «Лесной воздух» в парк (в выходной день ) с родителями; пробег на самокатах и велосипедах; спортивная эстафета «Дышите глубже» вокруг ДОО совместно с родителями;  организован турнир «Знатоки природы» для детей; акция «Посади дерево», озеленение территории детского сада при участии родителей, детей, педагогов и сотрудников Туймазинского лесничества.

На заключительном этапе был проведен анализ эффективности и результативности проекта. Так, в результате реализации проекта были отмечены повышение уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, расширение их знаний по основам экологии, а также активная природоохранная деятельность не только воспитанников , но и их родителей, желание жителей района участвовать в подобных акциях и в решении вопросов охраны природы.

Литература

1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

3. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

4. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / Лопатина А. А., Скребцова М.В.. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

5. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа» - М.; «Карапуз-дидактика», 2005. ДОУ в рамках реализации программы Н.А. Рыжовой «Нашдом – природа». Организация экологического образования.

6. Парциальные программы: Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»; Николаева С.Н. «Юный эколог»; Рабочая программа «Волшебница Природа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога. Тема: «Особо охраняемые природные территории России».

Сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежед...

Экология природы, как экология души человека

Читая стихотворение нашего соотечественника детского поэта Якова Акима «Наша планета» невольно переносишься в далёкое детство, где попадаешь в волшебный сад с бабочками и ландышами, ...

Статья "Экология природы к экологии души человека"

Статья "Экология природы к экологии души человека"...

Особо охраняемые природные территории Республики Коми

Цель: Знакомство воспитанников с особо охраняемыми территориями Республики Коми....