Роль семьи в воспитании детей.
статья (младшая группа) по теме

Магомедова Севиль Кинязовна

Семья -это сгусток многих проблем: от экономических,социальных, экологических, демографических до сугубо личных, интимных, и в ней закладывается нравственное и физическое здоровье ребенка.Она сочитает индивидуальные слабости  и достоинства,общечеловеческие и государственные интересы. Все это обязывает общество направить все силы на повышение духовной ценности семьи, занимающейся непосредственным воспитанием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семья - это малая социально - психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Из этого определения явствует, что внутри семьи  различаются два основных вида отношений - супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно - экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны ее развития и функционирование. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др.

В последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так методов ее изучения в рамках одной науки, которая обеспечит подход и системный анализ современной семьи, ее функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная система наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. (название предложено видными отечественными философами А. Г. Харчевым и М. С Мацковским в 1978 г.)

Функции семьи. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие либо нарушения в одной из них сказывается и на выполнение другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т. п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающей возможность производить продукты овощеводства, садоводство, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной философии обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности.

Функции организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержания здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучения уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отличаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и маленьких, и больших членов семьи  выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих детей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно - психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, пгутки, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятие физической культурой т. д. Здесь пролеживается прямая зависимость восстановительной философии семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта.

Особая роль в восстановительной философии семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Семейный досуг должен оказыватьразвивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью семьи и т. д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.

Воспитательная функция - важнейшая образному и очень меткому выражению философа Н. Я. Соловьева, «Семья - воспитательная колыбель человека». Да именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции (И. В. Гребенников)

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.

Семья выступают посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывает самым действенным воспитателем, особенно впервые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей его жизни. Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по разному, «окрашен» план ребенка, которому от роду 2-3 месяца: он и требователен, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычущий. А как быстро малыш «приучает» родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, когда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, чтоон видит маму, слышит ее голос и т. д.

Ребенок в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает близких к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми не обладаешь сам, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Тип семьи:

Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений и родственников);

Нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей, без старшего поколения);

Неполная (мать и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др.);

Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их

пребыванием в ДОУ, школе, на работе).

Детский сад Семья

Недостатки Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, снижена его интимность, эмоциональнаянедостаточность. Наличие сменяющих друг - друга воспитателей с разными программами их проведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность обращаться с детьми- родственниками разных возрастов.

Преимущества Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно методических пособий. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической

Целенаправленный характер

воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастнымособенностям и возможностям дошкольников,

понимание их духовных

потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная

деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного

воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей

дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Напоминание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и

малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его осознание самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Исходя из этого, мы видим, что каждая семья индивидуальна и неповторима.

Эти особенности определяют силу влияния семьи на развитие ребенка.

Вывод: каждая семья индивидуальна и неповторима, педагог должен изучать особенности семьи и опираться на эти знания.

1.2 Современная философия взаимодействия семьи и дошкольного

учреждения

Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, когда согласно сравнительно недавним прогнозам академика С. Г. Струмилина, в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направление в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу - интернат, а из него отправиться с путевкой в самостоятельную жизнь.» счастье, что эти прогнозы не сбылись.

В основе новой философии сотрудничества семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнительно их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой - то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут внести свой вклад в образовательную работу. Они могут организовать экскурсию, поход, вести кружки, студии, обучать малышей рукоделию и т. д. От этого выигрывают и дети и взрослые и можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как то: общеобразовательная школа, библиотека, спортивный комплекс и др. Например, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», ученики музыкальной школы дают концерт в детском саду. А детский сад со своей стороны должен стать «открытой» системой для населения микрорайона по всем вопросам развития и воспитания ребенка, настоящим центром педагогической культуры. Педагог дошкольного учреждения занимает как бы «промежуточное» положение между членами семьи, в которой растет малыш и группой, которую он посещает. Но встает вопрос, как же найти путь к сердцу родителей, как сделать воспитание детей общим делом?

1.3 Задачи и формы сотрудничества ДОУ с семьей

В России накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах Республики Беларусь, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного воспитания и развития ребенка-дошкольника, условия, определяющие потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы работы с семьей в новой социально-экономической ситуации.

Мы исходим из того, что если семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений — образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений «родитель – ребенок – педагог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль семьи в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли семьи в современном обществе, о воспитании детей. Информация о возрастных нормах развития ребенка....

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей» Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством ...

Роль семьи в воспитании детей

Консультация для родителей...

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей». Форма проведения – круглый стол.

Родительское собрание лчше проводить в нетрадиционной форме.Круглый стол одна из них ....

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...