«Детское экспериментирование - как метод развития дошкольников»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Богатырёва Татьяна Геннадьевна

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование - как метод развития дошкольников» Что я слышу-забываю.

Что я вижу -я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций).

Актуальность:

В соответствии с ФГОС одним из направлений является «Познавательное развитие» в него входит направление познавательно исследовательская деятельность – учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.   Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Проблема:

Для  познавательного развития дошкольников нужно использовать детское экспериментирование. Эта форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Цель:

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

1.Углублять представления о живой и неживой природе.

2.Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

3.Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

4.Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки  предметов и явлений окружающего мира.

5.Приобщать детей к красоте окружающего мира.

Форма работы:

-Наблюдения.

-Опыты.

-Прогулки.

-Экскурсии.

-Беседы.

-Дидактические игры.

-Трудовая деятельность.

Методы и приёмы:

-Поисково-исследовательские наблюдения, эксперименты,

постановка вопросов проблемного характера.

-Моделирование, проведение опытов (практических).

-Фиксация результатов.

-Беседы.

-Трудовые поручения, действия.

-Дидактические игры, игровые ситуации.

Экспериментирование-это творческий процесс и наряду с игрой ведущая деятельность дошкольника. И для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

С помощью  игровых персонажей предлагаются детям проблемные ситуации. Мы проводим следующие эксперименты.

Тема: «Вода».

С помощью предметно- манипулятивной  деятельности и  в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать  в неё и вылавливать различные предметы; что вода льётся, воду можно переливать; что предметы станут чище, если мыть их водой; что вода не имеет вкуса, что вода может быть тёплой холодной, вода не имеет цвета но её можно покрасить.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки», «Помощники» дети узнали, что руки и предметы станут чище, если их мыть водой. «Разноцветные льдинки» даём представление о том, что лёд это замороженная вода.

Тема: «Песок».

На организованной совместной деятельности «Испечём угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сырого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Пришли к выводу: мокрый песок принимает любую нужную форму.

Детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, затем сухой -малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Тема «Воздух».

При проведении дидактической игры «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой весёлый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, иона не тонет в воде в отличие  от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира более интересной и разнообразной.

Эффективность:

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Идёт обогащение памяти ребёнка , активизируются его мыслительные процессы.

-Развивается речь.

-Формируется самостоятельность, способность преобразовывать  какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

-Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки.

Вовлечение родителей:

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Совместными усилиями пополняется исследовательский уголок.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребёнка.

Заключение:

В результате организации детского экспериментирования, пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы; о свойствах различных материалов; о применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средство познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности природы.

                                                                

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.

Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка н...

«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к  познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....

«Детское экспериментирование — как метод ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные предста...

Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"

quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...