«Детское экспериментирование - как метод развития дошкольников»
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование - как метод развития дошкольников» Что я слышу-забываю.
Что я вижу -я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций).
Актуальность:
В соответствии с ФГОС одним из направлений является «Познавательное развитие» в него входит направление познавательно исследовательская деятельность – учить детей обобщённым способам исследования разных объектов окружающей жизни. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Проблема:
Для познавательного развития дошкольников нужно использовать детское экспериментирование. Эта форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
Цель:
Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1.Углублять представления о живой и неживой природе.
2.Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3.Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
4.Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
5.Приобщать детей к красоте окружающего мира.
Форма работы:
-Наблюдения.
-Опыты.
-Прогулки.
-Экскурсии.
-Беседы.
-Дидактические игры.
-Трудовая деятельность.
Методы и приёмы:
-Поисково-исследовательские наблюдения, эксперименты,
постановка вопросов проблемного характера.
-Моделирование, проведение опытов (практических).
-Фиксация результатов.
-Беседы.
-Трудовые поручения, действия.
-Дидактические игры, игровые ситуации.
Экспериментирование-это творческий процесс и наряду с игрой ведущая деятельность дошкольника. И для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям проблемные ситуации. Мы проводим следующие эксперименты.
Тема: «Вода».
С помощью предметно- манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в неё и вылавливать различные предметы; что вода льётся, воду можно переливать; что предметы станут чище, если мыть их водой; что вода не имеет вкуса, что вода может быть тёплой холодной, вода не имеет цвета но её можно покрасить.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки», «Помощники» дети узнали, что руки и предметы станут чище, если их мыть водой. «Разноцветные льдинки» даём представление о том, что лёд это замороженная вода.
Тема: «Песок».
На организованной совместной деятельности «Испечём угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сырого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Пришли к выводу: мокрый песок принимает любую нужную форму.
Детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, затем сухой -малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Тема «Воздух».
При проведении дидактической игры «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой весёлый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, иона не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира более интересной и разнообразной.
Эффективность:
-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
-Идёт обогащение памяти ребёнка , активизируются его мыслительные процессы.
-Развивается речь.
-Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.
-Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки.
Вовлечение родителей:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Совместными усилиями пополняется исследовательский уголок.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребёнка.
Заключение:
В результате организации детского экспериментирования, пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы; о свойствах различных материалов; о применении их человеком в своей деятельности.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средство познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка н...
«Детское экспериментирование, как метод развития познавательной активности дошкольника»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем....
"Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности"
Материал для педагогов ДОУ...
«Детское экспериментирование, как метод развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Выступление на педагогическом совете...
Мастер-класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
Мастер-класс сопровождается презентацией...
«Детское экспериментирование — как метод ознакомления дошкольников с окружающим миром»
Дети дошкольного возраста по своей природе - пытливые исследователи окружающего мира. Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные предста...
Мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"
quot;Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольников"...