Агрессия у детей дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа) на тему

Старкова Анастасия Андреевна

Статья посвящена основным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressiya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Агрессия у детей дошкольного возраста»

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большее число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разрабатывать техники его коррекции.

Тема «детской агрессивности» в отечественной психологии долгое время была закрыта и не получила должной разработки. Публикации на эту тему представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.

Любое проявление агрессии и склонность к агрессивности детьми является проблемой не только для ближайшего окружения ребенка, но и для общества в целом. Именно в дошкольном возрасте изучение агрессивности, коррекция агрессивного поведения и его профилактика носит величайшею ценность , т.к данная черта находится в процессе становления как правило до 10 лет и своевременное вмешательство разных компетентных специалистов, работающих в одной связи может существенно повлиять на её устранение. 

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость». Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную.

Причины агрессии у детей: 

-Ребенок получает мало внимания, его чувства никого не интересуют. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей. Ребенок копирует взрослых, относясь так же к окружающим. Если родителям (воспитателям) не интересен внутренний мир ребенка, они хотят дать ему желаемое, но им не интересно почему возникла такая потребность, ребенок привыкает получать все «быстрым» способом, не анализируя своё поведение.
-Он отказывается делиться чем-то с другими детьми. Срабатывает инстинкт «охотника»: я – завоевал, значит это моё.
-Он взволнован новыми событиями в семье (будь то развод родителей, появление нового члена семьи или даже выход мамы на работу)
-Он проводит слишком много времени за просмотром телевизора, за игрой в компьютер (планшет, телефон)
-Возможно его часто наказывают. Он демонстрирует такую же модель поведения.
-Нестабильная социально-экономическая обстановка отражается на ребенке, через беспокойное поведение родителей, возможно кто то из родителей потерял работу, или ему урезали зарплату.

–Ребенок не может себя контролировать, недостаточная саморегуляция

–Не справедливое отношение педагога к ребенку в детском саду;

Как предупреждают детские психологи, чаще всего агрессивное поведение начинает проявляется у детей в первый кризисный период (3 года).

На самом деле, дети проявляющие агрессию в детском саду не редкость. Это зависит не от воспитателей не нашедших подход к ребенку, неправильного воспитания, плохой наследственности, а от естественного желания малыша раздвинуть границы изведанного. Он пробует разное поведение по отношению к сверстникам, и смотрит на реакцию получения желаемого. Если рядом в этот момент будет находится компетентный взрослый, он легко сможет скорректировать поведение малыша. Можно побеседовать с ребенком и обсудить ситуацию в любой момент (будь то начало конфликта, самый разгар, или же после всего произошедшего). Если же ребенок предоставлен сам себе, то он очень скоро начнет делать выводы сам. Он пробует разные формы поведения для достижения желаемого. При этом действует наикратчайшим путем.

Варианты методов и приемов работы с агрессивными детьми.

1.Разговор с ребенком

Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной инструментальной агрессией. Цель беседы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе.

2. Составление объективной картины с кем хочет общаться ребенок в группе.

Можно предложить различные виды контактирования с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.

3. Совместная игра

В игре есть возможность смоделировать жизненные ситуации, найти выход из затруднительного положения, или похвалить и еще раз проиграть ситуации где ребенок сделал правильный выбор.

4. Рисунок.

При рисовании дети неосознанно показывают свой внутренний мир, свои переживания и радости. С помощью грамотной трактовки рисунка можно понять о ребенке то, что он не сможет сказать.

Таким образом, можно полагать, что в дошкольном возрасте самое время предпринять определенные меры, для преодоления влечения к агрессивному поведению. Основная работа должна быть направлена на построение отношений родитель- ребенок, постараться понять корни данной проблемы. Построение и апробация такой коррекционной программы составляет дальнейшую задачу нашей работы.

Последние открытия в психологии засвидетельствовали, что эмоциональный дефицит общения в семье может пагубно повлиять на становление человеческого характера (это и криминальное будущее, и проблемы в семейной жизни, в общении с будущими детьми). Если в семье возникает атмосфера эмоционального холода и полного отсутствия интереса друг к другу, то она закономерно поражает и детей. Эти дети отстают в душевном развитии

 Эмоциональное оскуднение всегда грозит тем детям, в семьях которых ребёнок «в тягость», где заботы ограничиваются тем, как накормить и одеть его, где не проявляют искреннего интереса к проблемам, индивидуальным потребностям ребёнка.

Одним из выходов в сложившейся ситуации могут быть домашние животные. Чтобы жить среди людей, ребёнку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться  с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, налаживать отношения с людьми.

Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима  детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. Замкнутым, робким, нерешительным детям кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребёнком животные сглаживают одиночество, забирают часть тревог, особенно когда родители заняты своей жизнью.

 Психолог Р. Интересный эксперимент в группе тревожных, агрессивных, конфликтных детей: в течение месяца приносила кошку Дусю. Дуся своим поведением «обучила» детей способам налаживания контактов с людьми и помогла снять психоэмоциональное напряжение в группе. Решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чём больше нуждается ваш ребёнок, какие у него проблемы?  У кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки – умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Медики считают, что присутствие в доме домашних животных разряжает напряжённость, снимает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребёнка богатый положительный эмоциями окружающий мир:

- внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребёнку;

- искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;

- совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;

- уход за домашними животными;

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. Отсюда, работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с ребенком, но и с его родителями.

Список используемой литературы:

1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998

3.Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2002.

4.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

5.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

6.Осипова А.А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.

7.Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003.

8. Кокшарова О.Н. Родительское собрание на тему "Детская агрессия" // Токарь И.Е. 2. Детская агрессивность: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"

Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная  социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте -  неверное ...

Агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, н...

Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....

Причины агрессии у детей дошкольного возраста

Агрессия у  дошкольника, причины проявления....

Статья. Агрессия у детей дошкольного возраста.

Статья посвящена проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. Организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении....

Консультация для родителей на тему:"Агрессия у детей дошкольного возраста"

Что такое "детская агрессия", ее виды, причины и способы коррекции....