Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

        В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsie.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация

                                                на тему:

"Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

        В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей. А так как МДОУ работает в инновационном режиме по проблеме развития личности ребенка на основе этнокультурного компонента воспитания., мы вводим элементы краеведения на занятиях по физической культуре через использование подвижных игр народов Поволжья в структуре занятия и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения в целом. Стараемся провести тесную взаимосвязь знакомства с предметами быта, с историей и культурой своего народа со спортивно - двигательной игровой деятельностью дошкольников.

        Знакомим детей с народными мордовскими подвижными играми. Игры - своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Мордовские народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей ("Раю-раю", "Салки", "Горшочек"). Этим достигается решение одного из направлений программы "Мы в Мордовии живем"- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр. А чтобы игры были более интересными и содержательными разучиваем с детьми прибаутки, считалки, поговорки.

         Известно, что мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции. свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности. развивает воображение и творческие наклонности.

           Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же умелое руководство игрой.

       Мы воспитатели и инструктор по физическому развитию, творчески используя мордовскую подвижную игру, как эмоционально - образное средство влияния детей, пробуждая у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых  действий. При этом я замечаю и выделяю существенные факторы в развитии детей, в их поведении. определяю реальные изменения в знаниях, умениях и навыках.

        В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения.

Тематика проводимых нами игр очень разнообразна:

Игры с предметами:

"В лапти".

"В бусы".

"В колечко".

"В жгут".

Эпизоды из жизни мордовского народа

"В репку".

"Тканье полотна".

"В базар" и другие.;

Подражание повадкам животных и птиц:

"В волков".

"В журавлей".

"В голубей".

        Для того, чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников, необходимо тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктора по физическому развитию и воспитателей.,  для чего в каждой возрастной группе ведется  "Тетрадь взаимодействия специалистов", где инструктор по физическому развитию, следуя своему перспективному плану, в котором намечено использование той или иной мордовской народной игры в структуре занятия, сообщает воспитателю о ее проведении и той предварительной работе, которую следует провести с детьми с целью уточнения их знаний, представлений и умений.

       Предварительная работа включает посещение мини-музея МОУ для знакомства с предметами быта, используемых в игре (народная игра "Лапоть", "Горшок"). В музее воспитатель не только показывает этот предмет, но и знакомит с историей, его прошлым и настоящим, (например: п/и "В лапоть"-("Карьсэ"), "В горшки".("Чакшкинесэ").

     "В лапоть": воспитатель рассказывает, что в давние времена обувью простого народа были лапти, - и показывает детям, что они из себя представляют, как их носили, рассказывает, что люди плели лапти из лыка своими руками, а в настоящее время нас окружает разнообразие видов обуви.

В музее находится и колодка, и лыко.

    "В горшки":("Чакшкинесэ" эрз.)- горшок, в прошлом, обязательный элемент кухонной утвари, в настоящее время на смену ему пришли кастрюли, другая посуда из различных современных материалов.

      Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется в свободное время (на прогулке, в подвижной самостоятельной деятельности детей) воспитателями.

       Следовательно, на физкультурных занятиях дети эмоционально готовы к игровым действиям, имеют представления о том, о чем пойдет речь в игре, и моторная плотность занятия, физическая нагрузка детей остается достаточно высокой, так как время на пояснения и уточнения требуется намного меньше, что значительно повышает качество занятия. В то же время, используемая на физкультурном занятии мордовская подвижная игра - большая помощь  в работе и воспитателю, так как использование игр подобного характера предполагается в работе с детьми в течении дня.

   Важно помнить, что, используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, место проведения игры, интересы детей. Так же важно активизировать и направлять общение детей между собой - тактично напоминать детям, чтобы они оказывали помощь друг другу, формировать дружеские взаимоотношения.

    Предварительная работа способствует реализации принципа развивающего обучения на основе использования этнокультурного краеведческого материала.

    В нашем детском учреждении приобщение к мордовскому национальному компоненту образования происходит не только на занятиях физкультурой, но и при проведении различных праздников и детей здоровья.

Например:

- В план проведения Дней здоровья обязательно включаются мордовские подвижные игры.

- В дни Масленицы, при входе в детский сад, родителей и детей встречают взрослые в национальных костюмах и персонажи мордовских сказок, которые предлагают детям и родителям не только поиграть в мордовские подвижные  игры, но и отведать мордовское национальное кушанье - пшенные блины. Родители, а особенно дети, с удовольствием откликаются на подобные формы работы.

- В регулярно проводимые Малые Олимпийские игры обязательно включаем День народной игры.

     Таким образом, в развитии ребенка в этнокультурной среде, нами делается акцент на приобщение его красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в сохранении наследия прошлого, и особое внимание уделяется формированию его знаний и представлений о родном крае, введение в неповторимый самобытный мир народной игры, как главного вида детской деятельности и основы психофизического здоровья.

      В результате проводимой работы дети и в свободное время с большим удовольствием используют мордовские подвижные игры, в результате чего развивается ловкость, быстрота движений и реакций.