Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему
В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsie.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
на тему:
"Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей. А так как МДОУ работает в инновационном режиме по проблеме развития личности ребенка на основе этнокультурного компонента воспитания., мы вводим элементы краеведения на занятиях по физической культуре через использование подвижных игр народов Поволжья в структуре занятия и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения в целом. Стараемся провести тесную взаимосвязь знакомства с предметами быта, с историей и культурой своего народа со спортивно - двигательной игровой деятельностью дошкольников.
Знакомим детей с народными мордовскими подвижными играми. Игры - своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Мордовские народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей ("Раю-раю", "Салки", "Горшочек"). Этим достигается решение одного из направлений программы "Мы в Мордовии живем"- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр. А чтобы игры были более интересными и содержательными разучиваем с детьми прибаутки, считалки, поговорки.
Известно, что мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции. свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности. развивает воображение и творческие наклонности.
Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же умелое руководство игрой.
Мы воспитатели и инструктор по физическому развитию, творчески используя мордовскую подвижную игру, как эмоционально - образное средство влияния детей, пробуждая у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом я замечаю и выделяю существенные факторы в развитии детей, в их поведении. определяю реальные изменения в знаниях, умениях и навыках.
В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения.
Тематика проводимых нами игр очень разнообразна:
Игры с предметами:
"В лапти".
"В бусы".
"В колечко".
"В жгут".
Эпизоды из жизни мордовского народа
"В репку".
"Тканье полотна".
"В базар" и другие.;
Подражание повадкам животных и птиц:
"В волков".
"В журавлей".
"В голубей".
Для того, чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников, необходимо тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктора по физическому развитию и воспитателей., для чего в каждой возрастной группе ведется "Тетрадь взаимодействия специалистов", где инструктор по физическому развитию, следуя своему перспективному плану, в котором намечено использование той или иной мордовской народной игры в структуре занятия, сообщает воспитателю о ее проведении и той предварительной работе, которую следует провести с детьми с целью уточнения их знаний, представлений и умений.
Предварительная работа включает посещение мини-музея МОУ для знакомства с предметами быта, используемых в игре (народная игра "Лапоть", "Горшок"). В музее воспитатель не только показывает этот предмет, но и знакомит с историей, его прошлым и настоящим, (например: п/и "В лапоть"-("Карьсэ"), "В горшки".("Чакшкинесэ").
"В лапоть": воспитатель рассказывает, что в давние времена обувью простого народа были лапти, - и показывает детям, что они из себя представляют, как их носили, рассказывает, что люди плели лапти из лыка своими руками, а в настоящее время нас окружает разнообразие видов обуви.
В музее находится и колодка, и лыко.
"В горшки":("Чакшкинесэ" эрз.)- горшок, в прошлом, обязательный элемент кухонной утвари, в настоящее время на смену ему пришли кастрюли, другая посуда из различных современных материалов.
Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется в свободное время (на прогулке, в подвижной самостоятельной деятельности детей) воспитателями.
Следовательно, на физкультурных занятиях дети эмоционально готовы к игровым действиям, имеют представления о том, о чем пойдет речь в игре, и моторная плотность занятия, физическая нагрузка детей остается достаточно высокой, так как время на пояснения и уточнения требуется намного меньше, что значительно повышает качество занятия. В то же время, используемая на физкультурном занятии мордовская подвижная игра - большая помощь в работе и воспитателю, так как использование игр подобного характера предполагается в работе с детьми в течении дня.
Важно помнить, что, используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, место проведения игры, интересы детей. Так же важно активизировать и направлять общение детей между собой - тактично напоминать детям, чтобы они оказывали помощь друг другу, формировать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа способствует реализации принципа развивающего обучения на основе использования этнокультурного краеведческого материала.
В нашем детском учреждении приобщение к мордовскому национальному компоненту образования происходит не только на занятиях физкультурой, но и при проведении различных праздников и детей здоровья.
Например:
- В план проведения Дней здоровья обязательно включаются мордовские подвижные игры.
- В дни Масленицы, при входе в детский сад, родителей и детей встречают взрослые в национальных костюмах и персонажи мордовских сказок, которые предлагают детям и родителям не только поиграть в мордовские подвижные игры, но и отведать мордовское национальное кушанье - пшенные блины. Родители, а особенно дети, с удовольствием откликаются на подобные формы работы.
- В регулярно проводимые Малые Олимпийские игры обязательно включаем День народной игры.
Таким образом, в развитии ребенка в этнокультурной среде, нами делается акцент на приобщение его красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в сохранении наследия прошлого, и особое внимание уделяется формированию его знаний и представлений о родном крае, введение в неповторимый самобытный мир народной игры, как главного вида детской деятельности и основы психофизического здоровья.
В результате проводимой работы дети и в свободное время с большим удовольствием используют мордовские подвижные игры, в результате чего развивается ловкость, быстрота движений и реакций.