Консультация на тему: "Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

        В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsie.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

                               Консультация

                                                на тему:

"Национально - региональный компонент в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста"

        В последние годы большое внимание руководством нашей страны и республики, общественностью уделяется развитию физической культуры и спорта, как основы сохранения и укрепления физического и психического здоровья взрослых и детей. А так как МДОУ работает в инновационном режиме по проблеме развития личности ребенка на основе этнокультурного компонента воспитания., мы вводим элементы краеведения на занятиях по физической культуре через использование подвижных игр народов Поволжья в структуре занятия и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения в целом. Стараемся провести тесную взаимосвязь знакомства с предметами быта, с историей и культурой своего народа со спортивно - двигательной игровой деятельностью дошкольников.

        Знакомим детей с народными мордовскими подвижными играми. Игры - своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Мордовские народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей ("Раю-раю", "Салки", "Горшочек"). Этим достигается решение одного из направлений программы "Мы в Мордовии живем"- физическое развитие детей через использование национальных подвижных игр. А чтобы игры были более интересными и содержательными разучиваем с детьми прибаутки, считалки, поговорки.

         Известно, что мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции. свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности. развивает воображение и творческие наклонности.

           Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же умелое руководство игрой.

       Мы воспитатели и инструктор по физическому развитию, творчески используя мордовскую подвижную игру, как эмоционально - образное средство влияния детей, пробуждая у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых  действий. При этом я замечаю и выделяю существенные факторы в развитии детей, в их поведении. определяю реальные изменения в знаниях, умениях и навыках.

        В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения.

Тематика проводимых нами игр очень разнообразна:

Игры с предметами:

"В лапти".

"В бусы".

"В колечко".

"В жгут".

Эпизоды из жизни мордовского народа

"В репку".

"Тканье полотна".

"В базар" и другие.;

Подражание повадкам животных и птиц:

"В волков".

"В журавлей".

"В голубей".

        Для того, чтобы сюжетная подвижная игра способствовала интеллектуальному и физическому развитию дошкольников, необходимо тесная взаимосвязь, взаимопомощь инструктора по физическому развитию и воспитателей.,  для чего в каждой возрастной группе ведется  "Тетрадь взаимодействия специалистов", где инструктор по физическому развитию, следуя своему перспективному плану, в котором намечено использование той или иной мордовской народной игры в структуре занятия, сообщает воспитателю о ее проведении и той предварительной работе, которую следует провести с детьми с целью уточнения их знаний, представлений и умений.

       Предварительная работа включает посещение мини-музея МОУ для знакомства с предметами быта, используемых в игре (народная игра "Лапоть", "Горшок"). В музее воспитатель не только показывает этот предмет, но и знакомит с историей, его прошлым и настоящим, (например: п/и "В лапоть"-("Карьсэ"), "В горшки".("Чакшкинесэ").

     "В лапоть": воспитатель рассказывает, что в давние времена обувью простого народа были лапти, - и показывает детям, что они из себя представляют, как их носили, рассказывает, что люди плели лапти из лыка своими руками, а в настоящее время нас окружает разнообразие видов обуви.

В музее находится и колодка, и лыко.

    "В горшки":("Чакшкинесэ" эрз.)- горшок, в прошлом, обязательный элемент кухонной утвари, в настоящее время на смену ему пришли кастрюли, другая посуда из различных современных материалов.

      Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется в свободное время (на прогулке, в подвижной самостоятельной деятельности детей) воспитателями.

       Следовательно, на физкультурных занятиях дети эмоционально готовы к игровым действиям, имеют представления о том, о чем пойдет речь в игре, и моторная плотность занятия, физическая нагрузка детей остается достаточно высокой, так как время на пояснения и уточнения требуется намного меньше, что значительно повышает качество занятия. В то же время, используемая на физкультурном занятии мордовская подвижная игра - большая помощь  в работе и воспитателю, так как использование игр подобного характера предполагается в работе с детьми в течении дня.

   Важно помнить, что, используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, место проведения игры, интересы детей. Так же важно активизировать и направлять общение детей между собой - тактично напоминать детям, чтобы они оказывали помощь друг другу, формировать дружеские взаимоотношения.

    Предварительная работа способствует реализации принципа развивающего обучения на основе использования этнокультурного краеведческого материала.

    В нашем детском учреждении приобщение к мордовскому национальному компоненту образования происходит не только на занятиях физкультурой, но и при проведении различных праздников и детей здоровья.

Например:

- В план проведения Дней здоровья обязательно включаются мордовские подвижные игры.

- В дни Масленицы, при входе в детский сад, родителей и детей встречают взрослые в национальных костюмах и персонажи мордовских сказок, которые предлагают детям и родителям не только поиграть в мордовские подвижные  игры, но и отведать мордовское национальное кушанье - пшенные блины. Родители, а особенно дети, с удовольствием откликаются на подобные формы работы.

- В регулярно проводимые Малые Олимпийские игры обязательно включаем День народной игры.

     Таким образом, в развитии ребенка в этнокультурной среде, нами делается акцент на приобщение его красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в сохранении наследия прошлого, и особое внимание уделяется формированию его знаний и представлений о родном крае, введение в неповторимый самобытный мир народной игры, как главного вида детской деятельности и основы психофизического здоровья.

      В результате проводимой работы дети и в свободное время с большим удовольствием используют мордовские подвижные игры, в результате чего развивается ловкость, быстрота движений и реакций.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Организация дидактических игр экологической направленности в работе с детьми дошкольного возраста"

В консультации приведены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников, приемы включения их в структуру непрерывной образовательной деятельности...

Консультация для родителей на тему: "Игровые технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию серию игр, которые Вы можете легко применятьна практике со своими детьми дома, не затрачивая на это максимум времени....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "ЛЭПБУК, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "ЛЭПБУК, КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...