Поликультурное воспитание
проект на тему

Петрова Римма Кяримовна

В своей работе главной целью  поликультурного воспитания мы поставили – воспитание ответственного гражданина России в культурных и духовных традициях многонационального государства, способного к толерантному и конструктивному взаимодействию с народами других стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_detsogo_sada_po_polikulture.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по реализации проекта «Поликультурное воспитание»

(Воспитатель: Петрова Р.К.0

Цель:

  • осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
  • осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
  • формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
  • развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Задачи:

1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Участники: педагоги, воспитанники, родители, администрация детского сада.

Длительность: долгосрочный.

Президент  Российской Федерации – В.В.Путин, в своем послании Федеральному собранию сказал: «Наша политика построена на том, что конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства».

Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, который не осложнен определенным негативным жизненным опытом.

Поэтому важная задача для всех участников педагогического процесса заложить в наших детях толерантное начало к окружающей действительности. К тем людям, которые находятся рядом с ними. Уважение, понимание, сочувствие, желание помочь. Это касается не только межэтнического согласия, но и понимание происходящего вообще в мире. Отношение к людям с ограниченными возможностями в здоровье и многое другое.

Мы все понимаем насколько важно воспитать будущее поколение более терпимым и согласованным во взаимоотношениях. Этот процесс воспитания должен иметь целенаправленные задачи, а также  грамотно и поступательно спланированные мероприятия. На нашем сегодняшнем методическом объединении мы постараемся поделиться своим опытом и рассказать о том, как построен педагогический процесс в нашем дошкольном образовательном учреждении в рамках поликультурного воспитания.

В своей работе главной целью  поликультурного воспитания мы поставили – воспитание ответственного гражданина России в культурных и духовных традициях многонационального государства, способного к толерантному и конструктивному взаимодействию с народами других стран.

Направления в работе были (условно мы их назвали блоками) выбраны следующие:

1 БЛОК

  • Формирование знаний о родном крае.

2 БЛОК

  • Формирование знаний о стране.

3 БЛОК

  • Формирование знаний о мире.
  • Изучение английского языка.

Для каждого блока были сформулированы задачи.

Для всех блоков определено тематическое планирование:

1-ый блок «Формирование знаний о родном крае»:

  • Мир природы (животные, птицы, климат, природные зоны: лес, степь, лесостепь);
  • История родного края (легенды, исторические события);
  • Знаменитые земляки (Юрий Алексеевич Гагарин)
  • Саратовский край – многонациональная семья (народы саратовской области)
  • Народное творчество и достижения Саратовской области  (Волга, пшеница, бахчевые культуры, газ, нефть, Саратовская гармошка, саратовский калач, культурная жизнь,  студенческий город, мост  и т.д.)
  • Народный фольклор (стихи и песни о Саратове, частушки, национальные танцы и игры).

2-й блок «Формирование знаний о стране»:

  • Мир природы (климатические зоны и особенности в сравнении с Саратовской землей; флора и фауна);
  • Столица нашей Родины (Москва, понятие столицы в жизни страны и истории);
  • Россия – общий дом (национальности большой страны);
  • Народный календарь (фольклорные праздники);
  • Народно-декоративное и прикладное искусство (искусство народов России);
  • Народный фольклор.

3-й блок «Формирование знаний о мире»

  • Земля наш общий дом (знакомство с разными странами, достопримечательностями; формирование и закрепление знаний о глобусе, как модели Земли);
  • Природа разных стран (флора и фауна Земли);
  • Устное и прикладное искусство народов мира (знакомство с культурой разных народов мира;
  • Изучение иностранного языка (параллельно изучая расположение и культуру англоязычных стран).

Для всех блоков поставленные задачи соответствуют и соответственно усложняются в зависимости от возраста.

Организация работы по поликультурному воспитанию:

Цели и задачи, соответствующие возрасту реализуются  в специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности.

В рамках поликультурного воспитания непосредственно организованная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

В совместной деятельности формируются в играх, режимных моментах, трудовой деятельности; совместные просмотры мультфильмов.

Самостоятельная деятельность обеспечивается организацией предметно-развивающей средой: уголки ряжений; оборудование изоуголка; альбомы и люстрации для рассматривания; настольно-печатные формы; оборудование театрального уголка и т.д.

Основные цели и задачи решаются в рамках проектной деятельности, которая позволяет объединить все три аспекта воспитательно-образовательного процесса.

Предлагаю вашему вниманию несколько проектов по возрастным группам. Здесь учтены возрастные особенности. В силу, которых,  мы от группы к группе,  усложняем предлагаемый материал.

Тема проекта для младшей группы: «Моя семья».

Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи:

  1. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
  2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  5. Укреплять детско–родительские отношения.

Результаты:

  1. Родители с детьми изготавливают генеалогическое древо.
  2. Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей».

Тема проекта для средней группы: «Детский сад – моя семья».

Цель: создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ.
  2. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью.
  3. Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
  4. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Тема проекта для старшей группы: «Мой любимый город».

Цель: систематизация знаний  детей о родном городе.

Задачи:

  1. Пополнить знания дете        й о городе, в котором мы живём.
  2. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  3. Воспитывать уважение к культуре других народов.
  4. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов своего края.

Тема проекта для подготовительной к школе  группы: «Здравствуй, мир!».

Цель: формировать понятия и знания о Земле, как место проживания всего человечества. Познакомить с разнообразием и богатством  природы других стран. Формировать представление о том, что Земля – наш общий дом, на земле много стран и народов; воспитывать интерес и уважение к культуре и традициям родного народа, а также народов мира.

Задачи:

  1. Формировать представление о себе как о жителе планета Земля.
  2. Закреплять знания о глобусе, как о модели планета Земля.
  3. Познакомить с культурой народов нашей планеты.
  4. Развивать интерес и любовь к нашей планете.
  5. Воспитывать желание познавать окружающий мир.
  6. Воспитывать патриотические чувства.

Можно констатировать, что воспитание нравственных чувств дошкольников, с использованием фольклора и традиций разных народов  возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться целенаправленно, во всех видах деятельности, в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, то это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается, с целью  воспитания  поликультурных навыков поведения.