Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Советова Наталья Михайловна

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с

детьми для её последующее активное применение в практической

деятельности педагогов. 

Задачи:

  • повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
  • расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ»;
  • развивать навыки и умения экспериментирования, и желание использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.

Актуальность вопроса 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и

общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов

детской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в

естественной форме проявляется в виде так называемого детского

экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования

вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Задача нас взрослых,

не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них,

насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями,

дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет

стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной

ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно –

исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои

представления о мире, с другой – овладевает основополагающими

культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными,

родовидовыми, пространственными и временными отношениями,

позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину

мира.

Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская

деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем

быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная деятельность:

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В

исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в

образовательной деятельности вообще, большое значение имеет

организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей,

замотивировать их на познавательную деятельность (удивление, сказочный

сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в

самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент,

внесение предмета с необычным эффектом или назначением).

Если рассмотреть немного подробнее проблемные вопросы и ситуации.

Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается

несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К

постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования.

Основные из них:

1) проблемная задача должна быть понятной детям;

 2) должна их заинтересовать;

3) содержать новизну;

4) но опираться на имеющийся опыт детей;

5) трудность задачи должна быть посильной;

 6) но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Примерные задания для проведения эксперимента:

1) Тема: «Зима».

Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы

пыли». (ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»)

Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы:

внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно

или их там нет (расхождение мнений).

- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете,

как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и

посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос:

- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)

Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют

фильтрацию воды и делают вывод.)

2) Тема: «Растения»

Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные

и человек, на две трети состоят из воды».

(ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»

Эксперимент: Взять один или несколько овощей или фруктов (свекла,

морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или

соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы

определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо

больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание,

которое ранее отвергли.

Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.

Методические рекомендации по организации

экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на

общей методике обучения детей дошкольного возраста.

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:

  1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
  2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  3. Предлагаются различные варианты ее решения;
  4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
  5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
  6. Формулирование выводов

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной

деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения,

остановлюсь на нем подробнее.

Вопрос: «Простая или сложная форма работы для детей

фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет;

следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти

детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти:

зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные,

графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним

относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов

(готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии,

натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти;

используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление

(объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект),

затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова

рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение

явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней

группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать

и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого

явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными

детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных

деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с

детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю

посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и

реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но

непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст,

иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа

детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям

нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому

явлению.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют

особенности проведения:

Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого

ребенка;

Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет

права обязать ребенка фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может

привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;

Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

  1. Использование готовых форм
  2. Наблюдение за работой педагога
  3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
  4. Заполнение всеми детьми по очереди
  5. Коллективное заполнение под руководством педагога
  6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется три вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента:

 календарь погоды,

 календарь природы,

дневник наблюдений.

 Использование практических способов фиксации (зарисовывание,

составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

 Рефлексия:

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал

сегодня?»

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...