Применение ТРИЗ - технологии в детском саду
консультация на тему

Жаворонкова Ольга Александровна

Применение ТРИЗ технологий для обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_-_doklad.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ТРИЗ - технологии в детском саду

Консультация для педагогов.

Подготовила: воспитатель

Жаворонкова О.А.

МБДОУ № 63 г. Энгельса

Саратовской области

 Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в детских садах. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения. И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду.

ТРИЗ для дошкольников

    Как вы должны помнить, ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

   Причем термин «изобретательский» хотя и подчеркивает основную направленность техники, однако совершенно не ограничивает ее сферу применения. Именно поэтому можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

   В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.

    В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

* Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.

* Обучение самостоятельной работе.

* Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.

* Обучение эффективной работе в группах.

* Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

   В итоге, у малышей:

* Формируется своя точка зрения на различные вещи.

* Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.

* Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.

* Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.

* Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.

* Появляется смелость общения.

Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС

     Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от воспитателя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

  При этом воспитателями  применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.

Метод маленьких человечков (ММЧ).

Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.

Системный оператор.

Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».

Игры на мышление по аналогии.

Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.

Морфологическая таблица.

Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.

Метод фокальных объектов.

Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

Мозговой штурм.

Перед ребятами ставятся различные задачи, и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.

Метод противоречий.

Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики  реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим педагогом.

      Ведь в каждом ребёнке, есть что-то особенное, и необходимо дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).  Начинать такую работу лучше с простых игр и упражнений  «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Хитрые картинки»  с младшего возраста. Большое внимание уделяется систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши»; игры и игровые упражнения на обучение детей умению сужать поля поиска в пространстве  «Да-нет» и другие.  Используются  в работе задачи-шутки, которые способствуют преодолению инерции мышления и являются гимнастикой для ума.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно  применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются  самые неожиданные необычные предложения.

  Элементы ТРИЗ применяются, как в познавательном, так и творческом развитии детей.

  Использование элементов ТРИЗ в разных видах деятельности я начинается с использования схем (значков), обозначающих признаки объектов.

  Например, начиная со  среднего возраста можно  описывать предметы, называя их характерные, явно выраженные признаки: цвет, форма, размер. Во время тематической недели «Я - человек», можно знакомить детей с анализаторами человека, их схематическими изображениями.  Дети выясняют, какой анализатор за что отвечает: уши слушают звуки вокруг нас, глаза смотрят вокруг нас, нос нюхает и улавливает запахи вокруг нас, рот, язык, зубы и губы помогают нам пережёвывать, измельчать пищу, произносить звуки речи и пробовать вкус пищи, руки и ноги выполняют какие-либо действия. Но самым важным открытием для детей, на тот период, становится – значение человеческого мозга в организме. Они выясняют, что за всё у человека отвечает мозг, он самый главный человеческий орган, как и сердце. Без сердца человек не может жить, а без мозга - не может думать, чувствовать вкус еды, слышать звуки окружающего мира, видеть происходящее вокруг него, руки и ноги ничего не могут делать, т.к. не поступает команда от мозга. По ходу рассказа о «помощниках мозга», выставляются перед детьми карточки-схемы, (дети называют их «значки»),  обозначающие признаки предметов: вкус, запах, звук, действие. Дошкольники  младшего возраста способны выделить  12 признаков объектов, а дети среднего дошкольного возраста могут выделить 16 признаков объектов. 

  Данная работа может проводиться  не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации,  здесь дети находят выход из проблемной ситуации,  составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

  Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией. Конечно, сложность задач идет по - возрастающей. Несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для детей.

  Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах детей в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки. 

  Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии

Литература по ТРИЗ: Анатолий Гин «Приемы педагогической техники». Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ - технология в детском саду

Использование ТРИЗ - технологии в детском саду. Собрано из различных источников интернета....

Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....

ТРИЗ – технологии в детском саду

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ...

ТРИЗ- технология в детском саду

Триз - технология в детском саду...

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...