Учимся по сказке для детей подготовительного возраста
статья на тему

Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой -главным видом деятельности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_po_skazke.odt435.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся по сказке

(мнемотаблицы и мнемодорожки — основные помощники мнемотехники)

Дети знакомятся с оружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка-неизменный спутник детства -играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой -главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказкутмы знакомим ребенка не только с окружающим миром, но и обучаем правильному звукопроизношению (с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек), выполняем разные игровые задания, которыеспособствуют интеллектуальному развитию. Сказки используем в течение года. В перспективном планировании с сентября по май. Определенная сказка рассматривается один месяц. Например: в сентябре - «Аленушка и лиса», в октябре - «Петушок и бобовое зернышко» и т. д. В данной работе нам помогают мнемотаблицы и мнемодорожки. Мнемотаблицы в качестве дидактического материала занимают особое место в работе с детьми.

Мнемотаблица-это схема, в которую заложена определенная информация. Владение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодирование информации, т. е. Преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Как работать с мнемотаблицами.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи:

I этап.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II этап.

Осуществляется так называемое перекодирование информации т. е. Преобразование из абстрактных символов в образы, например:

III этап.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки, с опорой на символы (образы), т. е. Происходит обработка метода запоминания.

Например, «стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в неммышка- норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лтса-краса, волк-зубамищелк,затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился.

При этом пересказ текста могут вести сами дети, прибегая к помощи взрослого или пересказывать вместе с воспитателем.

IV этап

Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап

Каждая таблица может быть воиспроизведена ребенком при ее показе ему. При рассказе сказки основной упор делается на изображении главных героев. Детям раздают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?»

«Про кого эта сказка?»

Для детей лучше давать цветные таблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы:

  • лиса-рыжая плутовка,
  • циплята желтого цвета,
  • у петушка-хохолок красного цвета
  • елочка-зеленая,
  • солнышко-желтое и т.д.

Опорным в таблице являются изображения главных героев сказки, через которые идет понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, т. е. можно изобразить все то, что мы посчитаем нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятнодетям.

Поставив перед собой цель-ознакомить детей с характерными особенностями времен года, следует научить детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки.

Пример: стало светить яркое, теплое солнышко, стали таять сосульки, они заплакали, появились лужи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сказки для детей подготовительной к школе группы "Как лиса и волк дружить учились"

Сценарий предназначен для работы с детьми подготовительной к школе группы. Действующих лиц - 7. Но, при желании, можно расширить число участвующих в сказке ребят. Например волка и лисы может быть не о...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...

Сценарий новогоднего праздника «Волшебная сказка» Для детей подготовительного возраста.

Сценарий новогоднего праздника «Волшебная сказка» Для детей подготовительного возраста. ...

Чему нас учит природа - презентация для детей подготовительного к школе возраста

Презентация знакомит детей подготовительного к школе возраста с тем, чему учит нас природа....

Конспект интегрированной ООД по сказке В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», для детей подготовительного возраста с ТНР, с элементами сказкотерапии, с участием родителей.

Конспект для групп компенсирующей направленности, для детей с тяжелыми нарушениями речи, подготовительного возраста. Использовать конспект можно для проведения занятий по речевому развитию или изучени...