Авторская концепция " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
статья на тему

Ермолович Ирина Васильевна

Авторская концепция " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_kontseptsiya.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Дерезовская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Авторская концепция.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила: Воспитатель

Некрасова И.В.

2017г.

План:

  1. Введение.
  2. Теоретическая часть. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

2.1 Актуальность;

2.2 Цели и задачи;

2.3 Виды техник нетрадиционного рисования.

3. Заключение.

4. Используемая литература.

1.ВВЕДЕНИЕ

...Это правда! Ну чего же тут

скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

Изобразительная деятельность, в частности детское рисование - это творчество, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, рисование, заключает в себе большие возможности. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет их взгляд.

. Все дети любят рисовать.  Это самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

 Это – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Именно в дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что–то красивое, необычное. ФГОС выделяет художественно-эстетическое развитие в отдельную образовательную область, одной из задач которой стоит формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства. 

 «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, какие то образы и предметы.

 Нетрадиционные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Достоинством нетрадиционных техник рисования я, считаю, является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.  Здесь нет никаких правил, а главное – процесс. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности ребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать, самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительных произведений. 

Основными принципами, заложенными в основу своей работы, считаю:

-Принцип доступности - тщательный отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- Принцип интеграции - в различные направления образовательной работы и виды деятельности детей;

- Принцип творчества - заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;

- Принцип научности - дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.;

- Принцип последовательности - приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;

-Принцип динамичности - от самого простого, до сложного;

- Принцип сравнений - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов;  

- Принцип выбора - материалов и способов без ограничений;

- Принцип преемственности - учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
-Принцип сотрудничества - совместная работа с педагогическим коллективом детского сада , родителями, школьниками);

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Тема моего опыта: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Побывав, в 2014 году на курсах в городе Москва и прослушав лекции И.А Лыковой, ознакомившись, с ее программой «Цветные ладошки», а так  же проанализировав авторские разработки, различные материалы, передовые опыты работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.

Вот уже четвёртый год в своей работе в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. А в целом – формирую их духовный мир.

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна моего опыта заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования  и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей.

2.1 Актуальность:

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и  злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение. Поэтому сегодня формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Проведенные мной занятия с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми наглядно продемонстрировали атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развитие инициативы, самостоятельности, создания  эмоционально положительного отношение к деятельности.

2.2 Цель: развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств, через различные нетрадиционные техники и жанры изобразительного искусства.

Задачи: 

• Развивать интерес к различным видам искусства;

•  Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;

 Формировать художественно – творческие представления, эстетическое отношение к окружающей действительности;

• Развивать творческую фантазию, наблюдательность, воображение, мышление, любознательность, уверенность в себе;

• Воспитывать художественный вкус.

• Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

    2.3.Виды техник нетрадиционного рисования.

Нетрадиционных техник рисования достаточно много. Я остановлюсь на некоторых из них.

  1. Рисование пальчиком:

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу, может проводить линии, закрашивать контур. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование методом тычка щетинной кисточкой:

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кончик кисти и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон поверхности.

 3.  Рисование методом тычка ватной палочкой:

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку (кончик) и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета. После работы палочки выкидываются.

  1. Рисование ладошкой:

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  1. Рисование штампиками (крышкой пластиковой бутылки, вырезанной  печатью из картофеля (морковки),    частью ластика):

Способ получения изображения: Приготавливается мисочка либо пластиковая коробочка, в которую наливается жидкая гуашь. Штампик опускается в гуашь, и с его помощью делается оттиск на бумаге.

  1. Кляксография (выдувание трубочкой):

Способ получения изображения: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски  (чёрную, коричневую или зелёную), лучше чернила или разбавленную тушь. Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью. 

  1. Монотипия пейзажная:

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

8. Рисование пластилином – пластинография.

 Способ получения изображения: Мягкий пластилин наносится пальчиками на плотную бумагу или картон. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

9.Рисование мятой бумагой:

Способ получения изображения: Сначала нужно приготовить мятые комочки из бумаги, затем опускаем их в тарелочки с жидкой гуашью и делаем оттиск на рисунке.

10. Файларт или рисование в файле:

Способ получения изображения: В файл или пакет добавляем жидкую гуашевую краску нескольких цветов. Файл заклеиваем скотчем и рисуем ладошками, пальчиками, ватными палочками, смешивая краски.

11. Рисование на поверхности файла+ отпечаток:

Способ получения изображения: В файл вставляется черно-белое изображение рисунка, ребенок раскрашивают его гуашевыми красками на поверхности файла, затем быстро прикладывает чистый лист к файлу и получаем два рисунка: один на файле и отпечаток на листе бумаги.

12. Рисование стеклянными шариками:

Способ получения изображения: Приготавливается чашечка, в которую наливается жидкая гуашь. В нее опускаются шарики, красятся. В картонную коробочку кладется заготовка в виде открытки, верхняя часть которой вырезана в виде елочки, окошка, солнышка животных и т. д., сверху накрывается плотным листом бумаги, вырезанном по центру в виде рамочки, чуть меньшего размера, чем заготовка. Шарики ложкой достаются из чашечки и катаются по внутренней поверхности открытки, оставляя свой след.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализируя свой опыт, по данной теме, убедилась в его эффективности.  В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается, рисунки становятся интереснее и содержательнее. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всей образовательной деятельности. В результате работы осуществляется индивидуальный подход к детям, учитывается их желание, интерес.

Нетрадиционное рисование:

- привлекает своей простотой и доступностью,

- раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов,

- учит детей свободно выражать свой замысел,

- побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает чувство композиции, ритма, колорита, восприятия цвета,

- развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, любознательность, пространственное мышление, эстетический вкус,

- укрепляет веру в свои силы,

- формирует уверенность в себе,

- способствует интеллектуальному развитию ребенка,

- играет важную роль в его общем психическом развитии.  

  Если вовремя создать условия для творческого развития ребенка, изобразительная деятельность станет ярким и благоприятным средством его самовыражения и развития. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие творческой личности каждого ребенка.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми. По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника. Родители принимают активное участие к пополнению развивающей среды различным бросовым материалом.

Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться.

Своим коллегам рекомендую:

- использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования,

- при планировании деятельности по творчеству, соблюдать систему от простого  к сложному,

- учитывать возраст и индивидуальные способности детей,

- материалы для творчества располагать в поле зрения детей, чтобы у ребенка возникло желание творить,

- не критиковать ребенка, не торопить,

- стимулировать деятельность дошкольника рисованием,

-  хвалить, помогать, доверять, ведь каждое дитя индивидуально,

- повышать свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности.

« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опоздайте и, помогая,… думайте сами». Б. П. Никитин.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,2014
  3.  «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2004
  4. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006
  5.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», изд. «Каро», СПб, 2007
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...

Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста.

Нетрадиционная техника рисованияи её роль в развитии детей дошкольного возраста....

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...