Главные вкладки

    Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".
    статья на тему

    "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"

    Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидно неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
    В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатно. Ведь в этом возрасте большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как он воспринимает всё очень ярко и сильно, и поэтому образы, с которыми его знакомит взрослые, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма [5, с. 7].
    Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества нацеливают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию. 
    В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Некоторые детские сады далеко от центра, и существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогике, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром, которого является мини-музей.
    В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. Назначение наших мини-музеев – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
    Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематике, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками [1, с. 21].
    В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Дети с удовольствием посещают мини-музеи каждый день, сами меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки и рассматривают. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей в нашем детском саду - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
    В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы используем различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.
    Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях [3, с. 102]. 
    Приобщение детей дошкольного возраста к отечественной истории и культуре осуществляется, прежде всего, через знакомство с фольклором, традициями, памятниками истории, архитектуры. Предметы искусства и старины, коллекции, имеющие историческое значение, сохраняются в музее. Музей стремиться вызвать уважение к памятникам истории и культуры, способствует созданию их общественного значения и ценностного отношения, необходимости сохранения для будущего поколения.
    Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музея. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было обосновано в исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребёнка. Таким образом, экспонаты музея помогут развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству детей и их родителей [2, с. 81].  
    При подготовке ребёнка к восприятию музейных экспозиций мы знакомим с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся формой материала на наш взгляд является игра или любая игровая деятельность.
    Детский музей – это относительно новый тип музея, предназначенный исключительно для детской аудитории, он способствует к приобщению будущего поколения к историческому прошлому и культурному наследию, а также воспитанию настоящих патриотов. В целях решения этой задачи на базе нашего детского сада был создан мини-музей «Мой дом, мой город», где представлены экспонаты русской и хакасской культуре. Экспозиции «Из истории города», «Почётные горожане», «Природа Хакасии», а также интерактивные выставки творчества детей «Я и мой город», «Город будущего» и др. способствуют содержательному восприятию детьми. В нашем саду существует творческая группа педагогов, способных вести систематическую, поисковую и исследовательскую работу, участвовать в учёте, хранении фондов нашего музея, а также в пропаганде значимости музея в дошкольном учреждении [4, с. 54]. На наш взгляд, мини-музей будет являтся эффективным средством гражданского и патриотического воспитания дошкольников при соблюдении следующих условий:
     - формирование у детей ценностного отношения к музею как к храму, где хранятся коллекции, экспозиции культурно-исторического значения;
     - разработке содержания экскурсий в музее, ориентированных на детей дошкольного возраста;
     - организации выставок, посвящённых истории города;
     - организации и обогащении предметно-пространственной среды ДОУ;
     - систематических контактах педагогов с детьми культуры и искусства, а также родителями;
     - профессиональной подготовки воспитателей, имеющих возможность проведения занятий в мини-музее, экскурсий для социума.
    Таким образом, как показал опыт в нашем детском саду, воспитание патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики эффективно. В частности, создание новых экспозиций в мини-музее, экскурсии в музей, а также использование комплексных средства: художественного слова, творческой и исследовательской деятельности детей способствует патриотическому воспитанию.

    Список литературы

    1. Князева, О. П, Маханева, М. Д / Приобщение детей к истокам русской народной культуре. / О. П. Князева, М. Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
    2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной деятельностью. / С. А. Козлова. – Москва, 2002.
    3. Микляева, Н. В, Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские. / Н. В. Миклева, Н. Ф. Лагутина. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
    4. Пантелеева, Л. В. Дети и музей. / Л. В. Пантелеева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
    5. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx7.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аникина Евгения Викторовна,

    воспитатель

    Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ

    Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидно неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

    В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатно. Ведь в этом возрасте большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как он воспринимает всё очень ярко и сильно, и поэтому образы, с которыми его знакомит взрослые, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма [5, с. 7].

    Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества нацеливают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию.

    В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на школьников. Некоторые детские сады далеко от центра, и существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Проблему решает создание мини-музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогике, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства центром, которого является мини-музей.

    В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. Назначение наших мини-музеев – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

    Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематике, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками [1, с. 21].

    В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Дети с удовольствием посещают мини-музеи каждый день, сами меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки и рассматривают. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей в нашем детском саду - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы используем различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.

    Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях [3, с. 102].

    Приобщение детей дошкольного возраста к отечественной истории и культуре осуществляется, прежде всего, через знакомство с фольклором, традициями, памятниками истории, архитектуры. Предметы искусства и старины, коллекции, имеющие историческое значение, сохраняются в музее. Музей стремиться вызвать уважение к памятникам истории и культуры, способствует созданию их общественного значения и ценностного отношения, необходимости сохранения для будущего поколения.

    Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музея. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Это положение было обосновано в исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже, который расценивал предметные действия в качестве главного фактора формирования интеллекта ребёнка. Таким образом, экспонаты музея помогут развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству детей и их родителей [2, с. 81].  

    При подготовке ребёнка к восприятию музейных экспозиций мы знакомим с правилами поведения в музее. Наиболее интересной и запоминающейся формой материала на наш взгляд является игра или любая игровая деятельность.

    Детский музей – это относительно новый тип музея, предназначенный исключительно для детской аудитории, он способствует к приобщению будущего поколения к историческому прошлому и культурному наследию, а также воспитанию настоящих патриотов. В целях решения этой задачи на базе нашего детского сада был создан мини-музей «Мой дом, мой город», где представлены экспонаты русской и хакасской культуре. Экспозиции «Из истории города», «Почётные горожане», «Природа Хакасии», а также интерактивные выставки творчества детей «Я и мой город», «Город будущего» и др. способствуют содержательному восприятию детьми. В нашем саду существует творческая группа педагогов, способных вести систематическую, поисковую и исследовательскую работу, участвовать в учёте, хранении фондов нашего музея, а также в пропаганде значимости музея в дошкольном учреждении [4, с. 54]. На наш взгляд, мини-музей будет являтся эффективным средством гражданского и патриотического воспитания дошкольников при соблюдении следующих условий:

     - формирование у детей ценностного отношения к музею как к храму, где хранятся коллекции, экспозиции культурно-исторического значения;

     - разработке содержания экскурсий в музее, ориентированных на детей дошкольного возраста;

     - организации выставок, посвящённых истории города;

     - организации и обогащении предметно-пространственной среды ДОУ;

     - систематических контактах педагогов с детьми культуры и искусства, а также родителями;

     - профессиональной подготовки воспитателей, имеющих возможность проведения занятий в мини-музее, экскурсий для социума.

    Таким образом, как показал опыт в нашем детском саду, воспитание патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики эффективно. В частности, создание новых экспозиций в мини-музее, экскурсии в музей, а также использование комплексных средства: художественного слова, творческой и исследовательской деятельности детей способствует патриотическому воспитанию.

    Список литературы

    1. Князева, О. П, Маханева, М. Д / Приобщение детей к истокам русской народной культуре. / О. П. Князева, М. Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.

    2. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной деятельностью. / С. А. Козлова. – Москва, 2002.

    3. Микляева, Н. В, Лагутина, Н. Ф. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские. / Н. В. Миклева, Н. Ф. Лагутина. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

    4. Пантелеева, Л. В. Дети и музей. / Л. В. Пантелеева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

    5. Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса. Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

    26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

    Описание  опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста...

    Образовательный проект Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством создания мини - музея в МБДОУ «Маленькие открытия в моей большой семье»

    Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к семье, родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своей семьи, ее традициях, об истории города, начнут...

    «Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

    Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

    Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...