Консультация для родителей на тему: «Игротерапия общения дошкольников».
консультация на тему

Решение детских проблем с помощью игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igroterapiya.docx25.86 КБ
PDF icon igroterapiya_obshcheniya_doshkolnikov.pdf2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Игротерапия общения дошкольников».

Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №799 (СП №6)

Купцова С.В.

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играем или играли. Почему именно с песочницей, куклами, жмурками и прятками  мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии. И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы.

Психолог и разработчик методов иготерапии М. Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивность и агрессию. 

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Общение – это процесс взаимодействия конкретных личностей, определённым образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувства доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Общение имеет большое значение на всех этапах развития ребёнка. Особенно это важно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности человека. Игры способствуют развитию общения детей, помогают выработать коммуникативные навыки.

Игра – это своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определённые навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический приём воспитания юной личности».

Игра помогает:

  • в  активном формировании познавательной сферы;
  • в развитии речи;
  • в  совершенствовании эмоциональной и волевой сферы;
  • в  решение коммуникативных проблем.

Игротерапия – это уникальный способ взаимодействия с ребёнком,

 это путь к раскрытию его «Я» и познанию мира.

Цель игротерапии – не переделывать ребёнка, не менять его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Задачи игротерапии:

  • способствовать самопознанию ребёнка
  • формировать адекватную самооценку
  • формировать способности к эмоциональной саморегуляции
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе

Средствами игротерапии могут выступать подвижные игры, игры с песком, лепка, рисование, но основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. 

Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений. А сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Необходимо учить ребёнка общаться, развивать коммуникативную деятельность. Главная цель общения – соучастие.

Полноценные занятия должен проводить специалист, но родители могут оказать неоценимую помощь ребенку, общаясь и играя с ним. 

Простые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье. Но помните, что самое главное - это ни в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть - с любовью! Самая полезная психотерапия - это любовь мамы и папы. Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!

Смотрел малыш на папу так влюблено

И крепко-крепко за руку держал.

Звучал счастливый смех волшебным звоном

И папа будто в детство вновь попал…

Они играли вместе на площадке,

Крутилась беззаботно карусель…

А дома мама ждёт и всё в порядке.

Там мишки, зайки, тёплая постель…

Список литературы:

  • Панфилова М.А. «Игротерапия общения» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2015.
  • Кутявина А. «Игротерапия для детей в домашних условиях»
  • И.Самарина-Лабиринт « Не разбивайте маленьких сердец!»

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии. И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения. И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника. Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми. Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости. Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности. В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaya/obshenie-rebenka-sverstnikami.html

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.

Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище. М. И. Лисина называла это феноменом «не­видимого зеркала».

Позже ребенок начинает видеть и особенности сверстника, фиксируя, однако, в основном негативные проявления. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении ровесника.

Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь предотвратить задер­жку общения.

В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми — внеситуативно-лич­ностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать — «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребе­нок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.

Ребенок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошколь­ник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаи­моотношений .

Ребенок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Панфилова М,А. «Игротерапия общения»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными»

Консультация для родителей на тему: «Значение общения дошкольников с домашними животными» Цель: Повысить компетентность родителей о влиянии общения дошкольников с животными, наблюдения за ними, т...

Консультация для родителей «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для родителей «Игра как средство общения дошкольников»Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития пси...

Консультация для родителей Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Воспитание культуры речи у детейПравильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можн...

Консультация для родителей "Игры для развития общения дошкольников старшего возраста"

Консультация для родителей«Игры для развития общения  дошкольников старшего возраста »...

ПСИХОЛОГО ¬– ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Застенчивость -это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Во-вторых, это может быт...