Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"
    рабочая программа на тему

    Деревенец Светлана Юрьевна
    Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
    Задачи Программы:
    ·                   Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
    ·                   Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
    ·                   Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
    ·                   Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
    ·                   Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
    ·                   Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskaya_programma_office_word.docx247.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 70 «Солнечный город»

    630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 209-04-22,

    e-mail: s_gorod@mail.ru

    ________________________________________________________________________

    ПРИНЯТО

    педагогическим советом

    протокол №

    от «___»_______________201__ г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МАДОУ д/с № 70

    ____________Е.А. Кондратьева

    приказ №___________

    от «___»____________201__ г.

    001.png

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70

    «Волшебный мир театра»

    Авторы - составители:

    Котова Т.В. воспитатель группы «Капитаны»

                                        Деревенец С.Ю. воспитатель группы «Капитаны»

    Новосибирск, 2017 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Целевой раздел

    3

    1. Пояснительная записка

    3

    1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

    4

    1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

    4

    1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    5

    1.2 Планируемые результаты освоения Программы

    5

    2 Содержательный раздел

    6

    2.1 Описание образовательной деятельности

    6

    2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

    9

    3 Организационный раздел

    12

    3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

    12

    3.2 Кадровый потенциал

    13

    3.2 Материально – техническое обеспечение Программы

    14

    3.4 Планирование образовательной деятельности

    14

    3.5 Методические материалы и средства обучения

    21

    Приложение 1

    22

    1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1 Пояснительная записка

    Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

    Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

    Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы «Капитаны» МАДОУ д/с №70 «Волшебный мир театра» (далее Программа) разработана на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г.Миланович «Театр - творчество - дети», в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с №70, а также в соответствии с нормативными документами:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
    2. Приказ Министерства  образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования».
    3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
    4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 « О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Новизна Программы заключается в том, что:

    • в театрализованные игры включены беседы об истории театра, театральных профессиях, строении театра, правилах поведения в театре и т.д.;
    • дети знакомятся с более новыми видами театральных кукол: театр на ложках, театр на фартуках, театр на стаканчиках и др.;
    • репертуар театрализованных игр определяется в соответствии с тематическим планированием;
    • родители принимают активное участие в организации театральной деятельности детей.

    1.1.1. Цель и задачи реализации Программы

    Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

    Задачи Программы:

    • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
    • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
    • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
    • Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
    • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Новосибирска.
    • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

    1.1.2.  Принципы и подходы к формированию Программы.

    Содержание данной Программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

    В основу программы заложены следующие принципы:

    1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

    Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    1.1.3 Характеристика детей старшего дошкольного возраста

    Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.

    Характеристика детей от 5 до 6 лет

    Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.  В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Формируются начальные представления о видах театра и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми авторами произведений, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

    Характеристика детей от 6 до 7 лет

    В целом ребёнок 6—7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

    Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

    1.2. Планируемые результаты освоения Программы

    В ходе освоения Программы ребенок:

    — разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

    — чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

    — выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

    — знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

    — знает некоторые приемы и манипуляции и применяет их в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, марионеток и др.

    — имеет представление о театре, театральной культуре, истории театра; устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).

          2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    2.1 Описание образовательной деятельности.

    Программа является комплексной, с приоритетным направлением социально – личностного развития детей. В Программе предусмотрена интеграция образовательных областей:

    • «Социально-коммуникативное развитие». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
    • «Познавательное развитие». Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о его истории, театральных профессиях и т.д.
    • «Речевое развитие». Развивается чёткая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
    • «Художественно- эстетическое развитие». Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

    Содержание программы включает четыре основных блока:

    1. «Основы театральной азбуки». Знакомство с особенностями театрального искусства; его видами. Приобретение знаний о костюмах, атрибутах театра. Формирование культура зрителя.

    2. «Театральная игра». Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

    3. «Основы кукольного театра». Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, на ложках, на стаканчиках и др.)

    4.«Работа с родителями».Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов; консультации для родителей; совместные спектакли.

    Образовательные технологии, применяемые в программе:

    • игровая технология;
    • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
    • проектная технология.

    Игровая технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
    • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
    • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
    • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
    • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
    • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
    • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

    Технология сотрудничества

    Концептуальные идеи и принципы:

    • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
    • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
    • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
    • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
    • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
    • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

    Проектная технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
    • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
    • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
    • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
    • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Основные принципы проведения театрализованной деятельности:

    Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:

    • Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
    • Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
    • Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
    • Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
    • Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
    • Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
    • Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
    • Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

    Направления деятельности:

    • 1.  Театрализованные игры.
    • 2.  Рассказы воспитателя о театре.
    • 3.  Организация спектаклей.
    • 4.  Беседы-диалоги.
    • 5.Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к   спектаклям.
    • 6.  Чтение литературы.
    • 7.  Оформление альбома о театре.
    • 8.  Показ представлений.

    Методические приемы:

    • Беседы проводятся с целью освоения нового материала
    • Театрализованные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
    • Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
    • Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
    • Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
    • Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.

    2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.  А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

    Основные формы работы с родителями:

    • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
    • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
    • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах)
    • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
    • Анкетирование
    • Совместные спектакли
    • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
    • Дни открытых дверей

    Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    Шестой год жизни

    Месяц

    Содержание образовательной работы

    Задачи

    Октябрь

    Оформление родительского уголка. Консультация «Посещение театра всей семьёй».

    Создать у родителей интерес к театральной деятельности.

    Ноябрь

    Оформление родительского уголка- консультация «Домашний театр».

    Научить использовать разные виды театра в домашних условиях.

    Декабрь

    Оформление родительского уголка- консультация «Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений».

    Познакомить родителей с театрализованными играми, помогающими в преодолении речевых нарушений.

    Январь

    Конкурс на лучшую афишу для нашего спектакля.

    Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

    Февраль

    Совместная работа с родителями  над костюмами для театрального уголка.

    Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

    Март

    Мастер- класс «Кукольный театр своими руками»

    Рассказать о способах изготовления театра.

    Апрель

    Выставка « Лучший кукольный театр своими руками»

    Привлечь к участию в совместных с детьми выставках

    Май

    Работа (совместно с родителями) над альбомом «Всё о театре»

    Рекомендации родителям на летний период.

    1.учить детей обобщать полученный опыт;

    2.развивать эстетический вкус в оформлении альбомов.

    Седьмой год жизни

    Октябрь

    Оформление родительского уголка – консультация «Театр и дети».

    Продолжать создавать у родителей интерес к театрально – игровой деятельности.

    Ноябрь

    Совместная работа с родителями  над костюмами для сказки.

    Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе.

    Декабрь

    Конкурс рисунков «Волшебный мир театра»

    Привлечь к участию в совместных с детьми выставках.

    Январь

    Оформление родительского уголка - Памятка для родителей «Как поддержать у детей интерес к театру».

    Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

    Февраль

    Оформление родительского уголка - консультация для родителей: «Чтобы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для домашнего театра.

    Повышать компетентность родителей.

    Март

    Оформление родительского уголка- познакомиться с афишами новосибирских  театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.

    Организовать совместно с родителями праздник «День театра».

    Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам. 

    Апрель

    Оформление родительского уголка – папкой - передвижкой «Кукольный театр своими руками».

    1. воспитывать любовь к творческой деятельности.
    2.воспитывать эстетический, художественный вкус.

    Май

    Совместное с родителями изготовление стенда  «Поговорим о театре»(стихи, тематические фотографии, интересная информация, творчество детей – рисунки, аппликации, советы, памятки о поведении в театре и т.д.)

    Рекомендации родителям на летний период.

    1.учить детей обобщать полученный опыт;

    2.развивать эстетический вкус в оформлении стендов.

    3. Организационный раздел

    3.1 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

    Обязательным условием развития творческих способностей дошкольников является самостоятельная деятельность в театрализованной деятельности.

    • При оформлении театрального уголка, используется все пространство группы, и место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, т.е., используется принцип мобильности.
    • Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материал.
    • Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности, всего предлагаемого материала.

    Обязательными составляющими театральных уголков должны быть:

    театрально-игровое оборудование:

    • большая складная ширма,
    • маленькая ширма для настольного театра,
    • фланелеграф,
    • простейшие декорации,
    • стойка-вешалка для костюмов.

    Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.

    Разные виды кукольного театра:

    • театр картинок,
    • театр игрушки,
    • театр масок,
    • пальчиковый,
    • перчаточный,
    • театр Би-ба-бо,
    • театр марионеток,
    • теневой театр фигур,
    • тростевые куклы,
    • куклы с живой рукой и др.

    Технические средства обучения:

    • аудиозаписи музыкальных произведений,
    • записи звукошумовых эффектов,
    • музыкальные игрушки,
    • видео-фонотеки литературных произведений.

    Для развития у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов.

    Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

    • волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента);
    • волшебный колпачок(обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми), используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
    • волшебная дудочка(играет – все танцуют, не могут остановиться);
    • волшебная палочка(для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
    • волшебный мешочек(из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
    • волшебный стаканчик(в нем может быть любой напиток – обыгрывание этюдов на память физических действий, развитие мимики);
    • волшебная маска(превращение в любого героя, действие от его имени);
    • волшебное зеркальце(ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет), используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии,  воображения;
    • волшебная скатерть(дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.) на развитие мимики, жеста;
    • волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).

    Хранителем-талисманом театрального центра, может быть кукла из любого вида театра. Это, своего рода, кукла-зазывалка.

     3.2Кадровый потенциал

    Воспитатели: убежденность в целесообразности театрализованной деятельности в детском саду; компетентность в реализации парциальной программы; совершенствование в театрализованной деятельности.

    Заведующий организует предметно-развивающую среду; старший воспитатель обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.

                  3.3 Материально- техническое обеспечение программы

    Оснащение МАДОУ д/с № 70 для организации театрально- игровой деятельности.

    Помещение

    Оснащение

    Кол- во

    Группа «Капитаны»

    -большая складная ширма

    -маленькая ширма для настольного театра

    -фланелеграф

    -стойка- вешалка для костюмов

    -костюмы, парики, атрибуты для постановки сказок

    -театр картинок

    -театр игрушек

    -театр масок

    -пальчиковый театр

    -теневой театр

    -театр марионеток

    -театр Би-ба-бо

    -аудиозаписи музыкальных произведений

    -видео- фонотека литературных произведений

    -музыкальные игрушки

    -музыкальный центр

    - 1шт.

    -1 шт.

    - 1 шт.

    -1 шт.

    -для 3сказок

    -5 шт.

    -4 шт.

    -8 шт.

    -3 шт.

    -2 шт.

    -1шт.

    -4 шт.

    -15 дисков

    -12 дисков

    -1шт.

    3.4 Планирование образовательной деятельности

    1. Групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут.

    2. Индивидуальная работа. На индивидуальных занятиях разучивают стишки, потешки, отгадывают загадки.

    Содержание образовательной деятельности по возрастам.

    Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

    Месяц

    Блок

    Содержание образовательной работы

    Задачи

    сентябрь

    Знакомство с детьми, наблюдение, оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

    Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

    Составление плана работы.

    Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

    октябрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа-диалог «Мы идём в театр» и  посещение театра

    1. активизировать творческие проявления детей;

    2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

    «Театральная игра»

    Создание «Центра театрального искусства»

    пополнить его различными костюмами, масками, атрибутами для драматизаций и т.д.

    «Основы кукольного театра»

    Знакомство с ширмой

    рассказать  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

    ноябрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа с детьми «Рождение спектакля»

    1.активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;

    2.познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник.

    3.воспитывать желание узнать новое.

    «Театральная игра»

    Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

    Театральный центр пополняется словарём театральных терминов.

    1.развивать у детей умение пользоваться жестами;

    2.развивать двигательные способности детей;

    3.побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты).

    «Основы кукольного театра»

    Этюды - «Заяц и медведь», «Медведь и лиса» и т. д.

    формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

    декабрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему «Удивительный мир кукол»

    познакомить с видами кукол и способами действия с ними.

    «Театральная игра»

    Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.

    Отгадывание загадок, с изображением их героев

    развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

    отработка показа образов животных с помощью выразительных  движений;

    развивать творчество, воображение и фантазию.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «В гости к Маше», «Собака и медведь» и др.

    обучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

    январь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему « Театр снаружи и изнутри» (фото, иллюстрации с изображением театров)

    1.познакомить детей с устройством театрального здания;

    2.обогащать словарь детей.

    «Театральная игра»

    Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка»:

    Распределение ролей

    учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

    1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

    2.воспитывать чувство коллективного творчества.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Дед и репа», «Две мышки» и др.

    познакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

    февраль

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему: «Новые виды театров» (театр на ложках, театр на нагрудниках, на стаканчиках и т.д.)

    Познакомить детей с новыми, неординарными видами театров.

    «Театральная игра»

    Репетиции  сказки «Заюшкина избушка»

    1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

    2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой» и др.

    продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

    март

    «Основы театральной азбуки»

    Экскурсия в кукольный театр.

    Закрепить полученные знания о театре и правилах поведения в нём.

    «Театральная игра»

    Показ  сказки «Заюшкина избушка»

    1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

    2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением детям и воспитателям.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей» и др.

    обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

    апрель

    «Основы театральной азбуки»

    Просмотр отрывков видео спектаклей разных видов театров.

    Приобщение детей к миру театра.

    «Театральная игра»

    Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»

    1.создать положительный эмоциональный настрой;

    2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

    3.поощрять совместное стихосложение.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «К нам пришёл зайчик», «Кот и петушок» и др.

    закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

    май

    «Основы театральной азбуки»

    Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

    «Театральная игра»

    Театральные игры по выбору детей.

    1. развитие творческих способностей детей.

    2. развитие инициативы, самостоятельности.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «К нам в гости пришёл клоун», «Танец Алёнушки» и др.

    познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток.

    Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

    Месяц

    Блок

    Содержание образовательной работы

    Задачи

    сентябрь

    Оценка уровня развития театрально- игровой деятельности детей.

    Оценить умения детей в театрально- игровой деятельности.

    Составление плана работы.

    Разработать план развития творческих способностей детей, опираясь на полученные результаты.

    октябрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа-диалог «Кто придумал театр» и  посещение театра

    1. активизировать творческие проявления детей;

    2. развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребности в познании нового.

    «Театральная игра»

         Знакомство детей со сказками «Золушка», «Симбад-Мореход», «Соловей-разбойник» и др.

    Распределение ролей

    учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию.

    1.учить детей дружно и согласованно договариваться;

    2.воспитывать чувство коллективного творчества.

    «Основы кукольного театра»

    Продолжать знакомство с ширмой

    пополнять знания  об устройстве и назначении театральной  ширмы.

    ноябрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа с детьми «Знакомство с музыкальными театрами»

    1.дать представление о разнообразных жанрах музыкального театр, таких как «опера», «балет», «мюзикл», «музыкальная сказка»;

    2.воспитывать желание узнать новое.

    «Театральная игра»

    Игры -«Изменю себя друзья, догадайся кто же я!», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

    1.развивать у детей умение пользоваться жестами;  

    2.развивать двигательные способности детей;

    «Основы кукольного театра»

    Этюды - «А Коток, Коток, Коток», «Гусёнок пропал» и т. д.

    Репетиции музыкальной сказки «В гостях у сказки»

    продолжатьформировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

    1.отработать диалоги, выразительность и интонацию;

    2.развивать в движениях чувство ритма, координацию движений.

    декабрь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему «Театры нашего города»

    познакомитьс театрами Новосибирска.

    «Театральная игра»

    Мимические этюды у зеркала «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх» и т.д.:

    Показ музыкальной  сказки «В гостях у сказки» родителям

    развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить своё настроение.

    1.развивать способность свободно и раскрепощёно держаться перед зрителями;

    2.воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям и воспитателям.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Жадина», «Дырки в сыре» и др.

    продолжатьобучать детей приёмам кукловождения настольно-плоскостного театра.

    январь

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему «Знакомство с театрами разных стран» (фото, иллюстрации с изображением театров)

    1.познакомить детей с театрами разных стран, обратить внимание на неординарность архитектуры;

    2.обогащать словарь детей.

    «Театральная игра»

     Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”.

    Совершенствовать диалогическую форму речи.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Медвежонок - невежа», «Котик» и др.

    продолжатьзнакомить детей с приёмами вождения верховых кукол.

    февраль

    «Основы театральной азбуки»

    Беседа на тему: «Зрительская культура»

    закреплять правила поведения в театре,формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.

    «Театральная игра»

    "Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра.

    побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «У бабушки козёл», «Слонёнок пошёл учиться» и др.

    Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки.

    продолжать обучать детей приёмам вождения верховых кукол на ширме.

    развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

    март

    «Основы театральной азбуки»

    Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др.

    приобщение детей к миру музыкального искусства.

    «Театральная игра»

    Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”.

    учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Кот- бездельник», «Чудаки» и др.

    обучать детей приёмам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок( стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

    апрель

    «Основы театральной азбуки»

    Памятка в родительский уголок «Театр- помощник в воспитании ребенка»

    Вести воспитательную работу с родителями, донести до их внимания важность театра в жизни ребёнка.

    «Театральная игра»

    Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк».

    развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга.

    «Основы кукольного театра»

    Этюды «Где ты брат Иван?», «Летел соколок» и др.

    закреплять навыки кукловождения пальчикового театра.

    май

    «Основы театральной азбуки»

    Оценка умения детей в театрально- игровой деятельности на пройденном материале.

    «Театральная игра»

    Занятие-игра «Весёлые стихи читаем и слово-рифму подбираем»:

    1.создать положительный эмоциональный настрой;

    2.упражнять детей в подборе рифм к словам;

    3.поощрять совместное стихосложение.

    «Основы кукольного театра»

    Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

    совершенствовать приёмы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем.

    3.5.  Методические материалы и средства обучения.

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

    2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

    3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

    4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

    5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

    6.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

    7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.

    8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети»

    9. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

    10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

    11. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

    12. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

    Приложение 1

    При анализе результативности работы по данной Программе используются следующие методика:

    «Критерии оценки театрально- игровой деятельности» Н. Д. Сорокина

    Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

    Этюдный тренаж (мастерство актёра)

    1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки ).
    2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
    3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
    4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

    Игры – драматизации

    1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
    2. Умение общаться с партнёром;
    3. Способность импровизировать при создании образа.
    4. Этюды с куклами
    1. Желание играть с куклой;
    2. Умение управлять ею;
    3. Способность импровизировать с куклой.

    Кукольные спектакли

    1. Желание участвовать в спектаклях;
    2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
    3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

    Оценка знаний, умений и навыков детей

    0 - отлично

    Х - хорошо

    У-удовлетворительно

    Н - неудовлетворительно

    Группа

    Этюдный тренаж

    Игры-драматизации

    Этюды с куклами

    Кукольные спектакли

    Общая оценка

    Ф.И.

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    1

    2

    3

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

    Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

    Программа дополнительного образования по интеллектуальной направленности «АБВГДейка» Для детей старшего дошкольного возраста.

    Программа дополнительного образования по интеллектуальной направленности«АБВГДейка»Для детей старшего дошкольного возраста.    Соста...

    Программа дополнительного образования кружка по театрализованной деятельности для детей младшей группы «Теремок»

    ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»    Программа дополнительногообразованиякружка по театрализованной дея...

    Программа дополнительного образования по организации театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный мир театра"

    Цель Программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Задачи Программы:·...

    Рабочая программа дополнительного образования кружка "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста.

    В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенкам языка в единстве сознания и деятельности.К...

    Образовательная программа дополнительного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц

    Одной из важнейших задач системы дошкольного образования уже на протяжении многих лет является развитие речи детей.  Связная речь   выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются...