Консультация для педагогов "Эстетическое воспитание детей в игре"
консультация на тему

Галина Борисовна Гаранжа

Материал представляет интерес для воспитателей детских садов в направлении художетственно - эстетического развития воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с  приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому  направлению

развития детей»

(МБДОУ № 22 «Журавушка»)

Консультация для воспитателей

«Эстетическое воспитание детей в игре»

                                                                                    Воспитатель: Гаранжа Г.Б.

2017

«Эстетическое воспитание детей в игре»

     Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире – в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное? Пути и средства эстетического воспитания многообразны.

     Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе эстетических. Какое же место занимают игры в решении задач эстетического воспитания?

     Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального, предметного мира: природы, быта, произведений искусства, и нередко упускаем из виду эстетику человеческих отношений – поступков и поведения.

     Во время игр, в которых замысел и его воплощение зависят от детей, легче всего складываются и развиваются личные качества детей, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.

     Игра – это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему: к труду, вещам и событиям, друг к другу. В игре дети приобретают и эмоциональный опыт – разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств.

     Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны.

Заботясь об эстетическом воспитании, нельзя забывать и об обычных навыках культурного поведения.

     Говоря о культуре поведения, следует иметь в виду не только нравственную сущность, но и внешнее проявление, форму. Мало научить ребёнка здороваться или благодарить за услугу - нужно научить его делать это красиво: приветливо, вежливо, глядя на тех, с кем он здоровается или кого благодарит, стоя спокойно, не кривляясь, не вертясь и т. д.

     Очень важно выработать у детей навыки культурной речи: привычку разговаривать негромко, без резких интонаций, умение выслушивать другого до конца, не перебивать собеседника.

     Привычка вести себя, как и все привычки, закрепляется упражнениями. Игра и является той формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми в обществе.

     Научить детей понимать и ценить красоту поступков и поведения – дело сложное и тонкое, но вполне возможное, так как детям даже среднего дошкольного возраста это понимание доступно.

     В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основным, главным в использовании игры как средство эстетического воспитания.

Другая линия эстетического развития детей в играх заключается в выявлении и развитии их художественных способностей, их творчества, вкуса. С помощью воображения и фантазии дети создают сюжеты своих игр. Для этого они пользуются всевозможными выразительными средствами, приобретёнными на занятиях и в повседневной жизни: речью, движениями, мимикой, пением.

     Даже самые простые и распространённые сюжетно-ролевые игры способствуют проявлению и развитию эстетических чувств и способностей детей. В играх в «дочки-матери», например, ребёнок в роли матери поёт песенку, баюкая свою «дочку». И не просто поёт, как пел бы эту песенку на занятии, а входя в роль, поёт, вкладывая в неё свои чувства, – нежность к «дочке», заботу, внимание, любовь.

     Особое место в эстетическом развитии детей занимают игры в «праздник», «музыкальные занятия», «концерт», «театр» и другие. Очень верно эти игры охарактеризовала Р. И. Жуковская, сказав, что, оставаясь по форме сюжетно-ролевыми, по существу своему они становятся художественной деятельностью детей.

Но главное – игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.

     Основное в руководстве играми – драматизациями театральными играми заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять и почувствовать образ того персонажа, который он хочет изображать. Ведь для того, чтобы ярко отобразить что-то, необходимо это чувствовать и понимать. Даже в самых простых играх – драматизациях, в которых дети разыгрывают сказки, беря на себя роли зайца, лисы, волка и т. д., они должны понимать характер этих персонажей.

     Руководя этими играми, следует всемерно поощрять детскую инициативу, творчество, художественную самодеятельность. Знания и умения, приобретённые на занятиях, обогащают игры детей: в процессе игры они пользуются кукольными, теневыми, настольными театрами.

     Большое значение для эстетического развития детей имеют строительные игры, связанные с наблюдениями. Основным источником, питающим игры, в том числе и игры строительные, является окружающий ребёнка мир. Чем богаче и эмоциональней его творческое воспроизведение в играх.

     Играя со строительным материалом, сооружая свои постройки, дети воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. В процессе таких игр у детей формируется вкус, умение удачно находить композицию сооружения, умение красиво сочетать цвет и форму.

     В дальнейшем дети не только подражают увиденному, но, обогащённые эстетическими впечатлениями, сами придумывают и строят разнообразные постройки, в которых проявляют творческую фантазию, выдумку, инициативу.

     Основой эстетического воспитания является восприятие и осознание предметного мира, осуществляемое посредством органов чувств. Поэтому так важно заботиться об их развитии. В этом большую помощь оказывают различные игры, особенно дидактические. Именно в дидактических играх отрабатывается у детей умение распознавать форму, цвет, величину, приобретается навык различать высоту и тембр звуков, закрепляются представления о качествах предметов и их положении в пространстве.

     Словесные дидактические игры и игры с дидактическими игрушками, руководимые взрослыми, помогают детям овладеть всем разнообразием предметного мира и ведут их к более сложной стадии эстетического развития – самостоятельной художественной деятельности. Один из видов этих игр, а именно игры с мозаикой, необходимо остановиться подробней.

     Мозаика – один из наиболее распространённых видов игрушек. По своему виду мозаика принадлежит к игрушкам художественного характера, то есть основной её смысл – составление узоров – по существу является художественной деятельностью. Игры с мозаикой как средство эстетического воспитания ценны с двух точек зрения: прежде всего процесс самой игры, то есть выкладывание узоров, развивает художественные способности и навыки детей. Под руководством воспитателя они учатся подбирать и сочетать элементы мозаики по цвету и форме; знакомятся с основным принципом построение узоров; овладевают простейшей композицией – располагают узор на плоскости в зависимости от её формы, размера. Кроме того, эти игры развивают художественный вкус детей, творчество и фантазию, приучают у порно и терпеливо трудится, тренируют руку, глазомер.

     Игры с мозаикой, во время которых дети комбинируют цветовые элементы, создают различные цветовые сочетания, меняют их по своему желанию, вкусу, являются превосходной формой упражнения, активным способом познания цвета. В игре с мозаикой ребёнок стремится создать красивый узор, придумать новое цветовое сочетание или композиционное решение, а это в свою очередь повышает интерес к окружающему, заставляет зорче вглядывается, искать и находить красивое.

     Нельзя говорить о воспитании эстетических чувств детей, ничего не сказав об игрушке. Ведь это тот предмет, который уже в самом раннем возрасте, в силу своих эстетических качеств, влияет на эмоциональный тонус ребёнка и вызывает чувство радости. Игрушка должна эмоционально воздействовать на чувства детей. Это возможно лишь в том случае, когда она интересна своим содержанием и художественным оформлением, то есть если в ней заключён выразительный образ и если её форма, цвет, материал отвечают эстетическим требованиям.

     Эстетические чувства детей легче всего формировать при ознакомлении их с предметами народного искусства. Поэтому особое место в детском саду должно принадлежать игрушкам народным. Народные игрушки всех видов - деревянные, глиняные, керамические – самые близкие ребёнку, наиболее понятные, доступные его восприятию. Художественная ценность народных игрушек бесспорна. Ведь в народном искусстве, частью которого является игрушка, отобрано и сохранено всё самое лучшее, самое красивое из того, что создал народ. В них отразилась душа народа, его тонкий художественный вкус, неистощимая фантазия и мастерство.

     Взрослые должны тщательней подбирать игрушки, которыми играют дети – ведь игрушка это предмет, с которым неразрывно связано детство. Предмет всегда желанный, воспитывающий его художественный вкус, его эстетические представления.

     Нельзя забывать и о том, что красивая обстановка игры не только вызывает у детей желание любоваться его, но и организует их, подтягивает.   Кроме того, эстетическая обстановка вызывает у детей желание поддерживать её. Играя, дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво располагать игрушки на стеллаже, складывать строительный материал, расставлять мебель в кукольном уголке, нарядно накрывать стол, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.

     Природа – неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Бесконечно много она может дать человеку, умеющему её видеть, чувствовать, воспринимать. Детей нужно заинтересовать, и они охотно будут всматриваться в окружающую природу, вместе с воспитателем искать в ней знакомые формы. Обыкновенная веточка, сучок или шишка, поднятые на прогулке, могут вызвать определённые ассоциации и превратиться в забавные игрушки.

     Умение находить в природе готовые формы путём незначительных переделок, подчеркнуть в них знакомый образ - это уже творчество, творчество своеобразное и доступное всем детям. Оно заставляет детей зорче присматриваться в природе, будит их воображение, фантазию, учит мыслить образно.

     Таким образом, в процессе разнообразных игр, направляемых педагогом, решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить, в окружающей жизни – в природе, в искусстве, в труде и поступках людей. Формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Нравственное воспитание детей в игре."

Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим во...

Консультация для родителей «Воспитание детей через театрализованные игры».

Как влияют театрализованные игры на воспитание детей....

Консультации для воспитателей «Эстетическое воспитание детей в игре»

Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное,  в этом мире – в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способнос...

Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через игру»

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Консультация для родителей «Воспитание детей в игре»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...