Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему

Щучкина Лариса Дмитриевна

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

      Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш, кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус, у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

    Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить и рисовать.

    Дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мелкая моторика 22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Абламонова Л.Д.

                                                                                                        воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32»

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольника.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант

   В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука». А исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.  

     Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики связана с тяжестью нарушений  функций рук.  

      Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

      Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш, кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус, у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

    Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить и рисовать.

    Дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами). Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.

    Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

     Моторный навык у ребёнка будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руку» (взрослый берёт руку ребёнка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Данный способ я использую в работе с детьми, испытывающими проблемы с координацией движений пальцев рук. Это особенно важно при подготовки ребёнка к школе, так как есть дети с проблемами со здоровьем, и им необходим индивидуальный подход. А развитие моторного навыка позволяет улучшить  не только  координацию, а также повысить самооценку дошкольника, он становится более уверенным в себе. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребёнок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом. В качестве упражнений на развитие  моторики можно предложить следующие задания:

А) нарисовать простой узор

Б) поиграть в игру «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машины, а в другом – дом. Потом говорите ребёнку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным» Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам Ваших дорожек.

В) Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

   С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак-ребро-ладонь»  - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.)  Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.).

      Работу по развитию тонкой моторики я организовала с детьми, используя комплексный подход, он включает в себя и работу с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезание (особенно плавное, не отрывая ножниц от бумаги).  Одним из эффективных упражнений является проделывание нитки в игольное ушко (вышивание). В практике часто использую штриховку (это также один из способов развития моторики). Важно научить ребёнка штриховать. Он должен штриховать те предметы, которые он нарисовал. Это развивает воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Также, детям нравятся и пальчиковые игры, они разучивают их с большим удовольствием и легко запоминают:

 

Комплекс пальчиковых  игр

по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

«Шла машина»

Шла машина дождевая,                                      (поочередные притопы)

Словно туча шла живая,                                     (добавить шлепки по коленям)

Два фантана впереди,                                         (добавить качание головой)

Берегись-не подходи!

Между тем из тучки черной                              (вращать руками в воздухе)

С громыханьем во всю мощь                             (сильно топать ногами)

Лил веселый, лил задорный                               (шлепки по груди и по коленям)

Долгожданный летний дождь

«Тропинка»

Шла тропинка, шла, шла                                   (2 хлопка, 2 шлепка по груди)

К речке подошла.                                               (2 хлопка, 1 шлеп по коленям)

Удивилась, потопталась                                    (развести руки в стороны, притопнуть)

С речкой тихо пошепталась,                             (шелестеть ладошками)

Под воду ушла,                                                   (присесть)

А за речкою не слышно                                     (встать, шлепки по коленям)

Из воды тропинка вышла.

Дальше побрела                                                  (притопы)

Пыль с себя стряхнув немножко                       (стряхнуть)

Да водицы на дорожку                                       (почерпнуть ладошками, вылить на себя)

У реки взяла

«Летела муха»

Летела муха около уха                                       (вращать рукой около уха)

Ис-ис

Летели осы около носа: с-с                                (вращать рукой около носа)

Летел комар, звенел: з-з                                     (показать пальцем в разные стороны)

На лоб сел,

А мы его поймали                                               (прижать рукой лоб)

В кулачок зажали,                                               (зажать кулачок)

Послушали и отпустили                                     (разжать кулачок)

 «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)

1, 2, 3, 4, 5 – (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять (руки вниз, встряхнуть кистями)

1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили считать (то же)

«Замок»

На двери висит замок. (руки в «замок»)

Кто открыть его бы мог? (разжать)

Потянули, (тянуть)

Покрутили, (крутить)

Постучали (стучать основаниями ладоней)

И открыли! (расцепить)

«Бойцы молодцы»

Пальцы эти – все бойцы, (растопырить пальцы на обеих руках)

Удалые молодцы. (сжать пальцы в кулак)

Два – больших и крепких малых, и солдат в боях бывалый. (положить ладони на стол, приподнять два больших пальца)

Два – гвардейца – храбреца, (приподнять указательные пальцы)

Два – сметливых молодца. (приподнять средние пальцы)

Два – героя безымянных, но в работе очень рьяных. (приподнять безымянные пальцы)

Два мизинца – коротышки – (приподнять мизинцы)

Очень славные мальчишки! (хлопнуть ладонями по столу)

«Овечка»

Вот кудрявая овечка (раздвинуть руки, округлив ладони)

Шерстка белая в колечках, (сцепить пальцы «колечками»)

Шерстка мягкая, густая – шубка у овцы такая. (погладить одной ладонью другую)

В шубке этой очень жарко!

Дай мне шерстки, коль не жалко. (руки ладонями вверх)

Я колечки состригу (указательным и средним пальцами изобразить «ножницы»)

И в комочек соберу. (кистями сделать «комочки»)

Крутится, вверено, («моталочка»)

Ниточку прядет оно. (большим и указательным пальцами тянуть воображаемую нить)

Нитку я перебираю, (перебирать «нить»)

Из нее клубок мотаю (имитировать указанные действия).

Вот теперь возьму я спицы (а вязать я мастерица),

 Петлю к петле нанижу, шарф и варежки свяжу.

Подарю я Марьюшке теплый шарф (руки ладонями вверх, пальцы соеденены кончиками)

И варежки. (положить кисти ладонями вниз)

«Теремок»

Стоит в поле теремок. (изобразить «дом»)

На дверях висит замок. (большие пальцы перекрестить)

Как бы нам замок открыть;

В теремок зверей пустить?

Слева зайка, справа мишка.        

- Отодвиньте – ка задвижку! (пальцами захватить друг друга сверху вниз, тянуть руки в противоположные стороны)

Слева ежик, справа волк:

- Нажимайте на замок! (те же действия)

Зайка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок! (расцепить пальцы)

      Данные пальчиковые  игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действий движениями рук   стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

   Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и детских психологов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Список литературы:

1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2009 г.

2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 2012.

4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2013г.

5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2010 г. - №1. –(С. 60-64.)

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультативный материал для воспитателей и родителей...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультация для педагогов: "Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников"...