Консультация для воспитателей: «Самостоятельные игры детей в театральных уголках»
консультация на тему

Консультация для воспитателей:

«Самостоятельные игры детей в театральных уголках»

 

Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово,

имузыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_igry_detey_v_teatralnyh_ugolkah.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельные игры детей в театральных уголках.

Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово,

и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Существуют две театрализованные игры в зависимости от средств изображения:

1. Режиссерские игры (настольный театр картинок и игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, стенд- книжка). В режиссерских играх ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией.

2. Игры-драматизации (игры с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации, с атрибутами (маски, шапочки, костюмы). Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок участвует сам, преимущественно используя свои средства выразительности -  интонацию, мимику, пантомиму.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа  содержания и наличие зрителей.
         В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность  самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

 По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности, театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно- эстетического развития и воспитания детей, она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств и средством приобщения к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты, им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; 

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Существуют разнообразные виды детского театра.

Самый распространенный — это театр игрушек.  Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков,  или  театр петрушек,  создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.

Вызывает интерес у детей и теневой театр.

Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, это во многом определяет и выбор репертуара. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.

Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).

Большой популярностью у детей пользуется настольный  картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.

Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.
Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Для создания обстановки театрального представления делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. Репертуар  театра картинок на фланелеграфе  очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.

Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.

  1. Театр бибабо.
  2. Театр  марионеток
  3. Живая кукла.
  4. Варежковый театр.
  5. Театр ложек
  6. Верховой театр.
  7. Плоскостной театр.
  8. Театр миниатюр.

Основные направления работы с детьми:

  1. Театральная игра

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

  1. Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

  1. Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

  1. Основы театральной культуры

Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

  1. Работа над спектаклем

Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.).

                                              Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2011.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: Союз, 2007.

3. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: Гном и Д,

2000.

4. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб: Речь, 2007.

5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Игры детей раннего возраста»

Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предмета...

Консультация для воспитателей "Средства приобщения детей к театральному искусству"

Приобщать детей к театральному искусству можно начинать рано. С появлением у детей простейших игровых действий, предметов-заместителей и т.п. складываются благоприятные условия, позволяющие начинать з...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная деятельность детей в процессе художественно-эстетического воспитания»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Игры для самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке

КАРТОТЕКА игр для самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке...

Консультация для воспитателей. «Воспитание у детей самостоятельности и уверенности в себе посредством обучения спортивным играм».

В старших группах деятельность детей всё больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определённы...