ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ МОНТЕССОРИ
статья на тему

Маркова Маргарита Александровна

 

 

Обучение и воспитание детей в группе Монтессори ведется на следующих принципах:

 

  1. Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций и эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6 лет); подготовленного педагога.

 

  1. Наличие обучающих материалов.

 

  1. Предоставление детям свободы во время любых занятий.

 

  1. Соблюдение правила «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».

 

  1. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

 

  1. Наблюдение учителем за детьми и, при необходимости, оказание помощи в их самостоятельном обучении.

 

  1. Подготовка педагогом и проведение общих тематических занятий  по разным областям знаний, участие в которых происходит по выбору и желанию детей. При этом строго определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи материала, а также распределение тем в течение года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

1.      Чтобы воспитывать и обучать человека его необходимо знать.

2.      Чтобы знать человека, его нужно изучить.

3.      Чтобы изучать, надо наблюдать.

4.      Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободным в самопроявлениях.

Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с окружающем миром и готов его познавать. Задача взрослых  - создать условия для такого “впитывания” – М.Монтессори выделила свойства человеческой психики воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. Конечно можно добиться результатов в развитие ребёнка и не обращая на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения.

Монтессори выделила шесть сензийтивных фаз:

 

1.      Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).

2.      Сензитивная фаза порядка (0-3 лет).

3.      Сензитивная фаза уточнения чувств (0-6 лет).

4.      Сензитивная фаза развития движения  моторики (0-6лет).

5.      Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами (от 2 до 6 лет).

6.      Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12лет).

Исходя и всего выше перечисленного, можно сказать, что использования методики М Монтессори включает в себя следующие принципы:

 

* единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;

* деятельный подход к реализации содержания программы;

* интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная

   деятельность;

* психологическая комфортность - создание условий для раскованной деятельности,

   стимулирующей самостоятельную познавательную и  творческую активность

   дошкольника;

* креативный подход- воспитание у детей способности, потребности и умения

   самостоятельно делать выбор и принимать решения.

 

 

   НАПРАВЛЕННОСТЬ:  программы состоит в том, чтобы :

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику,

    особенно пальцев и мускулатуры рук, в упражнениях соединять движение руки

    с работой интеллекта.

2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы

    чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и

    музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

4. Через развитие сенсорики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать

     и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком

     навыков письма и чтения.

5. Развивать  математическое мышление, навыки счета.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные,

    существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

7. Предоставить возможность детям ощутить себя частицей окружающего мира.

    Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий -

    земли, воздуха, огня - и различных явлений природы.

8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать :

    позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку

    в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

  

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением перед ребенком. «Дети - другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые» - эта мысль М. Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Им, как раз наоборот, надо дать свободу пространства и свободу действий.

Взрослые призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию

(особенно сензитивные периоды). Отсюда - постулат: принять во внимание и направить на благо ребенка сензитивные периоды его внутреннего построения личности.

   ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:  программы состоит в том, что  к основным целям дошкольного воспитания и обучения программа, основанная на педагогической системе М. Монтессори, добавляет еще одну центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.                                                                           В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая в специально подготовленной культурной развивающей среде. Центровая цель этой программы создание условий для становления ребёнка свободного и самостоятельного.

   ИНТЕГРАЦИЯ: Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую       на актуальную возможность ребенка к самостоятельному действию, и в то же время -

косвенную, работающую, чаще всего, на зону его ближайшего развития.

  

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : Совместная деятельность с дошкольниками

состоит из следующих блоков:

I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

1. Зона практической жизни:

*  реализация воспитательных возможностей труда, уход ребенка за собой, за окружающей

    средой, подготовка к общественной жизни;

*  способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства

    ответственности перед окружающим.

2. Математическая зона:

*  усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;

*  закрепление количественного счета предметов; умение логически сопоставлять

    геометрическое изображение, называть его;

*  развитие пространственных представлений;

*  ознакомление с единицами веса;

*  знакомство с арифметическими действиями.

3. Сенсорная зона:

усвоение абстрактных понятий;

*  классификация собственных ощущений;

*  развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;

*  развитие осязания, обоняния;

*  развитие слуховой памяти;

*  развитие вкусовых ощущений.

4. Зона развития речи, письма и чтения:

расширение языкового развития и образования детей;

*  расширение запаса слов;

*  классификация предметов и слов;

*  обобщение; изучение алфавита через тактильные ощущения;

*  развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;

*  буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;

*  подготовка к письму и чтению; интуитивное чтение;

*  сопоставление слова и предмета;

*  умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;

    развитие фонетического слуха.

5. Зона науки:

* знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира,

   со средой обитания животных, растений и людей;

*  классификация животного мира;

*  изучение строения человека;

*  формирование простейших представлений о структуре Земли;

*  расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе,

    труде людей и т.д. ;

*  умение узнавать время, закрепление понятия «сутки», знания того, что они

    делятся на части; изучение категории времени, цикличности времени года;

*  знакомство с Солнечной системой:

    знание планет и порядок их расположения; знакомство с картой звездного

    неба, умение узнавать основные созвездия;

*  умение самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное;

*  развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.

II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори:

*  по группе не бегаем, а ходим

*  говорим тише

*  мы друг - другу не мешаем

*  взял материал, поработал, положил на место

*  начал дело, закончил его

*  и т. д.

III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный

       урок:

I ступень — устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает

                     на предмет и четко произносит его название.

II ступень — педагог называет предмет, ребенок указывает на него и дает педагогу.

III ступень — педагог указывает на предмет и просит назвать его.

Таким образом, пассивный словарь становится активным.

IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

V. Свободная самостоятельная деятельность.

     Предоставление детям свободы во время занятий подразумевает:

*  свободу выбора материала;

*  свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;

*  свободу выбора места для работы;

*  свободу выбора партнера или партнеров;

*  свободу общения с учителем или другими детьми.

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМ:

Помоги мне это сделать самому! -  одна из главных целей педагогики Монтессори, т. к. большое значение отводится непрямому  образовательно-воспитательному воздействию.

Структурированная система позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, используя разработанные Монтессри-материалы под руководством подготовленного педагога. У ребенка есть возможность проявить себя и почувствовать успех, так как он может выбирать занятия и работать в собственном темпе.

Совместная деятельность по программе Монтессори будет организована три раза в неделю

с подгруппой детей по 5-6 человек в течение года.

Длительность совместной деятельности:

Младшая группа:   1 занятие в неделю

                                  продолжительность -  20мин

                                  итого -  32 занятия в год

Средняя группа:      1 занятие в неделю

                                   продолжительность -  20-25 мин

                                   итого -  32 занятия в год

Старшая группа:      1 занятие в неделю

                                   продолжительность -  25-30 мин

                                   итого -  32 занятия в год

Занятия организуются с октября 2013 года по май 2014 года.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу обучения дети могут:

*  самостоятельно взаимодействовать с предметами;

*  реализовывать свое право на свободный выбор материала;

*  выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

*  получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

*  находить свои ошибки и исправлять их;

*  сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

*  самостоятельно убирать материалы на свое место.

 

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ И ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Результаты усвоения программы будут подтверждены листами наблюдений (см. приложение

«Листы диагностики»). Источником является Московский Монтессори-центр.

Тестирование проходит три раза в год (октябрь, январь, май). Инструментами тестирования

служат Монтессори-материалы представленные в группе.

Результаты всех тестов обсуждаются в индивидуальной беседе с родителями детей, где каждый родитель получит все необходимые рекомендации.

    

             

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessory.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

В  ГРУППЕ  МОНТЕССОРИ

Обучение и воспитание детей в группе Монтессори ведется на следующих принципах:

  1. Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций и эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6 лет); подготовленного педагога.

  1. Наличие обучающих материалов.

  1. Предоставление детям свободы во время любых занятий.

  1. Соблюдение правила «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».

  1. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

  1. Наблюдение учителем за детьми и, при необходимости, оказание помощи в их самостоятельном обучении.

  1. Подготовка педагогом и проведение общих тематических занятий  по разным областям знаний, участие в которых происходит по выбору и желанию детей. При этом строго определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи материала, а также распределение тем в течение года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

  1. Чтобы воспитывать и обучать человека его необходимо знать.
  2. Чтобы знать человека, его нужно изучить.
  3. Чтобы изучать, надо наблюдать.
  4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободным в самопроявлениях.

Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с окружающем миром и готов его познавать. Задача взрослых  - создать условия для такого “впитывания” – М.Монтессори выделила свойства человеческой психики воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. Конечно можно добиться результатов в развитие ребёнка и не обращая на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения.

Монтессори выделила шесть сензийтивных фаз:

  1. Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).
  2. Сензитивная фаза порядка (0-3 лет).
  3. Сензитивная фаза уточнения чувств (0-6 лет).
  4. Сензитивная фаза развития движения  моторики (0-6лет).
  5. Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами (от 2 до 6 лет).
  6. Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12лет).

Исходя и всего выше перечисленного, можно сказать, что использования методики М Монтессори включает в себя следующие принципы:

* единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;

* деятельный подход к реализации содержания программы;

* интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная

   деятельность;

* психологическая комфортность - создание условий для раскованной деятельности,

   стимулирующей самостоятельную познавательную и  творческую активность

   дошкольника;

* креативный подход- воспитание у детей способности, потребности и умения

   самостоятельно делать выбор и принимать решения.

   НАПРАВЛЕННОСТЬ:  программы состоит в том, чтобы :

1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику,

    особенно пальцев и мускулатуры рук, в упражнениях соединять движение руки

    с работой интеллекта.

2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы

    чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и

    музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

4. Через развитие сенсорики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать

     и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком

     навыков письма и чтения.

5. Развивать  математическое мышление, навыки счета.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные,

    существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

7. Предоставить возможность детям ощутить себя частицей окружающего мира.

    Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий -

    земли, воздуха, огня - и различных явлений природы.

8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать :

    позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку

    в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

   

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением перед ребенком. «Дети - другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые» - эта мысль М. Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Им, как раз наоборот, надо дать свободу пространства и свободу действий.

Взрослые призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию

(особенно сензитивные периоды). Отсюда - постулат: принять во внимание и направить на благо ребенка сензитивные периоды его внутреннего построения личности.

   ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ:  программы состоит в том, что  к основным целям дошкольного воспитания и обучения программа, основанная на педагогической системе М. Монтессори, добавляет еще одну центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.                                                                           В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая в специально подготовленной культурной развивающей среде. Центровая цель этой программы создание условий для становления ребёнка свободного и самостоятельного.

   ИНТЕГРАЦИЯ: Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую       на актуальную возможность ребенка к самостоятельному действию, и в то же время -

косвенную, работающую, чаще всего, на зону его ближайшего развития.

   

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : Совместная деятельность с дошкольниками

состоит из следующих блоков:

I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:

1. Зона практической жизни:

*  реализация воспитательных возможностей труда, уход ребенка за собой, за окружающей

    средой, подготовка к общественной жизни;

*  способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства

    ответственности перед окружающим.

2. Математическая зона:

*  усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;

*  закрепление количественного счета предметов; умение логически сопоставлять

    геометрическое изображение, называть его;

*  развитие пространственных представлений;

*  ознакомление с единицами веса;

*  знакомство с арифметическими действиями.

3. Сенсорная зона:

*  усвоение абстрактных понятий;

*  классификация собственных ощущений;

*  развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;

*  развитие осязания, обоняния;

*  развитие слуховой памяти;

*  развитие вкусовых ощущений.

4. Зона развития речи, письма и чтения:

*  расширение языкового развития и образования детей;

*  расширение запаса слов;

*  классификация предметов и слов;

*  обобщение; изучение алфавита через тактильные ощущения;

*  развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;

*  буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;

*  подготовка к письму и чтению; интуитивное чтение;

*  сопоставление слова и предмета;

*  умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;

    развитие фонетического слуха.

5. Зона науки:

* знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира,

   со средой обитания животных, растений и людей;

*  классификация животного мира;

*  изучение строения человека;

*  формирование простейших представлений о структуре Земли;

*  расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе,

    труде людей и т.д. ;

*  умение узнавать время, закрепление понятия «сутки», знания того, что они

    делятся на части; изучение категории времени, цикличности времени года;

*  знакомство с Солнечной системой:

    знание планет и порядок их расположения; знакомство с картой звездного

    неба, умение узнавать основные созвездия;

*  умение самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное;

*  развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.

II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори:

*  по группе не бегаем, а ходим

*  говорим тише

*  мы друг - другу не мешаем

*  взял материал, поработал, положил на место

*  начал дело, закончил его

*  и т. д.

III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный

       урок:

I ступень — устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает

                     на предмет и четко произносит его название.

II ступень — педагог называет предмет, ребенок указывает на него и дает педагогу.

III ступень — педагог указывает на предмет и просит назвать его.

Таким образом, пассивный словарь становится активным.

IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.

V. Свободная самостоятельная деятельность.

     Предоставление детям свободы во время занятий подразумевает:

*  свободу выбора материала;

*  свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;

*  свободу выбора места для работы;

*  свободу выбора партнера или партнеров;

*  свободу общения с учителем или другими детьми.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМ:

Помоги мне это сделать самому! -  одна из главных целей педагогики Монтессори, т. к. большое значение отводится непрямому  образовательно-воспитательному воздействию.

Структурированная система позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, используя разработанные Монтессри-материалы под руководством подготовленного педагога. У ребенка есть возможность проявить себя и почувствовать успех, так как он может выбирать занятия и работать в собственном темпе.

Совместная деятельность по программе Монтессори будет организована три раза в неделю

с подгруппой детей по 5-6 человек в течение года.

Длительность совместной деятельности:

Младшая группа:   1 занятие в неделю

                                  продолжительность -  20мин

                                  итого -  32 занятия в год

Средняя группа:      1 занятие в неделю

                                   продолжительность -  20-25 мин

                                   итого -  32 занятия в год

Старшая группа:      1 занятие в неделю

                                   продолжительность -  25-30 мин

                                   итого -  32 занятия в год

Занятия организуются с октября 2013 года по май 2014 года.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К концу обучения дети могут:

*  самостоятельно взаимодействовать с предметами;

*  реализовывать свое право на свободный выбор материала;

*  выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

*  получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;

*  находить свои ошибки и исправлять их;

*  сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

*  самостоятельно убирать материалы на свое место.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ И ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Результаты усвоения программы будут подтверждены листами наблюдений (см. приложение

«Листы диагностики»). Источником является Московский Монтессори-центр.

Тестирование проходит три раза в год (октябрь, январь, май). Инструментами тестирования

служат Монтессори-материалы представленные в группе.

Результаты всех тестов обсуждаются в индивидуальной беседе с родителями детей, где каждый родитель получит все необходимые рекомендации.