Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зимние явления природы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Занятие по формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

                                     

Название: «Зимние явления природы» 

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.

Программные задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления детей о зиме, знания детей о характерных особенностях данного времени года: иней, снегопад, оттепель, метель;
  • совершенствовать умение рисовать широкие линии, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге.

Развивающие: 

  • развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику;
  • развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, умение делать выводы, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитать культуру общения, поведения, эстетические чувства,

аккуратность.

Материал:

Книга, снежинки с заданиями, фонограмма шум ветра, иллюстрации иней, снегопад, оттепель, метель

Раздаточный материал: квадраты белой бумаги с нарисованными свечой предметами, кисть, гуашь, синяя, вода, салфетка.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.  Рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, снегопадом, метелью, опыты с водой.

Дидактические игры: «Круглый год», «Составь картинку», «Отгадай загадку», «Когда это бывает?», рисование нетрадиционными способами, отгадывание загадок, игры со снегом.

Этап занятия

Содержание занятия

Организационный момент

Воспитатель: Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Стали дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте.

 - Ребята, скажите, а какое время года сейчас?

- Какие признаки зимы вам известны?

- Как вы думаете, чем пахнет зима? (снегом, елками, холодом)

- Что можно делать зимой на улице?

- А можно ли играть в такие игры летом? Почему?

Мотивационно-ориентировочный

 Слышится шум сильного ветра (фонограмма).

Воспитатель: Ой, что это, дети? Присядем быстрее.

Падает снежинка.

Да она не простая, на ней что-то написано.

 Вы узнаете кто написал, если отгадаете загадку.

Налетит на землю вдруг

Белый вихрь из белых мух.

Снег сугробом стелется

Это что? (метелица).

Воспитатель: Ребята, это послание от Госпожи метелицы.

«Пролетая сегодня над вашим детским садом, я увидела у вас в группе что-то осень красивое и интересное и взяла себе. Может догадаетесь сами?... Это книга «Дед Мороз из Дедморозовки» Андрея Усачева. Вернуть ее можете только вы, если выполните все мои задания».

Поисковый

Воспитатель: Что делать? (Ведь мы еще не дочитали и ее необходимо вернуть в библиотеку). Как вы думаете, с какими временами года связаны задания Госпожи Метелицы? Почему?

Начинаем выполнять?

Разминка: игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…

С неба все скользят пушинки-

Серебристые … снежинки

На дорожки, на лужок

Все снижается … снежок

Вот веселье для ребят

Всё сильнее… снегопад

Словно в белый пуховик

Нарядился… снеговик

Рядом снежная фигурка

Это девочка … Снегурка

На снегу-то посмотри-

С красной грудкой … снегири

- А вы видели, как падает снег, когда нет ветра?

- Как называется это явление природы? (снегопад)

- Ребята, скажите, вы догадались, какая тема занятия сегодня? О чем будем говорить (ответы детей)

Практический

1-е задание:

Дайте ответ – что такое оттепель?

Дети: Оттепель – это когда становится теплее, снег начинает таять, он мокрый и липкий, и тогда из него легко лепить снежинки.

Воспитатель: Найдите на иллюстрации данное явление природы.

2-е задание:

Расскажите, когда бывает иней?

Дети: После оттепели ударит мороз и на деревьях, проводах образуется пушистая снежинка бахрома – иней, все становится красивым, завораживающим.

Воспитатель: Найдите на иллюстрации данное явление природы.

3-е задание:

Ответьте на вопросы:

- Как называют явление природы, когда дует сильный ветер и снежинки летят быстро, кружатся и наметает много снега? (вьюга, пурга, поземка)

- Какие трудности может принести метель людям?

(пешеходам трудно добираться до работы, дворникам приходится много кидать лопатой снега, трактористам чистить дороги для проезда машин, становится холодно дома нужно топить печь).

А сейчас, давайте поиграем и проверим кто из вас самый внимательный.

Игра «Хлопки».

Хлопните в ладоши, если это зимнее явление природы: капель, иней, листопад, снегопад, мороз, ледоход, вьюга, оттепель, метель, дождь, поземка.

40-е задание:

Хочу посмотреть, как вы умеете играть.

Физминутка «Снегопад, метель, поземка».

Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.

5-е задание: «Расколдуй картинку».

Как можно расколдовать картинку? (Ответы детей).

Я предлагаю вот что: необходимо взять кисточку правильно, набрать краску и покрыть весь листок. Какие линии проводить широкие или тонкие?

Широкие линии проводим кончиком кисти или всем ворсом?

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика «Снежная пороша».

Ветер ветками играет, (покачивание кистями влево-вправо)

Снегом землю засыпает («фонарики»)

Сыплет снежная пороша (упражнение «снег»)

Прямо в детские ладошки (хлопки в ладошки)

Работа детей.

Рефлексивно-оценочный

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: О каких зимних явлениях мы говорили?

Какие картинки были заколдованы Метелицей?

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу.

Все ли запомнили, со всеми ли заданиями справились?

Вы такие молодцы, что справились со всеми заданиями, очень смелые, что не побоялись Госпожи Метелицы.

А как здорово рассказывал …, очень активны были …, Я вами очень довольна.