Народная игрушка (кукла) в развитии художественной культуры у детей
консультация (старшая группа) на тему

Шмелева Палина Григорьевна

Консультация о народной игрушке - кукле. Какие разные бывают куклы? Занятия поознакомлению с куклой имеют огроме=ный интерес у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ИГРУШКА (КУКЛА) В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ.

   Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивает культурную жизнь общества и вносят коррективы в процессе образования. Особая роль в этом процессе отводится народному искусству.

      Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

       К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утратили свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.

     Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась духовная ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость.

    Занятия по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой представляет огромный интерес.

  Из истории игрушки. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны, народа, отражая их движение и развитие.

    У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других – дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

   Игрушка, кукла имеет многовековую историю. Археологи на раскопках находят игрушки наряду с утварью, предметами быта, что доказывает: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребенка, помогая ему познавать мир.

    Древние люди важную роль отводили кукле, так как видели в ней себя. Она была символом продолжением рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.

     Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали н костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

    Такие игрушки можно видеть в краеведческих музеях. Игрушки, сделанные мастерами, называли потешными, то есть сделанными на потеху, на забаву.

    Деревянные игрушки. Раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку – и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку. Условность формы деревянной куклы способствовали тому, что ее мог сделать даже ребенок.

    Нашим национальным достоянием – сувениром стала матрешка. Матрешкой называют разъемную игрушку. Изображающая девочку в сарафане и платочке. Дети любят матрешку. Разбирая и собирая ее, играя с матрешкой. Они непосредственно знакомятся с ее размерами, формой, конструкцией, красотой. Ее красота шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя дали покупатели: имя «Матрена» было очень распространено среди люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так и закрепилось имя «Матрешка».

    Соломенная кукла. Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы,- ржаной, пшеничной, ячменной. Если вам летом удастся побывать в деревне, то попробуйте сделать из пучка соломы соломенную куклу. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, их прозвали стригушками. Можно заставить стригушку сплясать, поставив ее на стол или на табурет и постучав по поверхности рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать, как бы танцевать. Такая веселая игрушка делалась раньше между делом – себе на потеху и детям на забаву.

   Тряпичная кукла. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны.

          Тряпичная кукла жила в семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой ребенок может без особого труда сделать себе такую куклу. Если вы рассматривали в музее тряпичных кукол, вы наверняка задавали такой вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с лицом как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать глаза, нос, рот. Со временем кукла от тряпичной до современной претерпела немало превращений. Позже лицо и руки ей стали делать из дерева, лепить из бумажной массы-папье-маше, изготавливать из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина.

      Керамические куклы. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Мастер, отдыхая от основной работы, делал какую-нибудь безделицу для своих детей или для забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. их стали делать специально для весенних ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления от поколения к поколению.

      Куклы-модницы. Нарядная и красивая кукла радует глаз, несет улыбку в наш дом. В куклах многие видят то, что никогда не вернется к нам, - наше детство. Между тем были времена, когда кукла была своеобразным «журналом моды». Сейчас мы можем с помощью журналов мод и телевидения, Домов моды следить за новой одеждой, у наших прабабушек такой возможности не было, и тогда приходила на помощь кукла, костюм которой представлял маленькую копию костюма взрослого человека.

      Так кукла становилась своеобразным манекеном. Кукольный промысел процветал. Дамы выписывали кукол из-за границы с набором одежды для них – парадными и домашними нарядами. Кукол часто изготавливали на заказ, добиваясь конкретного сходства с кем-либо. Детям такими куклами играть не разрешали. Для них изготавливали кукол попроще. Появилась лепная бумажная кукла. Новый материал – папье-маше- имел массу преимуществ: куклы делались быстрее с помощью специальных моделей – болвашек.

                Многообразен мир современной куклы: куклы научились ходить, говорить, ими можно управлять на расстоянии. Талантливые художники-дизайнеры все делают для того, чтобы кукла радовала, увлекала и, конечно, воспитывала ребенка.

   Куклы из ниток. Обрядовые куклы. Игрушка была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая. Многочисленных ритуалов и обрядов. Со временем культовый смысл фигурок-игрушек стал утрачиваться, их теперь делают чаще всего для знакомства детей как с игрушкой наших предков.

       Бумажная кукла. Откуда и когда к нам пришла эта игра в бумажные куклы, не может точно сказать никто. Известно, что в 17 веке появились красочные листы с нарисованными на них богатым гардеробом светской дамы. Через сто лет вспомнили об этих листах. И в Англии стала популярной плоская картонная кукла с гардеробом. У нее было шесть комплектов одежды – для всех случаев жизни и всех сезонов. Одежду можно было менять. Вскоре бумажным куклам стали придавать черты популярных исторических персонажей: известных людей, актрис. Оригинальную силуэтную куклу предложил сказочник Ганс Христиан Андерсен. И сейчас художники – модельеры не забывают о бумажной кукле. Игра с бумажной куклой остается увлекательнейшим занятием для ребенка.

   Вязаная кукла. Для того чтобы связать куклу, можно использовать остатки цветной пряжи, сделать платье полосатым. Нитки можно использовать различные: хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические.

   Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужными людям не только для практических целей: они связывали людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

       Литература

  1. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.
  2. Шайдурова Н.В. Веселые матрешки –СПб.: Детство-пресс. 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

Народная игрушка как средство развития художественного творчества старших дошкольников.

Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Широкое включение в педаг...