Главные вкладки

    Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»
    методическая разработка на тему

    Описаны:

    - приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;

    - правила организации родительского собрания;

    - игры и упражнения для проведения родительского собрания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_na_shmv_neskuchnoe_rod.sobranie.27.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД № 214

    Семинар – практикум

     для педагогов раннего возраста,

    в рамках школы молодого воспитателя:

    «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Нескучное родительское собрание»

    Составитель:

    Педагог-психолог

           Шаронова Ольга Александровна

    Ульяновск, 2018

    Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.        

    При общении  с родителями, и не только, необходимо применять «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

    Самые универсальные – это:

    • улыбка,
    • имя собеседника
    • комплимент.

    - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

    - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

    - Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

    • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
    • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
    • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
    • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
    • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
    • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Родительские собрания являются действенной формой общения педагогов детского сада с родителями. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своем ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

    Как правильно организовать родительское собрание, чтобы родители захотели приходить в детский сад.

    Существует китайская поговорка:

     «Расскажи мне – и я забуду,

     Покажи мне – и я запомню,

     Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

     Человек усваивает:

     10% того, что слышит

     50 % того, что видит,

     70 % того, что сам переживает,

     90 % того, что сам делает.

    Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной и «разное».

    1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.

    Очень продуктивно и интересно начнется Ваше родительское собрание, если Вы попробуете использовать игры и упражнения, направленные на знакомство, на сплочение и объединение родителей.

             «Свободный микрофон»

    По очереди участники рассказывают о себе (имя, фамилия, где работаю,  интересы, увлечения, жизненные планы, что-то, что еще хотелось бы сказать о себе). Можно использовать какой-либо предмет в качестве «микрофона» и передавать его друг другу. Можно передавать слово другому, перекидывая мячик.

    2. Основная часть собрания может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.  

    В зависимости от темы родительского собрания можно использовать игры и упражнения, направленные на рефлексию родительских чувств, на самоосознание себя как родителя.

    Упражнение «Любящий взгляд»
    Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается.

    «Нельзя»

    Рефлексия чувств ребенка на родительские запреты на потребность ребенка в познании окружающего мира.

    Один из участников - «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязываются уши («не слушай, это не для твоих ушей») и, наконец, - глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим: «Помолчи!» (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя - «ребенка» позволяют другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов. Обмен мнениями.

    Еще одна группа игр и упражнений, направленная на снятие напряжения, на раскрепощение, создание радостного настроения.

    «Подарите подарок»

    Каждый своему соседу слева дарит воображаемый подарок. Он изображает этот предмет мимикой, пантомимой, жестами. Получивший подарок должен отгадать, что он получил и поблагодарить. Далее он придумывает и «передает» свой подарок следующему участнику.

    3В третьей части родительского собрания – «разное»  обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

    К концу такого интересного родительского собрания родители будут готовы откликнуться на любую вашу просьбу.

    Гарантом эффективности работы с родителями являются:
    • установка на работу с родителями как на работу с единомышленника ми (вместо установки "родитель - враг, соперник");
    • доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);
    • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, "для галочки");
    • системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, "одноразовых" мероприятий).

            Взаимодействие педагогов, работающих с семьей  и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

    Семь обязательных правил:

    Уважайте

    Помогайте

    Объясняйте

    Доверяйте

    Учитесь

    Спрашивайте

    Благодарите

    В завершении родительского собрания можно использовать различные игры, ориентированные на повышение настроения, снятие напряжения и усталости.

            

    Упражнение«Аплодисменты»
    Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. 
    Предложить в завершении положить на одну ладонь улыбку, на другую - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисментах.

    При подготовке к родительскому собранию, не последнюю роль играет психологический настрой воспитателя, его внутренняя готовность и уверенность в себе.

    Попробуйте описать неуверенного в себе человека.

    Неуверенность:

    вялость, слабость во всем теле, бледность, скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы, нарушение ритма дыхания, голос тихий и робкий, заметное изменение тембра, интонационная бесцветность, речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки, враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость, ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины

    ощущение потери контроля над ситуацией и т.д.

     

    А теперь уверенного человека.

    Уверенность:

    легкость во всем теле, ощущение внутренней силы, непринужденность жестов и поз, грациозность движений, позитивное восприятие мира, эмоциональная окраска и образность речи, ощущение собственной значимости, гордость, ощущение полного контроля над ситуацией и т.д.

    Уверенность – это основа успеха. Уверенное поведение любого из нас в разных ситуациях не только повышает успешность какой-либо деятельности, но и снижает уровень страха. Однако уверенность не рождается сама по себе, это результат постоянной и кропотливой работы.

    А пока, давайте поговорим о том, как проявляется уверенность в нашем теле и почему так важно формировать мышечный «корсет уверенности».

    Начнем с самого корсета – предмета, который был необычайно распространен в 19 веке, и который с успехом используется и в наши дни. Основная задача корсета – придание стройности нашему телу и горделивости нашей осанке.

    Не зря говорят: «Без осанки конь – корова». Прямая спина, распрямленные плечи, слегка приподнятое положение головы – все это признаки хорошей осанки и внешней уверенности.

    Прямо сейчас выпрямите спину, расправьте плечи, приподнимите подбородок и улыбнитесь! Правда, что дышать стало легче? Кстати, ваша безупречная осанка –  необходимое условие для правильного дыхания.

    Не сутультесь! Мир не лежит на наших плечах, он лежит у наших ног. Через уверенность в теле мы чувствуем уверенность в себе, ведь наше тело – это продолжение наших мыслей.

    Упражнение «Стенка».

    Упражнение способствует формированию мышечного корсета. Рекомендуется выполнять ежедневно в течение месяца.

    Подойдите к свободной стене и плотно прижмитесь к ней спиной. Ноги при этом слегка расставлены. Ваш затылок, плечи, лопатки, локти, ладони, ягодицы и пятки как будто-то «приклеились» к поверхности стены.

    Зафиксируйте это положение и постойте так минуты 2-3. Обратите внимание на спокойное носовое дыхание – вдох через нос и выдох через нос.

    Стенка «прилипла» к вашему затылку, плечам, лопаткам, локтям, ладоням, ягодицам и вы уносите ее с собой. Двигайтесь 2-3 минуты в зафиксированном положении по всему пространству помещения в любом направлении. Важно – положение тела не менять!

    По окончании – подойдите к стене и сравните положение своего тела до ходьбы и после.

    Поэтому, формируйте свой мышечный "корсет уверенности" и он непременно станет вашей сильной стороной.

     Психологическая зарядка (по М.А.Мараловой)

    Цель: Повышение энергитического потенциала. Рекомендуется проводить 15-20 минут каждый день.

     1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь"

    2. Попрыгивая на правой, потом на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична и дела идут отлично!"

    3. Потирая ладонь  о ладонь, повторить: "Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

    4. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: "Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача".

    5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего"

    6. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить"Покой и улыбку всегда берегу, и мне помогут, и я помогу"

    7. Сложив руки в замок, делая глубокий вздох: "Вселенная мне улыбается и все у меня получается"

    8. Сжав кулаки и делая вращательные движения руками: "На пути у меня нет преграды, все получится как надо!"

    9. Руки на бедрах, делая наклоны вперед-назад: "Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, я прекрасна!"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "

    Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников.  Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах  обще...

    Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....

    Конспект практикума с молодыми педагогами "Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками в различных видах деятельности"

    Цель: обеспечить молодого специалиста знаниями, умениями, навыками, необходимыми для выстраивания конструктивного взаимодействия с ребенком при предъявлении педагогического требования и педагогической...

    Семинар – практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями»

    Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога ДОУ, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с р...

    Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

    Данный семинар проходил для педагогов ДОУ, для улучшения взаимодействия с родителями. Здесь вы можете узнать какие методы и правила можно употребить в практической деятельности педагогов по вышеуказан...

    Мастер-класс для воспитателей: "«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».

        Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное врем...