Рабочая программа для старшей группы
рабочая программа на тему

Глушко Елена Владимировна

Рабочая программа для старшей группы на основе основной адаптированной программы Л. В. Лопатиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lopatinoy_starshaya_gruppa.docx75.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  "Звездочка" г. Зернограда.

   Программа принята на заседании                                       Утверждаю

   педагогического совета МБДОУ                                        Заведующий МБДОУ д/с "Звездочка"

                                                                                               

                                                                                                   __________ Т.Н. Горюнова

                                                                                                    "____" __________ 2016 г.

Рабочая программа

Воспитательно - образовательного процесса

для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

в старшей группе «Семицветики»

Программа предназначена для детей 5 - 6 лет

                                                             Составил воспитатель:  

                                                                              Глушко Елена Владимировна                    

г. Зерноград

2016 г.

Структура рабочей программы.

  1. Целевой раздел:

1.1 Пояснительная записка.

1.2. Цель «Программы»

1.3. Задачи реализации «Программы»

1.4. Принципы и подходы к созданию программы

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей.

1.6. Основания разработки

1.7. Целевые ориентиры

  1. Содержательный раздел:

2.1. Режим дня

2.2. Сетка занятий

2.3. Диагностика

2.4. Перспективное планирование

2.5. Календарно-тематическое планирование

  1. Организационный раздел:

3.1. Максимально – допустимый объем нагрузки

3.2. Развивающая предметно-пространственная среда

3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

         Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Звездочка» г. Зернограда .

          Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

       Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей 5-6 лет и направлена  на разностороннее развитие обучающихся, формирование у обучающихся универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;  обеспечение для всех обучающихся равные стандарты развития, сохранение  и укрепление  здоровья. 

 

1.2. Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со  взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

1.3. Задачи «Программы»:

- способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их      психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

- укреплять физическое и психическое здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

-  целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.

1.4. Принципы и подходы к созданию программы.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

 полноценное проживание воспитанником всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором сам воспитанник проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

 содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание воспитанника полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;

 сотрудничество организации с семьями;

 приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

 формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанника в различных видах деятельности;

 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

 учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.

Системное недоразвитие речи представляет синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление осуществляется в процессе многоаспектного воздействия, то есть направлено на весь синдром в целом.

Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, когда сам воспитанник становится субъектом образования;

4) возможности освоения воспитанником с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования воспитанниками с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая педагогическая работа направлена на:

1) преодоление нарушений развития воспитанников с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) разностороннее развитие воспитанников с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.5. Психолого-педагогическая характеристика детей с первым уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова инебольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка —де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — уту, киска —тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробейки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых

звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире  активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал.

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — теф, вефь, веть. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.

Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).

Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.

1.6. Основания разработки.

         Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации   «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" N 1155 от 17 октября 2013 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», N 1014  от 30 августа 2013 г.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" N 26 от 15 мая 2013 г.

- «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной,  Санкт-Петербург,  2014г.

       1.7. Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

- владеет основными видами  продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

-выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

-участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

-передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

-регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,  взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

Познавательное развитие

Ребенок:

- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования

предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 1–5 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно;

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной),  геометрические фигуры.

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

 Речевое развитие

Ребенок:

- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;

- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

- употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;

- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- использует различные виды интонационных конструкций.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок: 

- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;

- самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);

- наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;

- положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

- знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);

- знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, голубой;

- ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх);

- соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;

- сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки;

- проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Физическое развитие

Ребенок: 

проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);

отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;

продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком; − бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;

подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько раз);

поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно);

выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;

выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);

элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может  привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;

самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

              2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ    

2.1. Режим дня. 

Режим работы группы «Семицветики» — пятидневный с 7:30 до 17:30 с 10-часовым пребыванием воспитанников в учреждении, выходные дни — суббота, воскресенье.

Прием детей, игры, свободная деятельность воспитанников, дежурство

7.30- 8.30

Утренняя гимнастика.

8.10 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 - 8.55

Игры, свободная деятельность воспитанников, подготовка к занятиям

8.55 - 9.00

Непосредственно – образовательная деятельность, включая динамические паузы, гимнастику для глаз, упражнения для осанки и сосредоточения внимания.

9.00 -10.35

Индивидуальная работа логопеда с воспитанниками, игры, свободная деятельность детей, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, чтение художественной литературы

10.35 - 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 - 13.00

Дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем, оздоровительные мероприятия, игры, свободная деятельность воспитанников, совместная деятельность

15.00- 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30- 16.00

Организованная образовательная деятельность, индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками по заданию логопеда, игры, свободная деятельность воспитанников

16.00- 16.25

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная, самостоятельная деятельность на прогулке (игры, наблюдения, труд).

16.25- 17.30

       Распорядок образовательного процесса в группе в течение дня состоит из трех блоков:

№ блока

Время

Вид деятельности

Первый блок

7.30 до 9.00

 совместная деятельность воспитателя с воспитанником;

 свободная самостоятельная деятельность воспитанника.

Второй блок

9.00 до 11.00

непосредственно образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития воспитанников, которая организуется в форме игровых занятий.

Третий блок

15.30 до 17.30

 коррекционная, развивающая деятельность воспитанников со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;

 самостоятельная деятельность воспитанников и их совместная деятельность с воспитателем.

    2.2. Сетка занятий.

Дни недели

Время

НОД

Понедельник

09.00-09.25

09.40-10.05

1 Логопедическое (речевое развитие)

2. Музыка (художественно-эстетическое)

Вторник

09.00-09.25

               

09.40-10.05

10.20.-10.45

1. Логопедическое (речевое развитие)

2. Физическая культура

3.  РЭМП (познавательное развитие)

Среда

09.00-09.25

09.40-10.05

1.Логопедическое (произношение)

2. Аппликация /ручной труд      (художественно-эстетическое развитие )

Четверг

09.00-09.25

               

09.40-10.05

10.20.-10.45

16.00 – 16.20

1. Логопедическое (речевое развитие)

2. Музыка

3 Лепка (художественно-эстетическое )

Кружок «Волшебная кисточка»

Пятница

09.00-09.25

09.40-10.05

10.20-10.45

1. Ребенок и окружающий мир (познавательное развитие)

2. Физическая культура

3.  Рисование (художественно-эстетическое)

   2.3. ДИАГНОСТИКА.

Педагогическая диагностика направлена на изучение познавательных, коммуникативных, эмоционально – волевых, физических качеств, значимых для успешной социализации дошкольников и представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО.

В основу оценки развития каждого исследуемого качества ребенка положены два принципа: принцип сематического дифференциала и онтогенетический принцип.

Сематическим дифференциалом называют специальным образом сформированную оценочную шкалу, отличающуюся от других типов оценочных шкал в психологии наличием двух полюсов, основанных на противоположных по смыслу понятиях, антонимах ( например, хороший 3210 – 123 плохой; активный 3210 – 123 пассивный).

По мере передвижения по шкале происходит расширение круга общения ребенка, проявляется активность в установлении контактов, т.е. ребенок становится их инициатором.

Большая часть шкал в методике построена на основе онтогенетического принципа, раскрывающего развитие того или иного качества в онтогенезе. Общие закономерности развития того или иного качества, характерные для периода от младенчества до старшего дошкольного возраста, отражены в содержании диагностики. Это позволяет воспитателю определить не только зону актуального развития, но и зону ближайшего развития ребенка.

Зона актуального развития характеризует сегодняшние, можно сказать, сиюминутные особенности психического развития человека. Зона ближайшего развития характеризует особенности будущего, ближайшего, завтрашнего развития субъекта; это то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, а «завтра» сделает самостоятельно. Таким образом, зона ближайшего развития помогает определить перспективу развития ребенка, динамическое состояние его развития. Образовательный процесс необходимо вести в зоне ближайшего развития ребенка. Поэтому воспитателю важно не только определить актуальные возможности ребенка, но и увидеть зону его ближайшего развития и именно в ней проектировать педагогическое взаимодействие.

Онтогенетический принцип построения методики позволяет в рамках одной педагогической диагностики определить возможности как нормально развивающихся детей, так и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход в построении диагностики позволяет спроектировать образовательный процесс как для группы детей в целом, так и определить необходимость корректировки образовательного процесса для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В основе диагностики лежит  метод педагогического наблюдения. С его помощью осуществляется целенаправленное выявление особенностей развития ребенка для получения конкретных фактических данных. Педагогическое наблюдение носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличаются от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения.

По результатам педагогического наблюдения составляется профиль развития каждого ребенка на момент обследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: педагогическая диагностика направлена на определение зоны актуального и ближайшего развития дошкольников с целью дальнейшей индивидуализации образования и оптимизации работы группы.

Направления обследования.

Методика диагностики выявляет возможности детей по пяти образовательным областям:

  • Социально – коммуникативное;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

  1. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» направлена на достижение следующих целевых ориентиров:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование чувства принадлежности к своей семье , к сообществу детей и взрослых, а также уважительного отношения к окружающим;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

2. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на достижение следующих целевых ориентиров:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Основная цель образовательной области «Речевое развитие»

- развитие диалогической и монологической речи дошкольника. Для ее достижения предусматривается решение следующих задач:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и  монологической речи;

- развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Содержание образовательной области «Художественно – эстетического развития» направлено на достижение следующих целевых ориентиров:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведение искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Основными задачами образовательной области « Физическое развитие» является:

- овладение детьми двигательным поведением, в том числе упражнениями, развивающими координацию и гибкость, способствующими правильному формированию опорно-двигательной системы, крупной и мелкой моторики, а также обучение правильному, не наносящему ущерба здоровью выполнению основных движений ( ходьба, бег, прыжки);

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (ЗОЖ).

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

В начале учебного года в течение первых двух – трех недель воспитатель проводит педагогическое наблюдение за детьми в различных формах деятельности: в организационной или в свободной игре, в самостоятельной деятельности, в режимные моменты, в культурно – досуговой деятельности. В ходе педагогического наблюдения внимание обращается на индивидуальные особенности детей.

Педагогическое наблюдение позволяет педагогу определить возможности ребенка по каждому параметру, которые описаны в разделе «Содержание педагогической диагностики развития дошкольников» в интервале от 1 до 10. Наличие качественной характеристики для каждого балла позволяет достаточно четко охарактеризовать индивидуальные возможности ребенка, определив тем самым уровень его актуального развития.

Соотнося описание каждого изучаемого параметра с возможностями ребенка, воспитатель при их совпадении обращает внимание на числовое обозначение ( от 1 до 10) и делает соответствующую отметку на индивидуальном профиле развития в «Карте развития дошкольников».

По итогам сопоставления индивидуальных профилей дошкольников воспитатель заполняет профиль развития воспитанников группы, на котором могут быть отражены:

  • Особенности, характерные для группы в целом;
  • Особенности отдельных мини-групп, если они проявились по результатам диагностики;
  • Индивидуальные особенности ребенка, который по своим проявлениям значительно отличается от группы детей и поэтому требует разработки индивидуального образовательного маршрута.

Диагностику развития дошкольников предлагается проводить два раза в год: в начале и в конце учебного года. В сложных случаях ( при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья) можно провести дополнительную диагностику с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута.

Повторная педагогическая диагностика позволяет проанализировать эффективность условий, в которых развиваются дети, спланировать и скорректировать дальнейшую работу с группой (ребенком).

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Все исследуемые параметры, отражающие особенности развития дошкольников, имеют качественную характеристику и соответствующее количественное обозначение в баллах ( от 1 до 10).

Все числовые значения исследуемых качеств разделены на четыре оценочных уровня:

  • 1-2 балла – I уровень;
  • 3-5 баллов – II уровень;
  • 6-8 баллов – III уровень;
  • 9-10 баллов – IV уровень.

Переход с уровня на уровень свидетельствует  о качественном скачке в развитии ребенка.

I уровень отражает полную зависимость ребенка от окружающих.

II уровень является достаточным для жизнедеятельности.

III уровень свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребенка.

IV уровень отражает проявление его творческих способностей.

Путь от I до IV уровня ребенок проходит « от рождения до школы». Как правило, первый уровень для детей с сохранным интеллектом соответствует их возможностям в младенческом возрасте, второй уровень- младший( средний), третий уровень- средний и старший возраст. Четвертый уровень может быть достигнуть (не достигнут) полностью или частично в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКОЙ.

  1. Наблюдение за поведением и деятельностью детей группы в ходе организованной детской деятельности, свободной игры, самостоятельной деятельности, в культурно-досуговой деятельности и при организации режимных моментов (примерно две – три недели).
  2. Заполнение профиля развития каждого ребенка ( заполнять профиль может каждый воспитатель группы отдельно, затем организуется обсуждение и составляется единый профиль развития ребенка; возможно заполнение профиля одновременно двумя воспитателями по результатам предварительного устного обсуждения).
  3. Профиль развития воспитанников группы составляется на основе:

- выявления общих закономерностей, характерных для группы в целом на основании совпадения личностных результатов воспитанников;

- выявления закономерностей (особенностей), характерных для отдельной группы детей (возможно существенное расхождение внутри группы как по всем исследуемым параметрам, так и по отдельным характеристикам; чаще всего это наблюдается в разновозрастных группах, а также при организации совместного обучения детей с разными образовательными возможностями);

- выявление особенностей развития, характерных для отдельных детей, которые по своим показателям существенно отличаются от группы.

4. Определение целей и задач образовательной деятельности.

5. Повторная педагогическая диагностика в конце учебного года.

6. Анализ динамики развития каждого ребенка и группы в целом с целью оценки используемых методов работы, планирования и корректировки педагогического взаимодействия с группой.

2.4. Перспективное планирование.

Лексические  темы.  2016 – 2017  уч. год.

СТАРШАЯ  ГР.

СЕНТЯБРЬ

01.09 – 16.09 – Диагностика.                          

19.09 – 23.09 – Игрушки. Части тела.                1,2,3

26.09 – 30.09 –         Овощи.                        4,5,6

ОКТЯБРЬ

03.10 – 07.10 – Фрукты.                        7, 8, 9

10.10 – 14.10 - Сад – огород. Ягоды.                10,11,12

17.10 – 21.10 – Осень. Деревья. Хлеб.                13,14,15

24.10 – 28.10 – Одежда. Обувь. Гол. уборы.        16,17,18

НОЯБРЬ

31.10 – 04.11 – Каникулы.                                    

07.11 – 11.11 – Посуда.                               19,20,21

14.11 – 18.11 – Продукты питания.                   22,23,24

21.11 – 25.11 – Домашние животные.                25,26,27

28.11 – 02.12 – Домашние птицы.                             28,29,30

ДЕКАБРЬ

05.12 – 09.12 – Дикие животные.                31,32,33

12.12 – 16.12 – Зима.                        34,35,36

19.12 – 23.12 – Хвойные деревья.                37,38,39

26.12 – 30.12 – Новогодний праздник.                40,41,42

ЯНВАРЬ

01.12 – 06.01 – Каникулы.

09.01 – 13.01 – Зимние забавы.                43,44,45

16.01 – 20.01 – Зимующие птицы.                 46,47,48

23.01 – 27.01 – Как звери зимуют.                49,50,51

ФЕВРАЛЬ

30.01 – 03.02 – Мебель.                        52,53,54

06.02 – 10.02 – Транспорт. ПДД.                55,56,57

13.02 – 17.02 – Защитники Отечества.            58,59,60

20.03 – 24.023 – Профессии.                         61,62,63

МАРТ

27.02 – 03.03 – 8 Марта.                        64,65

06.03 – 10.03 – Весна.                        66,67,68

13.03 – 17.03 – Наш дом.                        69,70,71

20.03 – 24.03 – Моя семья.                        72,73,74

27.03 – 31.03 – Каникулы.

АПРЕЛЬ

03.04 – 07.04 – Космос.                        75,76,77

10.04 – 14.04 – Жив. хол. и жар. стран        78,79,80

17.04 – 21.04 – Цветы. Растения.                81,82,83

24.04 – 28.04 – Насекомые.                        84,85

МАЙ

03.05 – 05.05 – Наш город. 9 Мая.                86,87

10.05 – 13.05 – Обит. водоёмов. Лето.        88,89

15.05 – 31.05 – Диагностика.

                                                                                     

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

обследование

обследование

обследование

обследование

овощи

Понедельник

 

 

5

12

19

26

Вторник

РЭМП (познавательное развитие)

 

6

13

20

27 «Цвет. Размер.       «Больше, меньше»                                                               Морозова   с. 9  

Среда

Аппликация /конструирование (художественно-эстетическое)

 

7

14

21

28  «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»    

Комарова    с.89

Четверг

Лепка  (художественное развитие)

1

8

15

22

29 Овощи (морковь, свекла)


Комарова с.86

Пятница

Ребенок и окружающий мир (п) Рисование (х-э)

2

9

16

23

30 "Овощи"                              


Морозова с.27        Комарова с.87

2.5. Календарно-тематическое планирование.

  1. Организационный раздел

3.1. Максимально-допустимый объем нагрузки.

 Расписание непосредственно образовательной деятельности, проводимой педагогами с воспитанниками, при работе по пятидневной неделе, разработано в соответствии с максимально допустимым объемом образовательной нагрузки для воспитанников данного возраста.

Возраст воспитанников

Продолжительность

 непрерывной

непосредственно

образовательной

 деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Недельная нагрузка

I половина дня

II половина дня

5-6 лет

25 минут

1 час 00 минут

20 минут

не >2 раз/неделю

6 часов

00 минут

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками 5-6 лет осуществляется в первой и во второй половине дня (после дневного сна - не чаще 2-3 раз в неделю)

В летний период и в период каникул непосредственная образовательная деятельность не проводится, вместо нее проводятся экскурсии, развлечения, досуги, праздники, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники и другие мероприятия и увеличивается продолжительность прогулок.

Режимы дня разрабатываются на основе СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Образовательная нагрузка рассчитывается без учёта периода обследования воспитанников педагогами и медицинским персоналом в сентябре, в мае, новогодних каникул, и трёх летних месяцев.

 

3.2. Особенности организации развивающей предметно-

       пространственной   среды.

Предметно-пространственная  среда в группе соответствует  основным  принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, насыщенность.                                                                      

 Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно,  эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.                                                                                        

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, живые растения, телевизор.                                                                                                              

В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.                                                                                                                        

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Попади в цель», «Настольный хоккей»,  «Команда чемпионов». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Гостиння». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

         Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателям  организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

- социально-коммуникативное  развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров развития:

• центр сюжетно - ролевых игр;                                                                                                       • центр «Играем в театр» и музыкальный центр;                                                                                  

• центр «Наша библиотека»;                                                                                                                      

• центр безопасности;                                                                                                                              

• центр математического развития;                                                                                                          • центр науки и природы;                                                                                                                                     • спортивный центр;                                                                                                                                  

• центр художественного творчества ;                                                                                                                                 • центр конструктивно- модельной деятельности;                                                                                           • центр «Наш город »                                                                                                        

• центр «Будем говорить правильно»

 Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)  

 3.3.  Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
  2. «Детство без пожаров» Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях. В. В.Груздева, С.Н. Николаева Санкт-Петербург ЦДК порф. Л. Б. Баряевой 2010
  3. Я-Ты-Мы . Программа социально-эмоционального развития дошкольников.  Князева О.Л. 2003г.
  4. Я и моё здоровье. Шукшина С.Е..  Школьная пресса 2004г.
  5. «Трудовое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  6. Живем в «ЛАДУ»  Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. А.Е. Писарев, В.В. Уткина Творческий центр «Сфера» москва 2007
  7. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова ТЦ «Сфера» Москва 2003
  8. Осторожные сказки: Безопасность для малышей / Т.А.Шорыгина.
  9. - М.: Книголюб, 2004.
  10. Правила дорожного движения. Л.Б. Поддубная  ИТД «»Корифей» 2008

Познавательное развитие

  1. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Методическое пособие. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Боряевой 2014
  2. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий/ Куцакова Л.В.. М., 2007.
  3. Математика для дошкольников в играх и упражнениях Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007
  4. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей. Л.Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л.В. Лопатина   Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Боряевой 2015
  5. Прогулки в детском саду.  И.В.Кравченко, Т.Л Долова  Издательство «ТЦ Сфера» 2008
  6. Ознакомление с окружаюшим миром И.А. Морозова Издательство Мозайка-Синтез 2007
  7. Я считаю до 5, 10, 20  Колесникова  Сфера 2007
  8. Познавательное развитие. Практическое пособие ТЦ Учитель Воронеж 2004
  9. Солнечная тропинка. Занятия по экологии. Л.С. Журавлева  Издательство «Мозайка-Синтез» 2006
  10. Экологиеские занятия с детьми. Практическое пособие. Т.М Бондаренко  Воронеж 2007

Речевое развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для  

         дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В.

         Волосовец, О. П.

  1. Развитие связной речи дошкольников.  И.Н. Лебедева Санкт-Петербург

         ЦДК порф. Л. Б. Баряевой 2009

  1. Рукотворный мир. Дыбина О.В. 2001г. Творческий центр
  2. Что было до…  Дыбина О.В. 2004г. Творческий центр

Художественно-эстетическое развитие

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-

          7 лет      «Цветные ладошки» И. А. Лыкова,  Творчкский центр «Сфера»    

          Москва 2009.

  1. Аппликация  Колдина Д.И. 2004г.
  2. Оригами   Соколова С.В. 2006г
  3. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. ШвайкоГ.С.

           2002г.

  1. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. Н.Ф. Штейнле

           ИТД «Корифей» 2005

  1. Аппликация для дошкольников  Петрова И.М. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"

Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...

рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....

Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя старшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Программа по развитию детей старшей  группы  разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...