Главные вкладки

    «Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
    статья (подготовительная группа) на тему

    В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений, способствующих социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_gushchinoy.docx27.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гущина И.Н.

    воспитатель МБДОУ д/с № 7

    г. Североморск

    Мурманской области

    Аннотация: в статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений, способствующих социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Ключевые слова: готовность к школьному обучению, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, эмоциональная, интеллектуальная и социальная зрелость дошкольника.

    «Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»

    Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту определяющей для готовности детей к обучению в школе является сформированность «базиса личностной культуры». Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития. 
            Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
             Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме. 

    Задача дошкольного учреждения – научить ребенка управлять своим поведением, что необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем

    Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашнее задание, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

    Существующая система обучения предъявляет  особые требования к функциональным возможностям детей, поступающих в школу. Эти требования включены в понятие готовность к обучению в школе.

    В  понятии  готовность к обучению в школе традиционно выделяют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Для развития интеллекта  детей мы используем упражнения, развивающие восприятие (выделяем фигуру из фона, определяем контуры отдельных фигур среди нескольких наложенных друг на друга изображений, учимся отличать близкие, но не тождественные фигуры); внимание (учимся концентрировать  свое внимание на выполняемом задании 10-15 минут, даже если оно ему совсем не по душе); развиваем мелкую моторику руки (вырезаем ножницами,  рисуем карандашами, тренируемся  повторять образец предложенного узора или рисунка и делить этот образец на части,  учимся ориентироваться в пространстве по критериям «право-лево», «верх-низ»); тренируем память; развиваем наглядно-образное мышление в конструировании, играх с мозаикой.

    Особое внимание уделяем развитию словестно-логического мышления. Мы учим детей выделять существенные признаки предмета, проводить несложные логические размышления (например, устанавливать последовательность событий), сравнивать предметы, анализировать, делать выводы, выявлять взаимосвязи между понятиями, строить предложение по аналогии с образцом, делать обобщения (например, объединяя одним словом «транспорт» автобус, трамвай и грузовик) и на основе усвоенных обобщений осуществлять классификацию. Дети очень любят такие игры, как «Найди закономерность», «Четвертый лишний», «Найди общее слово», «Найди домик для картинки», «Исключи  лишнее слово».

    Большое значение имеет зрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется  в способности выполнять  длительное время не очень интересное задание, в уменьшении количества импульсивных реакций, а также в способности ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями. Для этого мы используем такие игры, как «Да» и «Нет» не говорите и «Цвета» не называйте», «Выполни по образцу», «Раскрась правильно» и др.

     Очень важно  при подготовке к обучению в школе  сформировать у детей умение и желание общаться со сверстниками, а так же  умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. В этом нам помогают упражнение на развитие навыков сотрудничества (авторы Тихомирова Л.Ф., К. Фопель, Л. Ивашова): игра с использованием мимики и жестов «Подарок», «Интервью» (умение  грамотно строить диалог), «Рукавички» (умение договариваться друг с другом), «Коробка переживаний» («сброс»  негативных эмоций)  и другие.

    В результате этой работы  складывается мотивационная готовность к школьному обучению: дети стремятся  получать новые знания, умения и навыки, реализовывают интеллектуальную активность и у них  возникает потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьезной деятельности.

    Список литературы:

    1.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 240 с.

    2.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.

    3.Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. -2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 128 с.

    4.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для педагогов и родителей. - Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2004. - 120 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

    Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

    Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями ребёнка на этапе завершения дошкольного образования явл...

    Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе».

    Консультация на тему: «Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе»....

    Буклет "Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе"

    Буклет: Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению в школе....

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....

    Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению к школе"

    Роль интерактивного оборудования в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих готовность к обучению к школе"...