Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки».
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей

«Учите детей отгадывать загадки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Человек начал создавать загадку в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание, требовали пристального наблюдения над объектами, действительности, выявления в них характерного, или личного.

Загадка развивала наблюдательность, ушла воспринимать мир многогранно и образно, помогла развивать память, речь, совершенствовала человеческую мысль.

Указывая на различные приметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно, представления о мире, облекались в художественную, образную форму.    

 Что такое загадка? В «Литературной энциклопедии» загадка

характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». По определению известного фольклориста В.И.Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Другой фольклорист, В.П. Аникин, определяет загадку как

«мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованно описания какого-либо предмета или явления». Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы,

предметы труда, быта и др. Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная (авторская) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и

сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой.

"Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет" (паук).

Краткость народной  загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля, обычного для устной речи.

Литературная загадка пользуется книжным стилем  речи с привлечением поэтических языковых средств. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи. Нередко такие загадки принимают форму стихотворения.

- Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала - побежала,

Глядите - побежала телега без коня! (Автомобиль).

Рассмотрим педагогические возможности  загадки.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как  емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом – красками, формами. Очень своеобразно, например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках.

 Под елкою, под осинкою

 Стоит мальчик с пальчик,

 На нем сер кафтанчик,

 Шапка красненька.

 – это молоденький свеженький грибок.

А вот коренастые подосиновики:

Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки.

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время расширился. В них рассказывается о достижениях советской культуры, технический прогресс.

" Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу" (пылесос).

"Музыкант, певец, рассказчик, а всего кружок, да ящик " (магнитофон).

"Крыльев нет, но эта птица прилетит и прилунится" (ракета).

   

 Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к

более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

 Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения  глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»),

льет дождь («идет дождь»). Конечно, дети не раз имели возможность и слышать, и употреблять эти сочетания, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено:

Посмотри в окошко: идет длинный Антошка. (Дождь.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь.) (С.Маршак).

Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном                                                                                                 месте. (Часы.)    

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова:

Мы, когда идем, стоим,

А стоять умеем лежа.

Даже если убежим,

Мы не двигаемся тоже. (Часы.)

Своё значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

Она становится дидактическим средством - средством обучения детей.

      Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово  как живое многогранное речевое средство. Загадка помогает осваивать синтаксис русской речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными.

Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов:

Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. (Туча.)

     Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать  строй русской речи в ее многогранных проявлениях. Загадка заставляет ребенка анализировать языковую структуру, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые

обороты, осваивать лексическую сочетаемость. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной  работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и

эстетическую привлекательность.

 

З а г а д к и.

Был белый дом, волшебный дом,

Вдруг что-то застучало в нем.

И он раскрылся и оттуда

Живое выпрыгнуло чудо.

Такое желтое, такое

Пушистое и золотое!

Кто это дети? (Цыпленок).

Стол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке, свесив сережки (Береза).

Ростом разные подружки.

Но похоже друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (Матрешка).

Без рук, без ног

Под окном стучится.

В избу просится (Ветер).

На окошке - пруд, в нем рыбки живут.

У стеклянных берегов, не бывает рыбаков. (Аквариум).

Едет конь стальной, рычит

Сзади плут волочит (трактор)

Через поле и лесок, подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег).

Принялась она за дело, завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).

Есть ребята у меня, два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки).

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей).

Без чего дома не построить? (Угла).

Без чего хлеба не испечешь? (Корки).

Во время дождя, под каким кустом заяц сидел? (Мокрым).

Где сухого камня не найдешь?      (В воде)

Как можно пронести воду в решете? (Заморозив).

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить).

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?

 (Когда дверь открыта).

Беленькие перышки, красный гребешок,

Кто это на колышке? (Петушок).

На дворе сидит, дом сторожит,

Чужих не пускает, громко лает (Собака).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Консультация для воспитателей «Учим детей отгадывать загадки»

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Обуч...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шахматы»

Консультация для родителей по обучению детей игре в шахматы...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шашки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24120986","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Учим играть детей в шашки»

Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную у...