Методические рекомендации по использованию логических головоломок "Танграм" и "Пентамино"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по использованию логических головоломок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по использованию
логических головоломок:
«ТАНГРАМ» и «ПЕНТАМИНО»
«Танграм»
Об игре:
Танграм – это геометрическая головоломка, которая требует от детей самостоятельного поиска решения.
Считается более простой головоломкой.
Танграм представляет собой квадрат, разрезанный на 7 разных частей.
Игра предназначена для детей с 3 лет.
С чего начать?
Первый этап.
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет положить фигурки «Танграма» на готовый образец. При этом детям нужно будет сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно разместить фигурку на основе-подсказке.
Второй этап.
Через несколько занятий и игр с «Танграмом», можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Для детей 5-7 лет по силам будет складывать модели из фигурок «Танграма» уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей «Танграма». В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Третий этап.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 7 лет.
Для детей от 7 лет «Танграм» становится игрой-головоломкой. Ребёнку можно предложить собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки.
Сначала нужно проанализировать вместе с ребенком, из каких частей могут состоять отдельные части изображения. Можно ли их сделать из других деталей. Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
«Танграм» можно использовать как часть любого интегрированного занятия, во время свободных игр и индивидуальных игр.
«Пентамино»
Об игре:
Пентамино – это творческая игра, требует от ребёнка поисковой активности при выполнении нового.
Игровой набор «Пентамино» состоит из 12 разных по форме, но равных по площади элементов. Каждый элемент состоит из пяти равных квадратов. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать.
Игра предназначена для детей с 5 лет.
С чего начать?
Первый этап.
Основным правилом является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект элементы. Начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики с детьми 5 лет. Или складывать их один в другой, а в получившейся собранной фигуре искать признаки сходства с животными или знакомым предметом.
Второй этап.
Через некоторое время можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Для дошкольников 6 лет можно предложить изображение с показанным на нём расположением элементов головоломки. Можно предложить собрать фигуру наложением на изображении или рядом с изображением выложить фигуру.
Третий этап.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части. Рекомендуется предлагать детям с 7 лет.
Детям можно предложить чистое контурное изображение, рядом с которым нарисованы необходимые для его построения элементы головоломки, которые нужно прикладывать к контуру.
Самым сложным является собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению. В данной игре ребёнок-дошкольник с подобным заданием, скорее всего, не справится. Но собрать картинку по уменьшенному изображению с прорисовкой деталей - сможет.
«Пентамино» можно использовать только во время свободных игр и индивидуальных игр, так как эта головоломка является достаточно сложной и требует некоторое время для поиска решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...
Методические рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте
Комплекс игр-заданий, представленный в постепенно усложняющихся вариантах, образуя целостную систему....
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Методические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников в процессе обучения игре в шахматы
Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...
Методические рекомендации для родителей "Логические блоки Дьенеша, и как с ними играть"
Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации,которые помогут создать партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников по созданию условий в семье для развития логического мышления у детей....
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития логического мышления у дошкольников
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня разви...