Доклад "Экосистема дошкольного образования"
материал на тему

Фогель Елена Владимировна

Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе, поэтому элементарные экологические знания полученные детьми именно в младшем возрасте помогут сформировать у них экологически грамотное отношение к природе, активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekosistema_doshkolnogo_obrazovaniya.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 города Ельца «Радуга»

Доклад на тему:

«Экосистема дошкольного образования»

Подготовила воспитатель

 Фогель Е.В.

2017 г.

Современное время считается веком инновационных технологий и научных открытий. Однако некоторые из них пагубно отражаются на природе, именно поэтому особенно важно беречь и охранять её. В настоящее время в связи с «экологической неграмотностью» общества природа продолжает страдать от загрязнения промышленными и бытовыми отходами, лесных пожаров, уничтожения животных и растений. Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе, поэтому элементарные экологические знания полученные детьми именно в младшем возрасте помогут сформировать у них экологически грамотное отношение к природе, активную жизненную позицию.

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что «педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды)».

Я считаю, что процесс экологического образования и воспитания детей должен быть построен таким образом, чтобы  слово «экология» — вызывала  у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.

Наш детский сад своего рода экосистема, так как на его территории представлено многообразие деревьев (тополь, берёза, каштан, яблоня, груша, рябина, туя), кустарников (сирень, жасмин, кизил), цветов (насторция, питунья, календула, бархотки, хризантемы, сальвия). На туях селятся совы со своими птенцами, рябина является излюбленным местом снегирей и синиц, голуби и воробьи часто прилетают поклевать в кормушках хлеб и семечки, заранее заботливо приготовленные  для них детьми. Иногда можно наблюдать за котом и кошкой, которые приходят на участок из соседних домов. Встречаются также насекомые – бабочки, муравьи, солдатики, гусеницы, божьи коровки, дождевые черви, пчёлы и даже дикие осы. Таким образом, наш детский сад дает большие возможности для экологического образования и воспитания детей.

Моя работа по экологическому образованию проходит в двух направлениях: работа с педагогами и работа с детьми.

Планирование  эколого – педагогической работы c педагогами проводится мной под руководством методиста. На педсовете посвящённом теме экологического образования и воспитания дошкольников, были намечены следующие задачи:

1. формирование в сознании педагогического коллектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном решении; формирование потребности в экологическом образовании и самообразовании;

2. освоение педагогическим коллективом содержания, форм и методов экологического воспитания детей, формирование понимания смысла, методической сущности нового направления в педагогике;

3. освоение воспитателями конкретных технологий экологического воспитания детей; формирование понимания механизма построения технологий и их специфики для разных возрастных групп; развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий.

Для решения поставленных задач составлен план мероприятий:

  1. анкетирование воспитателей «Как вы понимаете термины «Экологическое образование» и «экологическое воспитание» детей?»;
  2. проведение педагогических советов, консультаций, чтение журналов, с обсуждением вопросов об экологии планеты, проблемах загрязнения окружающей среды, об экологических проблемах в нашем регионе;
  3.  накопление и обобщение опытов работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников;
  4.  организация творческой группы педагогов «Защитники природы»;
  5.  ведение кружковой работы «Юный эколог»;
  6.  составление модели экологического воспитания дошкольников с определением направления работы каждого педагога, модели воспитательно – образовательной работы педагогов с детьми.

Работа по экологическому образованию и воспитанию детей проходит в форме экологических игр, наблюдения за объектами живой природы, экологических викторин, образовательной деятельности, экскурсий в парки, развлечений, чтения художественной литературы, бесед, проведения опытов.

Из результатов моей работы я могу сделать вывод, что педагоги ответственно подходят к организации природной среды в группах, внедряют в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную работу с детьми, разрабатывают интегрированные занятия, занимаются экологическим просвещением родителей. Я отметила, что дети радуются встрече с природой, по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами, видят разнообразие природного мира, имеют представления о правилах поведения в природе. Можно сказать, что у детей сформировано начало экологической культуры.

Итак, из-за многообразия деревьев, кустарников, птиц, насекомых, наш детский сад можно назвать своего рода экосистемой. И мы люди – взрослые и дети постоянно находимся в этой среде, рядом с маленькими обитателями – представителями этой экосистемы. И прежде всего мы не должны забывать о братьях наших меньших, охранять, беречь, заботиться о них, и помнить, что это тоже их мир, их система обитания и процветания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...