Проект " Безопасная дорога по ПДД"
проект (средняя группа) на тему

Магафурова Валентина Васильевна

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novyy.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 9 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

ПРОЕКТ

по теме: «Безопасная дорога по ПДД»

                                                 разработала воспитатель: Магафурова В.В

г.Темрюк

2018 г

ПРОЕКТ

по теме: «Безопасная дорога по ПДД» (средняя группа)

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.

Тематика проекта: информационный.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль-март.

Вид проекта: групповой, фронтальный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта: По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями мы организовали проектную деятельность по теме «Дорога безопасности».

Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
  2. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
  3. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения.
  4. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
  5. Уточнить и закрепить знания о различных видах транспорта.
  6. Развивать творческие способности у детей.
  7. Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура, безопасность

Предполагаемый результат:

  1. Сформировать у детей в соответствии с возрастом элементарных знаний и представлений по теме «Правила Дорожного Движения»:
  2. Сформировать навыков культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
  3. Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе;
  4. Внедрение проектной деятельности в практику работы группы;
  5. Повышение заинтересованности родителей в проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
  6. Активизация совместной деятельности детского сада и семьи в вопросах безопасности.

1 этап

Подготовительный

Мероприятия

Задачи

1.Изучение и анализ (диагностика) уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме.

1.Определить уровень сформированности знаний и представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге

.

2.Подбор методической литературы.

2.Методическое обеспечение проекта.

3.Подбор художественной литературы и интернет ресурсов.

3.Информационное обеспечение проекта.

4.Разработка и написание конспектов занятий.

4.Планирование предстоящей работы.

2 этап

Основной

Мероприятия

Задачи

   1. Беседа

«Где можно играть?»

1.Формировать  представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, санках, коньках.

2. Рассматривание иллюстраций по теме «Улица. Дорога».

2.Закрепить у детей понятие городской транспорт, проезжая часть, пешеход, участники движения, тротуар и т.д.

3.Работа с родителями.

Памятка: «Обучение детей наблюдательности на улице».

3.Проинформировать родителей о начале проекта. Привлечь внимание родителей к актуальной теме безопасного поведения детей на улицах города.

4.Целевая прогулка по улице Труда города Темрюка. Рассказ воспитателя об организации движения.

4.Наблюдать за движением транспорта и пешеходов. Закрепить представления детей о проезжей части.

5.Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Дядя Стёпа постовой».

5.Познакомить детей с профессией регулировщика. Учить внимательно слушать произведение, оценивать поступки героев. Делать выводы.

6.Дидактическая игра:

« По дороге».

6.Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

7.     Беседа:

« О правилах дорожного движениях».

7.Учить детей правильно называть элементы дороги. Познакомить с правилами движения по обочине дороги. Закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения.

8.Письменная консультация для родителей по теме: «Безопасность на дороге».

8.Акцентировать внимание родителей на пропаганде безопасного поведения детей на дорогах и улицах, предупреждение дорожно-

транспортного травматизма.

9.Познавательное занятие:

«Нужно слушаться без спора указанья светофора».

9.Расширение знаний детей об улицах города.

Закрепление навыков поведения в транспорте. Закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их значениях. Формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге.

10.Сюжетно-ролевая игра:

     « Мы пассажиры».

10.Учить распределять роли. Закрепить правила поведения в общественном транспорте.

11.Конструирование из бумаги:

     «Светофор»,

     «Машина».

11.Активизировать знания детей о строении светофора и машины. Расширить пространственную ориентировку на листе бумаги. Формировать конструктивные умения, развивать воображения.

12.     Беседа:

«Правила дорожного движения выполняй без возражения».

12.Продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу, дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу. Развивать мышление, зрительное восприятие, развивать связную речь.

13. Словесная игра:

« Закончи  предложение».

 13.Развивать речевой слух; обучать составлению предложений с союзом а.

14. Художественное творчество. Рисование:

« Я рисую дорогу».

14.Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Развивать воображение.

15.Совместная деятельность родителей и детей по подбору детских стихов и произведений по ПДД.

15.Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Формировать интерес к книге.

16.Игра-моделирование:

«Если на улице я пешеход».

16.Воспитывать культуру поведения детей на улицах, дорогах. Учить детей правильно обходить общественный транспорт.

17.     Лепка:

  «Зебра».

Плоскостной барельеф.

 17.Учить лепить столбики   выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа

(изображение выступает над плоскостью фона). Закреплять умение работать стекой, отрезать лишние части столбиков.

18.    Беседа:

 « Мой друг-светофор».

18.Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.

19.Дидактическая игра:

 «Дорожное лото».

;19.Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

20.      Игра:

     «Отгадай-ка».

20. Учить детей отгадывать загадки, составленные на описании и сравнении.

 

21.Чтение стихотворений «Мяч» С.Маршака,

«Самокат» Н.Кончаловской.

21.продолжать знакомить детей с опасностями на улице, приучать к соблюдению правил дорожного движения, формировать навык безопасного поведения при играх на улице.

22.Просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики учат правила дорожного движения».

22.Закрепить конкретные знания о правилах поведения вблизи проезжей части.

3 этап

Заключительный

Мероприятия

Задачи

23.Совместная работа детей и родителей.

Выставка подобранной литературы по ПДД.

23.Привлечь родителей к совместной рвботе с детьми. Повысить интерес родителей к жизни группы (детского сада).

24. Игра-викторина «Соблюдайте правила дорожного движения»

24.Систематизировать знания детей о некоторых дорожных знаках, видах дорожного транспорта и закрепить знания о том, что нужно играть на детской площадке и дорогу переходить по пешеходному переходу.

Приложение № 1

Диагностическая карта обследования детей по разделу «Знакомим дошкольников с ПДД».

«средний дошкольный возраст»

Дата: _____________                    Детский сад: _____________

Цель: Проверить и обобщить знание детей по пройденному материалу, для дальнейшего планирования работы.

Ф.И ребенка

Знает и умеет различать средства передвижения по видам:водные,воздушные,наземные

Различает и называет специальные виды транспорта

(«полиция», «скорая», «пожарная»),объясняет их назначение

Различает проезжую часть,тротуар,пешеходный переход

«зебра»,островок безопасности т. п.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.

Знает и соблюдает правила поведения во дворе и на площадке.

Знает правила безопасного движения,правила перехода проезжей части.

Узнает и называет дорожные знаки: «переходный переход» , «дети», «остановка общественного транспорта»  и тд

Понимает значение сигналов светофора.

Итого: В. У.-             С.У.-            Н.У.-

   

В.У.-  ответил на все поставленные вопросы;    С.У.- допустил 2-3 ошибки;  Н.У.- допустил более 3 ошибок.


Приложение № 2

Картотека бесед по ПДД 

Картотека бесед по

ПДД в детском саду

Беседа с детьми «Где можно играть?»

Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороге). Объяснить, почему нельзя играть на улице и дорогах. Обозначить места для игр и катания на самокатах, детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

Словарь: опасность, дисциплина.

Ход беседы: Правил дорожных

На свете немало.

Все бы их выучить

Нам не мешало,

Но основное из

Правил движения

Знать, как таблицу

Должны умножения.

На мостовой – не играть,

Не кататься,

Если здоровым ты хочешь остаться!

Игровое упражнение «Самокат»

Самокат! Самокат!

Самокат, очень рад!

Сам качу, сам качу

Самокат, куда хочу! (одну ногу дети сгибают в колене слегка пружиня, другой ногой они имитируют движения отталкивания, как при езде на самокате, при этом нога как бы скользит, но не касается пола).

Воспитатель напоминает ребятам, что играть на мостовой очень опасно. Кататься на коньках нужно только на катках; на лыжах и санках - в парках, в скверах, на стадионах; на велосипеде и самокатах – только в специально отведенных для этого местах. Выезд на велосипедах и на самокатах на улице строго запрошен. Играть следует на спортивных площадках и стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на тротуарах и проезжей части улицы или дороги – это мешает пешеходам и движению транспорта.

Физкультминутка «Автомобили»: 

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть. (ходьба на месте, с продвижением вперед на полусогнутых ногах, согнутыми руками делается движение вперед- назад). (Звучит песня, «Играть на дороге опасно», сл. В. Мурзина; муз. С. Миролюбова).

Подвижная игра «Пешеходы и автомобили»

Дети делятся на две – группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с картинкой вида транспорта: велосипед, автомобиль, мотоцикл и т. д. Пешеходам даются таблички – «ребенок»«пешеход». Команда «Движение!» для тех. у кого табличка с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички скартинками «автомобиль»«мотоцикл» и т. д. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз). Далее организовывают уличное движение. Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается.

Задание и вопросы:

  1. Где можно кататься на самокатах и детских велосипедах?
  2. Где безопасней играть в футбол и другие спортивные игры?
  3. Почему нельзя играть на мостовой?
  4. Расскажи где можно играть?
  5. Расскажи, где нельзя играть и почему?

Беседа с детьми «О правилах дорожного движения»

Цель:

-учить детей правильно называть элементы дороги;

-познакомить с правилом движения по обочине дороги;

-закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения

Наглядные пособия:

Светофор, макет проезжей части дороги, три сигнала светофора для игры «Светофор», плакаты с изображением различных ситуаций на дорогах

Ход беседы:

Воспитатель

Прибежала зайчиха

И закричала: - Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

И ему перерезало ножки

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

Ребята, как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай? (Нарушил правила.). Да, конечно, он нарушил правила дорожного движения – играл на трамвайных путях или перебегал рельсы перед близко ехавшим трамваем. А чтобы не случилось такой беды, нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами об этом поговорим.

Правила дорожного движения должны знать все без исключения.

Кем становится человек на улице? (Пешеходом.)

На какие части делится улица?

Как называется та часть дороги, по которой ездят автомобили?

А как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?

Ребята, а как быть пешеходам, когда рядом с проезжей частью нет тротуара? Где в таком случае нужно идти пешеходам?

Правильно, в том случае, когда рядом с проезжей частью нет тротуара, можно идти по краю проезжей части, который называется обочиной. Обочина – это край проезжей части. Я пойду по обочине, но как правильно по ней идти, чтобы машины меня не сбили, - по обочине навстречу движущимся машинам или по ходу их движения?

Выставляется макет с изображением проезжей части и движущимися машинами.

Воспитатель.  Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно идти, чтобы не сбила машина? Посмотрите, если я иду по обочине навстречу движущимся машинам, то хорошо вижу машину, и водитель машины видит меня, а если я иду по обочине, по ходу движения машин, то машину за своей спиной я не вижу, но водитель меня видит. Мне неудобно, а самое главное, опасно для жизни – чуть-чуть оступишься и можешь попасть под машину.

Как же безопаснее идти по обочине? (ответы детей)

Правильно, по обочине дороги нужно идти навстречу движущимся машинам. А кто помогает нам перейти проезжую часть?

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор –

Зеленый, желтый, красный глаз

Он каждому дает приказ.

Подвижная игра «Светофор»

На красный цвет – дети спокойно стоят.

На желтый цвет – хлопают в ладоши.

На зеленый цвет – дети маршируют.

Воспитатель:

Правила движения!

Знать должны

Все без исключения

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята

Пони и котята!

В. Головко

Сейчас мы с вами будем юными инспекторами по соблюдению правил дорожного движения. Проверим, как наши друзья-животные выполняют правила дорожного движения на улицах города.

Выставляет карточки с изображением разных ситуаций на дороге.

Воспитатель.  Посмотрите и расскажите, как выполняют правила дорожного движения животные.

Дети по очереди рассказывают об изображенных на карточках ситуациях.

Беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения»

Цель:

- ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов;

- продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору,

развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу

дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу;

- развивать мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук

- развивать связную речь

- воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения

-воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.

Ход беседы:

Ребята! Давайте представим себе улицу: шумную, звонкую заполненную автомобилями и пешеходами.

Кто мне скажет, а что находится на улице?

Ответы детей (дома, дорога где ездят автомобили, тротуар для пешеходов).

Правильно ребята. По дороге мчатся автобусы, легковые и грузовые автомобили. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того, чтобы на дороге было безопасно, надо соблюдать особые правила. Эти правила должны знать водители и пешеходы. Должны знать их и вы, так как маленькие дети тоже являются пешеходами.

Правила помогают наводить порядок не только в играх но и на дороге. Одними из таких правил являются правила дорожного движения. Правила дорожного движения мы обязаны знать с детства. Знание их предотвращает аварии и опасных ситуаций в которых могут пострадать как взрослые так и дети.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение про одного мальчика. Вы внимательно послушайте и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл себя на дороге.

1 ситуация:

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Это просто мальчик Петя

В детский сад один идёт…

Он без мамы и без папы

В детский садик побежал.

И, конечно, на дороге

Мальчик чуть не пострадал.

Петя прыгает и скачет

Не глядит по сторонам.

Мальчик очень невнимателен-

Так вести себя нельзя!

Вы подумайте, детишки,

Нужно Пете дать совет

Как вести себя мальчишке,

Чтобы не наделать бед!

(мальчик должен быть внимательным и осторожным, может попасть под машину; нужно знать правила поведения на дороге; надо ходить в садик с мамой или папой.)

Молодцы, ребята! Очень нужные советы вы дали Пете. Я надеюсь, что больше с ним ничего страшного на дороге не случится.

А вот ещё одно стихотворение. Слушайте внимательно.

2 ситуация.

Слышен гул автомобилей,

Что же там произошло?

Может там случилось, что то?

Ведь не едет там не кто.

Не волнуйтесь — это Маша

С садика сама идёт,

Маму с папой она вовсе за руку и не берёт.

Просто спать малышка хочет, медленно она идти не хочет!

И не что ей не мешает хоть сигналят многие.

Вы подумайте ребята, можно так вести себя!

Спать на переходе!

(через дорогу нужно переходить держа маму или папу за руку, не засыпать, из за то го что медленно идёшь все будут опаздывать по своим делам) .

Молодцы, ребята! Теперь вы и Машу научили правилам безопасного поведения на дороге. Ведь дорога - это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так важно знать и соблюдать правила дорожного движения.

Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Просто так правил не бывает. У каждого правила есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая дорога нужна машинам – они сами большие, да и скорость у них больше, чем у нас. А нам, пешеходам, вполне хватит тротуара. Здесь мы в безопасности. Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт стротуара: опасно, да и водителям помеха. А если не в городе? Тогда правило звучит иначе: дорога для машин, обочина – для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу.

Итак, мы запомнили: для движения пешеходов по улице служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам.

Сегодня мы с вами повторили все вместе правила дорожного движения. Которые важно и необходимо знать каждому из нас.

Держись дорожных правил строго,

Не торопись как на пожар,

И помни: транспорту – дорога,

А пешеходам – тротуар!

Да и родителям тоже наказ-

Ведь ваши дети смотрят на вас.

Будьте примером достойным всегда,

И не случится в дороге беда!

Беседа с детьми «Мой друг-светофор»

Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.  

Педагог: Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам грузовые автомобили, автобусы, быстро едут легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим правилам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на дорогах должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. В некоторых населённых пунктах нет тратуара, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну.

Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Нам помогает переходить дорогу наш друг — светофор. Светофор не простой, а специальный для пешеходов, у него горит только два света красный и зелёный.

Красный свет — сигнал опасный. Стой на месте! Загорится друг зелёный — ты шагай с ним весело!

Такие светофоры находятся есть не везде иногда рядом с пешеходным переходом стоит большой светофор его можно назвать «автомобильным», так как водители ориентируются на его свет чтобы не получилось аварии. Сколько у такого светофора «глаз»?

(три глаза).

Правильно ребята! Только правила для пешеходов отличаются от правил для водителей.

Красный свет - сигнал наш друг ты не стой на месте!- говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит «Внимание смотри по сторонам! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». А зеленый говорит«Пешеходам путь закрыт! Наберись терпения всем на удивления!».

А когда нет светофоров рядом с пешеходным переходам, а перейти через дорогу нужно. Прежде чем ступить на проезжую часть дороги посмотри влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо.

Педагог«Правила дорожного движения» строгий. Они не прощают, если пешеход идет по дороге, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но правила дорог еще и очень добрые: они охраняет от страшного несчастья, берегут жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, нужно выполнять основные правила поведения:

-Не переходите улицу перед близко идущим транспортом.

-Не играйте на улице близко к дороге. -

-Не катайтесь на санках, роликовых коньках, велосипедах по дороге.

Педагог: Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете

  1. Ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.
  2. Подчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет пешеходного светофора. Или на красный, когда нет пешеходного светофора.
  3. Переходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.
  4. Прежде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.
  5. Автомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди

 


Приложение № 3

Приложение № 4

Дидактическая игра

«По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называют их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«Дорожное лото»

Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.

Ход игры:

Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.

Приложение № 5

Словесная игра

«Закончи предложение»

Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным союзом а.

Материал: мячик.

Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом.

Ход игры.

Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложе-ния. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов а потом, и возвращает мяч.

Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре..."

1-ый ребёнок: "...а потом переходить улицу".

Педагог: "Нужно посмотреть налево..."

2-ой ребёнок: "...а потом начинать переход".

Педагог: "Следует взять взрослого за руку..."

3-й ребёнок: "...а потом переходить улицу".

Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта..."

4-й ребёнок: "...а потом начинать переход".

Приложение № 6

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры».

Цель: учить распределять роли, закрепить правила поведения в общественном транспорте.

       Выбирают водителя автобуса и кондуктора. Остальные становятся

     пассажирами. В группе выбирается место «остановки», из стульев

     составляется «автобус». Отрабатываются правила посадки в автобус;

     поведения во время движения; выхода из автобуса.

Приложение № 7

Познавательное занятие:

«Нужно слушаться без спора указания светофора»

Тема: Путешествие в страну Безопасности.
Цель:

- расширение знаний детей об улицах города;

- закрепление навыков поведения в транспорте;

- закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их
значениях;

- формирование у детей наблюдательности, осторожности на
дороге.

Оборудование: светофор, пешеходная дорожка, макет улиц города.

Ход занятия:
(дети заходят в группу)
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну Безопаснос-
ти. Наш детский сад находится рядом с большой дорогой. На ней оживленное автомобильное движение, что бы не попасть в беду,
необходимо знать правила дорожного движения. Чтобы узнать на
каком транспорте мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку.
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
( Автобус )
Воспитатель: А правила поведения в транспорте вы знаете? Какие?
( ответы детей )
Воспитатель:А теперь возьмите билеты и займите места в автобусе.
( дети берут «билеты» в виде геометрических фигур, садятся на
стульчики в «автобусе», с такими же геометрическими фигурами,
звучит «Песенка друзей»,сл. С. Михалкова )
Воспитатель: А вот и наша остановка, ребята, выходим. Для того, чтобы попасть в страну безопасности и продолжить наше путешествие, нам надо перейти через дорогу.
( воспитатель подходит к светофору, задает вопросы)
- Дети, а вы знаете, что это?
- Для чего нужен светофор?
- Где вы видели светофор?
- Что же это за кружочки?
- Вы заметили, как слушаются светофора и машины, и люди?
( ответы детей )
Ребенок: Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!
Желтый свет- предупрежденье;
Жди сигналы для движенья.
Воспитатель: А чтобы вы лучше запомнили сигналы светофора, мы с вами поиграем.
( проводится игра: «Красный, желтый, зеленый»)
Ребенок: Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
Воспитатель:Дети,вызнаете,как обозначают пешеходный переход?
( ответы детей )
Ребенок: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход.
«Зеброй» назван переход,
Чтобы двигаться вперед.
Воспитатель: Убедитесь, что нет машин, посмотрите направо, посмотрите налево. Зажегся зеленый свет, можно переходить дорогу.
( вдруг на дорогу выбегает ПДДешка с мячом, подбрасывает высоко вверх)
ПДДешка: Мне машины нипочем!
Буду здесь играть с мячом!
Воспитатель: Дети, правильно поступает ПДДешка?
Почему нельзя играть на проезжей части?
( ответы детей )
Запомните: играть на проезжей части улицы нельзя- это очень опасно.
Ребенок: На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти!
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке!
Воспитатель: Ребята, представте, что вы во дворе играете в мяч. Вдруг он выкатился на дорогу. Что делать?
( ответы детей )
Воспитатель: А ты, ПДДешка, хорошо запомнил это правило?
ПДДешка: Да запомнил. Ребята, а куда вы идете?
Дети: Мы идем в страну безопасности.
Воспитатель: А мы уже пришли, посмотрите (показывает макет). Это страна Безопасности, здесь все, и люди, и машины соблюдают правила дорожного движения. Ой, ребята, посмотрите в этой стране нет машин, и нет людей. Куда же все подевались? Может мы поможем этой стране и вернем все на свои места?
( дети берут машинки, человечков и расставляют на макете)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отвечали на вопросы, помогли навести порядок в стране Безопасности, запомнили основные правила дорожного движения. Мы с ПДДешкой желаем вам всего доброго. А главное-
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Приложение № 8

Игра «Отгадай-ка»

Цель: учим детей отгадывать загадки составленные на описание и сравнение.Начинаем!

Удивительный вагон

Посудите сами

Рельсы в воздухе, а он,

Держит их руками. (троллейбус)

 Для этого коня еда –

Бензин, и масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся. (автомобиль)

 Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

 Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

 

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет

Что такое? (самолёт)

 

Паровоз без колёс,

Вот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошёл,

Прямо по морю пошёл. (корабль)

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (пожарная машина)

 

Приложение № 9

Консультация для родителей

« Безопасность на дороге».

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге" она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь  с ребёнком на расстоянии 50см – 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и, не в коем случае, не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Приложение № 10


Игра – викторина «Соблюдайте правила дорожного движения».

Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия и оборудование зала:   иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;   сюжетные уголки: школа, больница, изображение «Зебра», велосипедная дорожка – велосипед;  4 стойки пустые, 2 стойки для светофоров; кружки для светофоров: красный, желтый, зеленый по 2 штуки;   «Светофор» - 2 картонных двусторонних кружка с ручками: 1 – красный, желтый, 2 – зеленый,  желтый;  2 обруча; мяч, книга;  дорожные знаки на стенде: «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автобусная остановка», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;   мольберт с листом и названием команд для выставления очков; маркер.

Предварительная работа.  

*Чтение художественной литературы по теме: Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист», «Происшествие с игрушками», «Кто важнее всех на улице»;

*Заучивание стихотворений по теме;

*Беседы по теме;

*Отгадывание загадок;

*Экскурсии к дороге;

*Оформление уголка в группе «Соблюдайте правила дорожного движения».

Ход игры – викторины.

Дети входят в зал и встают полукругом. Осматривают оформление зала.

Воспитатель.

- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.

У нас большой, красивый город с широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.

Как называются эти правила?

Дети. Правила дорожного движения.

Воспитатель.

                     По городу, по улице

                     Не ходят просто так.

                     Когда не знаешь правила,

                     Легко попасть впросак.

                     Всё время будь внимательным

                     И помни наперед:

                     Свои имеют правила

                     Шофёр и пешеход.

Воспитатель.

- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.

Дети идут на свои места.

Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:

1.Вот стоит на улице

 В чёрном сапоге –

 Чучело трёхглазое

 На одной ноге.     (Светофор)

2.Посмотри, силач, какой:

 На ходу одной рукой

 Останавливать привык

 Пятитонный грузовик.   (Регулировщик)

Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга.

Присаживаются на свои места.

Воспитатель.

1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения».

1. Как называют людей, идущих по улице?  (Пешеходы)

2. Где должны ходить пешеходы?   (По тротуару)

3. Где ездят машины?   (По дороге)

4. Где разрешается переходить улицу?   (По светофору, по пешеходному переходу)

5. Как    определить, где   находится    пешеходный     переход?  (На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)

6. Как нужно переходить улицу?   (Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)

7. Какие пешеходные переходы вы знаете?    (Подземный, наземный, надземный)

8. Что делать, если мяч выкатился на дорогу?   (Попросить взрослого достать его)

10. Назовите правила поведения в транспорте.    (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим).

11. Что регулирует движение на улице?  (Светофор)

12. По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?  (Надо придерживаться правой стороны)

13. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зеленый)

14. А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке?  (Регулировщик)

Дополнительные вопросы при необходимости:

15. Можно ли тротуару бегать, прыгать?  (Нет. Нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части).

16. Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации?   (Ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим)

Подводятся итоги 1 конкурса.

2 конкурс: «Капитанов»

Задание: «Кто быстрее и правильно соберёт светофор».

Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстрее и правильно соберет светофор.

Воспитатель.

- Дети, у вас светофоры находятся в вертикальном положении, а могут они по-другому висеть?

Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу рассказать про светофор.

Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.

Воспитатель и дети читают стихотворение про светофор:

Если свет зажегся красный, -

Значит двигаться ОПАСНО.

Свет зеленый говорит:

Проходите – путь ОТКРЫТ!

Жёлтый свет предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Подводятся итоги 2 конкурса.

3 конкурс: «В стране дорожных знаков».

Выдвигается стенд с дорожными знаками.

Воспитатель: На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать), запрещающие, указательные.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В зале оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)

1. Что за знак такой стоит?

   Стоп – машинам он велит.

   Пешеход, идите смело

   По полоскам черно – белым.   («Пешеходный переход»)

2. Посмотрите, мальчик Федя

   Едет на велосипеде

   Отгадайте, отчего же

   Недовольство у прохожих?   («Движение на велосипеде запрещено»)

3. Покажите знак дорожный,

   Где кататься Феде можно.  («Велосипедная дорожка»)

4. Заболел живот у Тома,

   Не дойти ему до дома

   В ситуации такой

   Нужно знак найти, какой?   (Пункт медицинской помощи»)

5. В этом месте, как ни странно,

   Ждут чего – то постоянно.

   Кто – то сидя, кто – то стоя

   Что за место здесь такое?   («Автобусная остановка»)

6. В синем круге пешеход –

   Не торопится, идет!

   Дорожка безопасна,

   Здесь ему не страшно!   («Пешеходная дорожка»)

7. Этот знак нам друг большой,

   От беды спасает,

   И у самой мостовой,

   Водителей предупреждает:

   «Осторожно, дети!»   («Дети»)

8. В дождь и в ясную погоду -

Здесь не ходят пешеходы. 

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!" («Движение пешеходов запрещено»).

Подводятся итоги конкурса.

4 конкурс на внимание: «Игровой».

Дети встают.

1 игра «Красный, желтый, зеленый»

Воспитатель (объясняет правила):

Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете;

Жёлтый – хлопаете в ладоши;

Зелёный – двигаетесь, маршируете.

Дети выполняют задания.

2 игра «Такси»

Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.

Объявляется победитель. Подводятся итоги конкурса.

5 конкурс: «Разрешается или запрещается»

Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.

- Идти толпой по тротуару … (запрещается)

- Перебегать дорогу… (запрещается)

- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

- Уважать правила дорожного движения … (разрешается)

Воспитатель: Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.

6 конкурс «Правильно - неправильно»

А теперь давайте поиграем. Ребята одной команды будут разыгрывать маленькую историю, а ребята другой команды должны будут решить, кто в этой ситуации поступил неправильно и наоборот!

Дети переходят дорогу по «Зебре» и по сигналу светофора (воспитатель показывает кружки)

Ситуации могут быть следующие:

Переходя через дорогу:

- читают книжку

- бегут

- смотрят налево, затем направо

- играют в мяч

- прыгают

- идут, держась за руку взрослого

- дерутся

- танцуют  и т.д.

Подвести итог конкурса

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге! Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины. Команда «Светофор» заработала … очков, команда «Регулировщик» … очков.

Все дети принимают участие в общей перекличке:

Воспитатель:

Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся -

Дети: Стой!

Воспитатель: Жёлтый вспыхнул –

Дети: Подожди!

Воспитатель: А зеленый свет –

Дети: Иди!

Воспитатель: Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять!  А за ваше активное участие – принимайте подарки!

Художественная литература:

  1. Елена Ульева, Забавные истории для малышей. Правила безопасности на прогулке. Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Марина Дружинина, Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на улице. Махаон, 2005.
  3. Андрей Усачев, Правила дорожного движения, Изд. Самовар, 2011
  4. Научи меня понимать правила дорожного движения
  5. Марина Дружинина, Мы идем через дорогу, ООО «Дрофа», 2002
  6. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»;
  7. Михалков С. «Бездельник светофор»;
  8. Маршак С. «Светофор»;
  9. Мигунова «Уроки малышам» ПДД, «Светофор»;

10. Сапотницкая «Правила маленького пешехода»;

11. Про правила дорожного движения, ООО «Омега0пресс», 2002

Картотека стихов и произведений по ПДД.

Методическая литература:

  1. Алгоритм составления рассказа по теме «Улица города»; Алгоритм перехода улицы;
  2. Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко «Дошкольникам о правилах дорожного движения»;
  3. «Дети и дорога», методический комплект для в-лей д/сада;
  4. Поддубная Л. «Правила дорожного движения для средней группы».
  5. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
  6. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. — М. : Просвещение, 2001.
  7. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
  8. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. — М. : Детская литература, 2002.
  9. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. — М. : Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Безопасная дорога"

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: предупреждение детского дорожно - транспортного  травматизма. Проект реализован с детьми старшей группы. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание в группе условий, оптимально обе...

Методическая разработка проекта "Безопасная дорога детства".

Материал раскрывает работу, проводимую в нашем детском саду в рамках образовательной области "Безопасность"....

Педагогический проект "Безопасная дорога"

Педагогический проект "Безопасная дорога" для детей дошкольного возраста по реализации задач ПДД. С диагностическим материалом....

Проект "Безопасная дорога детства"

Проект на тему: "Безопасная дорога детства"...

Проект "Безопасная дорога малышей"

Проект для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей....