Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой познавательной активности детей
учебно-методический материал на тему

Елена Викторовна Иванова

Проблема подготовки ребенка к школе и развития познавательной активности неразрывно связаны между собой.  Сформулированы понятия познавательного интереса и познавательной активности и определены педагогические условия  формирования познавательной активности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_2.docx23.3 КБ
PDF icon poznavatelnaya_aktivnost_-.pdf457.77 КБ
PDF icon pozn._akt.2.pdf156.77 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа №1056

Выступление на вебинаре

«Развитие познавательной активности дошкольника»

Тема: Влияние общения со взрослым на формирование устойчивой

           познавательной активности детей

                           

Подготовила: ст. воспитатель Иванова Е.В.

Москва, 2017 г.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности в решении жизненно важных проблем. Основы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Одной из важнейшей задачей педагогов является развитие личности ребенка, готовой к школьному обучению.

Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Что же мы вкладываем в понятие «познавательная активность» и «познавательный интерес»?

Определение познавательной активности в толковом словаре Ожегова нет, но можно найти два определения ее составляющих:

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Активность – оживление, интенсивность, подъем, всплеск, инициативность, предприимчивость, энергичность.

Таким образом, Познавательная активность – это приобретение знаний через оживленный подъем интенсивности.

В педагогике Познавательная активность определяется:

  • Как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности;
  • Как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности.

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, более интенсивно, плодотворно.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

Познавательный интерес в соответствии с работами Владислава Борисовича. Бондаревского, Галины Ивановны Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т.е. средством привлечения внимания к обучению. Активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В таком случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

  • Первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
  • Своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив к формированию учебной деятельности. В младшем дошкольном возрасте достаточно внешних воздействий (занимательности), а в старшем дошкольном возрасте мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность.

В работе над формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы.

  • Создание благоприятного психологического климата в группе; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку.
  • Стимулирование. Включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, продуктивную и др.);
  •  Включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, вкусовые).

Одним из источников развития познавательного интереса старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях Василий Васильевич Давыдов и Николай Евгеньевич Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.

Светлана Викторовна Кожакарь и Светлана Акимовна Козлова выявили педагогические условия, обеспечивающие достаточно устойчивые интересы дошкольников:

  • создание обогащенной предметно-пространственной среды начала развития интереса;
  •  организация познавательного поиска детей;
  •  вовлечение в выполнение творческих заданий;
  •  интеграция разнообразной деятельности;
  • формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
  • создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • включение занимательности в содержание;
  • стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности,
  • использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.

Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремиться выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими из познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большей мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляют особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. По мнению К.Д. Ушинского, только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

  • делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
  • развивает у них чувство собственного достоинства;
  • развивает творческие силы детей;
  • поощряет их за продвижение;
  • не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
  • использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Большое значение имеет профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты собственным трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

  • стимулировать каждого ребенка на поиск;
  • создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать прошлый опыт;
  • организовывать поисковую деятельность;
  • ставить простейшие опыты;
  • формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса, будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремленны, настойчивы. Проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы)

Важнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы);
  • выражения («Следите за моей мыслю!», «Продолжи мою мысль», «Обратись к свой «копилке» - памяти», «Завяжите узелок на память»).

Задача воспитателя не просто познакомить с художественным словом, а обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.

Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия:

Для развития познания приемлемы следующие задания: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;

Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.

С целью развития способности применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.

Для развития мыслительных процессов: объясните причину. Сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему. Что произойдет, если, а есть ли другая причина.

Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о..

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

  1. Вовлечение семьи в образовательный  и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
  • Организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • Семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
  • Оформление уголков для родителей, где они могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • Совместный труд родителей, детей, воспитателей.
  1. Повышение педагогической культуры родителей:
  • Родительские собрания на различные тематики;
  • Консультации, семинары - практикумы, игровые тренинги. Где родители могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

Таким образом, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач. Они востребованы в обществе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

«Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...

Азбука молодого родителя Влияние общения в семье на формирование речи ребенка

консультация для родителей по решению проблемы общения детей со сверсниками в детском саду....

Консультация для родителей на тему: «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Цель: показать важность влияния общения в семье на формирование речи ребенкаСмотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые ...

Консультация для родителей «Влияние общения в семье на формирование речи ребенка»

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...

Влияние общения в семье на формирование речи ребенка

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - ок...