Главные вкладки

    Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека словесных игр по речевому развитию для детей 4-6 лет»
    картотека (старшая группа) на тему

    Александрова Елена Николаевна

    Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста

    «Картотека словесных игр по речевому развитию

     для детей 4-6 лет»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_slovesnyh_igr.docx23.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»  

    Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста

    «Картотека словесных игр по речевому развитию

     для детей 4-6 лет»

     Выполнила:

    Воспитатель Александрова Е.Н.

    С. Новоложниково

    2016 – 2017 уч. Год

     В дошкольном возрасте - игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей

         Цели речевых  игр:

    развития речи и мышления детей;

    - активизация, обогащение  их словарного запаса;

    -  улучшение  фонематического  слуха  у детей.

    1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря:

    А) Дополни предложения:

    - Рыба живет в..., а медведь - в...

    - Зайчик летом, а зимой...

    - Грибы растут..., а огурчики - на...

    - Днем светло, а ночью...

    - Сахар сладкий, а лимон...

    - Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

    Б) Закончи предложение:

    Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

    Я спою...

    Я умею...

    Я помогу...

    Я хочу...

    Я принесу...

    В) Догадайся и подскажи:

    На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

    - хищный, ширококрылый... - орел;

    - зеленый, прожорливый... - крокодил;

    - воронье, серое... - крыло;

    - блестящее, гладкое... - зеркало.

    Г) Скажи какой:

    - Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

    - Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

    - Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, про

    - Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

    - Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

    2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними:

    А) Веселая семейка:

    Правильно назвать животных и их детенышей.

    - Гусь, гусыня, гусята.

    - Петух, курица, цыплята.

    - Кот, кошка, котята.

    - Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

    - Медведь, медведица, медвежата.

    Б) Большой – малый:

    Подобрать ласкательное слово.

    - кот - котик,

    - река - речушка,

    - мама - мамочка,

    - солнце - солнышко,

    - ваза - вазочка,

    - береза - березка,

    - листок - листочек.

    В) Два – один:

    Образование из двух простых слов одного сложного:

    - снег и падать – снегопад,

    - лес и полоса - лесополоса,

    - птица и ферма -птицеферма,

    - небо и склон - небосклон,

    - хлеб и делать - земледелец,

    - лес и рубить - лесоруб,

    - лист и падать – листопад.

    Г) Поймай мяч:

    Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

    - береза - березовый,

    - солнце - солнечный,

    - весна - весенний,

    - липа - липовый,

    - дождь - дождливый.

    3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение:

    Согласие – несогласие:

    Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

    Воспитатель. Сегодня не будет дождя.

    Дети. Нет,  будет, потому что небо тёмное.

    Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

    Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

    Воспитатель. Это - рыба.

    Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши, а у рыбы нет.

    4. Узнай домашних животных:

    Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд. 

    1. бизон, сарай, овца.
    2. синица, гусь, кролик;
    3. лошадь, тигр, енот, медведь;
    4. баран, лось, теленок, белка;
    5. жираф, курица, коза;
    6. утка, селезень, журавль;
    7. петух, индюк, куропатка;
    8. лиса, собака, обезьяна, заяц;
    9. слон, корова, рысь;
    10. жеребенок, кошка, мышка;
    11. свинья, кабан, землеройка;
    12. крот, ягненок, уж;
    13. цыпленок, волк, козленок;

    5. Какие слова обозначают транспорт?:

    Инструкция. Аналогична инструкции к игре 1.

    1. дерево, самолет, балкон, телега;
    2. грузовик, велосипед, скамейки;
    3. поезд, дом, самокат, магазин;
    4. трамвай, троллейбус, космос, луна;
    5. автобус, дорога, море, машина;
    6. пароход, водитель, ракета, комета;
    7. столб, метро, лодка, вертолет.

    6. Смысловые ряды:

    Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

    1. белка-дупло, человек — …;
    2. солнце-светло, ночь-…;
    3. лошадь-жеребенок, корова-…;
    4. книга-обложка, дом -…;
    5. собака- щенок, человек-…;
    6. птица-гнездо, собака -…;
    7. каша-ложка, мясо-…;
    8. лодка-вода, поезд-…;
    9. куртка-ткань, сапоги-…;
    10.  цветок-стебель, дерево-…;
    11.  окно-подоконник, шкаф — …;
    12.  береза-листья, сосна — …;
    13.  шуба-пуговица, ботинок -….

    Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

    7. Отгадай предмет:

    Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

    1. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
    2. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
    3. ручки, зубья, (пила);
    4. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
    5. растения, садовник, забор, земля (сад);
    6. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
    7. спинки, матрас, ножки (кровать);
    8. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
    9. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
    10.  подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
    11.  глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок,  брови, щеки (лицо);
    12.  лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
    13.  пол, стены, обои, потолок (комната);
    14.  обложка, листы, картинки, буквы (книга);
    15.  подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

    8. Что общее у предметов?:

    Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

    У двух предметов:

    1. кастрюля, сковорода (посуда);
    2. шляпа, шапка (головные уборы);
    3. огурец, морковь (овощи);
    4. стол, стул (мебель);
    5. корова, коза (домашние животные);
    6. тюльпан, роза (цветы);
    7. шкаф, кровать (мебель);
    8. персик, слива (фрукты);
    9. платье, юбка (одежда);
    10. дождь, снег (осадки);
    11. сапоги, ботинки (обувь);
    12. коза, свинья (домашние животные);
    13. тарелка, ложка (посуда);
    14. сорока, воробей (птицы);
    15. Москва, …(название родного города) (города);
    16. Волга, Дон (реки);
    17. квас, фанта (напитки);
    18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
    19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
    20. кошка, коза (домашние животные).
    21. катер, корабль (водный транспорт);

    У трех предметов:

    1. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
    2. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
    3. солнце, одуванчик, круг (круглые);
    4. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
    5. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
    6. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).
    7. мяч, солнце, шарик (круглые);

    9. Отгадай, о какой группе предметов идет речь: 

     Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

    1. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
    2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
    3. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
    4. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
    5. Носят на ногах (обувь).
    6. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
    7. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно — шапки).

    10. Отгадай название предмета по описанию:

    Например: «Что это?»

    Овощ, круглый, красный, вкусный.

    Признаки

    1. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
    2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
    3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
    4. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
    5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
    6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
    7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютиках.
    8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
    9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

    11. Подберите соответствующих животных к следующим словам:

    Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

    1. зеленая, пучеглазая…;
    2. маленький, звенящий, длинноносый…;
    3. голодный, серый, зубастый, злой…;
    4. большой, рогатый…;
    5. злой, зубастый, зеленый…;
    6. лохматый, косолапый…;
    7. маленькая, ловкая, проворная…;
    8. хищный, сильный, полосатый…;
    9. ловкая, шумная, хвостатая…;
    10.  яркое, теплое….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"

    В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы.  Согласн...

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере

    В данной презентации представлен ФГОС в логопедической работе, раскрыты основные направления деятельности учителя-логопеда, подробно описана коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного в...

    Практический материал для работы с детьми дошкольного возраста (Кинезеологические упражнения)

    Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или ра...

    Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста «Картотека подвижных игр для детей 4-6 лет»

    Методический материал для работы с детьми дошкольного возраста«Картотека подвижных  игр для детей 4-6 лет»...

    Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 - 3 года) по теме: "Вода"

    Опыты с водойЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может измен...

    Тема: «Бросовый материал в работе с детьми дошкольного возраста»

    Сообщение из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по созданию поделок из бросового матриала....

    НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ФФН и ОНР)

    НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ФФН и ОНР)...