Эссе "Я-педагог!"
статья на тему

Кроткова Светлана Николаевна

Каждый человек рано или поздно задумывается над тем,  кем  он   станет в будущем. Моя мечта - стать учителем, работать  с детьми -  появилась в детстве, когда  мы с подругами играли в куклы: умывали, одевали их, укладывали спать, учили читать, считать и  писать. Следуя за мечтой, я окончила  Петропавловский  педагогический  институт и вот уже 15 лет работаю воспитателем.

  Счастлива ли я, выбрав профессию воспитателя? Отвечаю уверенно и убежденно: «Да!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - педагог».

«Если вы удачно выберете труд                                                                                                                                                и вложите в него всю свою душу,                                                                                                                                                  то счастье само отыщет вас».                                                                                                                                                                 К. Д. Ушинский

                                                                                                                                               

      Каждый человек рано или поздно задумывается над тем,  кем  он   станет в будущем. Моя мечта - стать учителем, работать  с детьми -  появилась в детстве, когда  мы с подругами играли в куклы: умывали, одевали их, укладывали спать, учили читать, считать и  писать. Следуя за мечтой, я окончила  Петропавловский  педагогический  институт и вот уже 15 лет работаю воспитателем.

  Счастлива ли я, выбрав профессию воспитателя? Отвечаю уверенно и убежденно: «Да!».

Счастливой меня делают мои воспитанники – непоседы и почемучки, выдумщики и проказники, тихони и сорванцы. В каждом малыше есть что – то своё,  особенное, неповторимое, но, в то же время, каждый   ребёнок   талантлив и бескорыстен, открыт для  любви, добра и творчества. Как они счастливы, открывая мир! Их счастье становится и моим счастьем, тем более, что я помогаю детям познавать окружающий мир, видеть его красоту.  Мне приятно общаться с моими воспитанниками, я чувствую как, словно спящая бабочка раскрывается на ладони, раскрываются способности и личностные качества ребенка.

Считаю, что настоящий педагог тот, кто без всяких условий любит и принимает ребёнка таким, каков он есть,  со всеми его достоинствами и недостатками. Но просто любить и принимать ребенка  мало! Такая позиция не дает возможности развивать его лучшие личностные качества, творческие начала, порождает «недорослей-митрофанушек». Моя задача – помочь маленькому человеку стать личностью, личностью творческой, неравнодушной, активной, успешной, умеющей жить в гармонии с современным окружающим миром и самим собой. А этого нельзя достичь, не вкладывая в работу с детьми всю свою душу. Это трудно, это сложно. Но результат, который проявляется в детях не сразу, иногда через несколько лет, делает меня счастливой.

Результат работы педагога, по моему мнению, измеряется не годами, здесь совсем другая мера – воспитанники, выросшие и ушедшие в школьную жизнь. И у меня, как педагога, нет права на ошибку.

Жизнь не стоит на месте, меняется современный мир, меняются и дети. И в работе с современными детьми уже не достаточно того педагогического опыта, сформированного в предыдущие годы. Я стараюсь освоить новые педагогические методы, приёмы и технологии, быть в курсе новых методических подходов и педагогических концепций.

В моем педагогическом арсенале появились технологии  «Путешествие по реке времени», «Бусоград», развивающие игры Б.П. Никитина,  блоки  Дьенеша, палочки Кюизенера и др. В то же время хочу отметить, что так популярные информационные технологии, метод проектов для меня не самоцель, а инструменты, которые должны научить ребенка мыслить, познавать мир, выражать свое отношение и мнение.

Переосмыслить свою роль в воспитании и развитии детей мне помогли новые Федеральные образовательные стандарты дошкольного воспитания. Выстраивание работы с детьми от интересов ребенка, поддержка его инициатив и самостоятельности, комплексный и системно-деятельный подход при организации образовательного процесса, переход от единоначалия к партнерским отношениям  стали неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

Так, например, при формировании предметно – пространственной среды стараюсь оборудовать и оформить групповое помещение, учитывая особенности детей группы: возраст, интересы, особенности развития и здоровья, гендерная принадлежность. Другими словами организую среду так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Мною созданы центры активности: центр искусства, центр книги, центр математики, центр природы, центр игры, центр строительства, центр для ролевых игр, центр настольно-печатных игр, спортивный центр, центр для игр с природным материалом, центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, музыкальной и др. К оформлению предметно – пространственной среды я активно привлекаю детей, создаём с ними новые модули (поделки, изделия и др.), что способствует формированию осознанного отношения ребёнка к тому месту, где он находится в течение дня, понимая взаимозависимости всех её компонентов, необходимости комфортности для всех детей и взрослых группы, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.

Наиболее сложной, а потому и наиболее интересной, стала для меня организация совместной деятельности взрослого с детьми, обеспечивающая, в тоже время, выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками воспитателем или действовать индивидуально.

Приложив много сил, продумывая как увлечь детей, как организовать изучение программного материала с учетом принципов партнерства, самостоятельности и индивидуального подхода, как реализовать деятельностный подход, получаешь удивительные результаты, которые радуют и ребят, и меня, и родителей. И разве это не счастье?!

Кажется, что мы случайно увидели за окном снегирей. Стали рассматривать,  как красногрудые птички   бойко перелетают с ветки на  ветку, склёвывая красные замороженные ягоды рябины. Завязалась беседа, в ходе которой ребята поделились знаниями и о времени года зима, и о снегирях, нашли основу образования слова «снегирь», подобрали однокоренные слова: снегопад,  снежный, снежок. На сетование о том, что же будет с птицами,  когда закончится корм на деревьях, дети тут же предложили сделать кормушки. И для этого нашлись подручные материалы.  В тот же день на прогулке мы повесили кормушку. Кто-то из ребят встречу со снегирями изобразил на рисунке, кто-то сделал аппликацию, кто-то сконструировал кормушку при помощи конструктора.

Самое интересное было на следующее утро: дети воодушевили своими впечатлениями родителей, дома всей семьей смастерили новые кормушки, принесли корм. Занятие переросло в проект, цель которого изучение птиц в условиях зимы.  Наблюдения за погодой, видами прилетающих птиц и др. ведутся ежедневно. Сложно подсчитать, сколько задач воспитания, обучения и развития детей удалось достичь. Но мне это дает очень много - в  общении с  детьми я познаю их мир увлечений, мне становятся понятны  поступки и мысли моих маленьких воспитанников.

Волнует меня факт, что число конфликтов среди детей не становится меньше. Моя задача не только в том, чтобы сгладить  конфликт, но и научить детей мириться самостоятельно, научиться принимать мнение другого человека. Главное, на мой взгляд, в таких ситуациях – дать возможность обеим сторонам конфликта высказаться, а потом обсудить, кто виноват и почему, и найти выход из создавшейся ситуации. И обязательно для  детей, нарушающих дисциплину, найти дело по душе, придумывать что – то новое и интересное, что увлечёт их, заинтересует.

В педагогическом процессе должно быть комфортно и интересно всем его участникам, в том числе и родителям. Считаю, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В работе с родителями, как с детьми, использую партнерский стиль общения, на основе сотрудничества, а не сухого наставления. Подбираю актуальную и интересную, идущую от родителей,  тематику бесед и консультаций, через различные виды наглядной агитация обращаю внимание родителей к детским радостям и огорчениям, стремлениям ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, использую нетрадиционные формы родительских собраний, привлекаю родителей к проведению праздников, игр, чаепитий, дней открытых дверей, спортивных мероприятий, фольклорных праздников, таких, как «Масленица», «Троица». В таких совместных мероприятиях дети и родители становятся ближе друг к другу, а это особенно важно, так как многие современные родители зачастую больше внимания уделяют своей работе, чем собственным детям.

Работа педагога многогранна, она требует терпения, доброжелательности, отзывчивости, творчества и неравнодушия. Стараюсь соответствовать этим требованиям.

 Я горжусь своей профессией, и я счастлива в своей профессии. Счастлива доверием детей и родителей. Счастлива достижениями каждого ребёнка. У меня было много воспитанников, и в каждого из них я старалась вложить частичку своих знаний, своей души, своего сердца. Счастлива, когда на улице подбегают выпускники, обнимают и делятся своими радостями и проблемами,  говорят, что в садике было лучше и что они с удовольствием вернулись бы в детский сад, вернулись ко мне.

Сияющие радостью глаза детей -  самое настоящее счастье, которое нашло меня благодаря выбранной профессии, профессии педагога!