Консультация на тему "Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Голышева Любовь Леонидовна

 Полноценное речевое развитие ребенка проходит в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка».

Консультация на тему:

«Взаимодействие участников педагогического процесса в речевом развитии дошкольников».

(для воспитателей д/с)

Составила и провела

Воспитатель старшей группы

Голышева Любовь Леонидовна

г.Троицк г.Москва, декабрь 2016г.

     Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Поэтому формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач развития, воспитания и обучения в детском саду.

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.

     Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

          В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Каждый из участников педагогического процесса решает комплекс определённых задач по развитию речи дошкольников.

Развитие речи  происходит через все виды деятельности дошкольников.  

Большим потенциалом в плане речевого развития обладает НООД;  экскурсии, наблюдения, бесед; специальные дидактические и развивающие игры; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации; подвижные игры; театрализованная деятельность; художественная литература; труд.

 Остановлюсь на непосредственно – образовательной деятельности. В НООД происходит взаимодействие воспитателя и детей. В НООД познавательного цикла решаются задачи речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствованию слухового внимания и фонематического восприятия, закреплению правильного звукопроизношения).

В НООД эстетического цикла – лепке, рисовании, конструировании и аппликации– создаю условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживлённые диалоги детей. Поэтому эта деятельность особенно ценна для детей со сниженной речевой инициативой.

В своей работе, в НООД и в повседневной жизни по развитию речи, я  использую  разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная и бодрящая гимнастика,  гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутки.

Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого  дыхания, ритмику организма.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые во время НООД, оказывают стимулирующее влияние на развитие  речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитие речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию  координации движений.

Физминутки помогают снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В НООД по звуковой культуре речи провожу артикуляционные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития  силы, подвижности, участвующих в речевом  процессе.

С целью обогащения содержания речи, развития словаря, использования в речи средства интонационной выразительности провожу экскурсии,  наблюдения за окружающей действительностью, рассматриваем картины, беседуем на интересующие детей темы, в ходе которых создаю условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Моя семья», «Наша Родина - Россия»,  «Что у меня внутри»,  «Золотая осень», «Зимушка-Зима», «Что такое транспорт» и многие другие.

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и  благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Труд детей на воздухе, знакомство с миром животных, растений, насекомых, способствует  увеличению и систематизированию  запаса их знаний,  развивает и обогащает речь.

Игра является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время НООД ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с друзьями.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога,  развивают умение использовать вежливые формы обращения.

Многократно участвуя в дидактической игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. Ребёнок учится запоминать, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

В ходе дидактических  игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности   учу детей отвечать на вопросы  не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. С целью усложнения предлагаю игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Назови одним словом», и другие. В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку,  что повышает речевую активность детей.

В подвижных играх у детей развиваю умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления использую в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, пальчиковый театр, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирует речь.

Использую настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Сухомлинский говорил, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики  являются: игрушки-шнуровки, кубики и пирамидки; конструкторы; рамки и вкладыши; пазлы; мозаика.  Все это имеется в нашей группе в достаточном количестве, и дети с удовольствием в эти игры играют.

В эти игры дети играют ежедневно  в течение  дня  во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Они дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму.

Использую в своей работе по развитию речи потешки, пословицы и поговорки, загадки, которые развивают речевой слух ребенка, умение различать звуки, близкие по звучанию, учат детей ясно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. Осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и решается задача словарной работы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература, чтение которой происходит ежедневно. Произведения литературы дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. На стенде ежемесячно вывешиваем для родителей рекомендованную литературу для чтения ребенку дома. Используем для родителей паки-передвижки, куда помещаем консультации на разные темы, в том числе и по развитию речи детей. Такие как: «Развитие речи дошкольника», «Как читать детям русские народные сказки», «Устное народной творчество в развитии речевой активности», «Чему и как мы учим детей», «Как подготовить детей к освоению грамоты». Провожу индивидуальные беседы с родителями по развитию связной речи детей на темы: «Книги в семье», «Игры и игровые упражнения для развития речи», «Как заучивать стихотворение», «Природа и дети», «Придумывание небольших сказок, рассказов».  

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды при участии младшего воспитателя, с которым у детей происходит диалог. Взаимодействие с младшим воспитателем также происходит  во время одевания и раздевания после прогулки. Раздача материалов и пособий,  приготовленных воспитателем для занятий объединяет детей и идет общение между ними.

Вся эта работа проходит в тесном контакте со вторым воспитателем.

Логопед выявляет детей, нуждающихся в коррекционно-логопедической помощи, определяет уровень речевого развития и разрабатывает направления и содержание помощи каждому из них. Из нашей группы в этом году пятеро детей посещают логопункт. Уже есть результат, некоторые звуки логопед скорректировал. А мы в свою очередь отслеживаем правильное произношение этих звуков у детей, как в НООД, так и во всех режимных моментах. В НООД стремимся к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только воспитателем, но и близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания ребенка. Объясняем это родителям.

 Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую гимнастику, что учит детей управлять своим настроением, мимикой. Психолог ведет диалог с каждым ребенком, что также способствует развитию речи, активизации мыслительной деятельности.  

Музыкальный руководитель уделяет внимание развитию фонематического слуха и правильного произношения в процессе разучивания песен, музыкально-дидактических игр. Во время упражнений, распеваний предлагает пропеть тот или иной звук с разной интонацией, силой, на разной высоте, пропеть чистоговорку. Отдельно проговариваются и пропеваются труднопроизносимые слова в песнях. Правильное звукопроизношение закрепляется в театрализованных этюдах.

Инструкторы по физической культуре и плаванию в процессе взаимодействия с воспитанниками вырабатывают у них контроль за дыханием - спокойным или ускоренным, оречевляют все свои действия, проводят подвижные игры, выполняя движения в соответствии с текстом.  Также эти занятия помогают закреплять ориентировку в пространстве.  

     Таким образом, сотрудничество всех участников педагогического процесса является важнейшим условием успешного осуществления речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психологической компетентности участников педагогического процесса - залог успешного развития личности дошкольника.

Исходя из того, что профессиональное развитие- это такое развитие, когда педагог осознает свое участие и  ответственность за все, что происходит с ним, его воспитанниками и пытается активно...

Взаимодействие участников образовательного процесса в речевом развитии детей

Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личнос...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

               В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной ...

Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....

Консультация для воспитателей «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.Цель: р...