Главные вкладки

    Программа танцевальной студии "Солнечные зайчики"
    методическая разработка по теме

    Громова Юлия Юрьевна

    Программа танцевальной студии "Солнечные зайчики" направлена на развитие творческих способностей детей 5-7 лет средствами танцевального искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_studii_solnechnye_zaychiki.docx42.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 3  «Солнышко» г. Гаврилов-Ям

    Принята

     педагогическим советом

    МДОУ детский сад № 3 «Солнышко»

     протокол № 1 от 4 сентября 2012                                                                                    

    УТВЕРЖДАЮ

    заведующий МДОУ

     МДОУ детский сад № 3 «Солнышко»

            ________  А.В.Пашков

                                     

                                                                                             

     

    ПРОГРАММА

    Танцевальной студии

    СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

                       

    НАПРАВЛЕНИЕ:  художественно-эстетическое развитие

    СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:  дошкольное

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  1 год

    ВОЗРАСТ:  дети дошкольного возраста 5 – 7 лет

    СОСТАВИТЕЛЬ:  ГРОМОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА 

    музыкальный руководитель МДОУ детский сад №3 «Солнышко»  г.Гаврилов-Ям

     


    Пояснительная записка.

    Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев. Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван хореограф в ДОУ. Поскольку на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание основ хореографии в детском саду практически не сложилась, то каждый хореограф – дошкольник находится в постоянном поиске оптимальной методики преподавания.

    Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга.

       Занятия хореографией дают  организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постоянно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

        Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

    Дополнительная образовательная программа хореографической студии «Солнечные зайчики» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей.

    Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воздействии на организм ребенка, использовании авторского музыкально-двигательного материала (хореографические постановки).

    Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает  учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.

    Задача педагога состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

       Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

       Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.

    Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве.

       Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по уровню подготовки воспитанников по музыкальному воспитанию.

    Цель программы  развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства.

       Задачи:

    - овладеть практическими умениями и навыками в области хореографии;

    - развивать индивидуальные творческие способности студийцев;

    - развивать коммуникативные качества личности;

    - прививать детям культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими.

    Главная задача – создать эмоциональный настрой у детей во время занятий.

    Принципы обучения в танцевальной студии «Солнечные зайчики»:

    - Развивающий характер образования в соответствии со способностями и - возможностями ребенка.

    - Системность, целенаправленность

    - Тесная  взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.

    - Обучение – через творчество и игру!

    - Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).

    Краткие сведения о кружке (зеленый – организационный раздел)

    Состав группы постоянный на весь учебный год. В группу входят воспитанники старшей и подготовительной группы, набор в группу свободный, по желанию детей.

    Форма занятий (синий –содержательный)– групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного танца, могут участвовать воспитанники разных групп в зависимости от необходимости.

    Продолжительность занятия – 2 раза в неделю по 30 минут. Занятия проходят в первой половине дня.

    Выход результатов (розовый – целевой) - выступление на праздниках, проводимых в детском саду, участие в районных мероприятиях, в ежегодном районном фестивале «Восходящие звёздочки».

    Содержание занятий определяется учебно-тематическим планом.

    Каждое занятие включает в себя несколько разделов:

    -          ритмика (основные виды движений; танцевальная азбука);

    -          постановка концертных номеров;

    -          музыкально-игровое творчество (музыкально-образные и творческие этюды, импровизации (коллективные и индивидуальные)

    Раздел «Ритмика» развивают у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.

    Постановочная работа определяет творческое и исполнительское лицо танцевального коллектива. Выбору постановки танцевального номера придается соответственное значение. Исполнительский репертуар подбирается с учетом его воспитывающего и обучающего воздействия на личность  участников  танцевального  коллектива,  каждая  постановочная работа в процессе ее развития и в конечном результате должна ориентироваться на формирование художественных взглядов и представлений участников.        Важнейшей задачей педагога в процессе

    постановочной работы является воспитание у учащихся творческой дисциплины и сознательности, без чего невозможно добиться каких-либо успехов.

    Основные этапы последовательности подхода к постановочной работе:

            1. Дать общую характеристику танца:

    - рассказать о быте, обычаях народа (если танец народный);

    - рассказать сюжет танца

    1.  Слушание музыки и ее анализ (характер, темп, рисунки музыкальных фраз).
    2. Работа над образом: характер образа, специфика поз (руки, ноги, голова).
    3. Разучивание движений танца.

    Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствует раздел танцевальная импровизация.

    Задача педагога - побуждать детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.

    Структура занятия:

    1. Вступительная часть:

    • построение, поклон, движения по кругу.

    2. Основная:

    • развивающая игра малой подвижности;

    • партерная гимнастика или ритмические упражнения;

    • развивающая игра средней подвижности или импровизация;

    • постановочная и репетиционная работа.

    3. Заключительная:

    • игра на восстановление дыхания и на построение, поклон.

    Учебно-воспитательная работа.

       Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогом.

       Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

        Выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детей чувство ответственности и пунктуальности. Коллектив должен работать в союзе: дети - педагог -родители. Решение проблем коллектива вместе с родителями делает его более сплоченным и взаимно заинтересованным.

    Работа с родителями

    Одними усилиями хореографа на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.
    Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.
            Знакомлю родителей с задачами музыкального и хореографического воспитания, ролью семьи в музыкальном воспитания ребёнка, с требованиями к одежде на занятиях хореографией.
           В группах, в родительских уголках, периодически выставляю письменные консультации:

    - «Танец и темперамент ребёнка»,

    - «Музыкальная игрушка для ребенка» и др.

          Приглашаю родителей на индивидуальные консультации по музыкальному и хореографическому  развитию детей.
         Родители приглашаются на концерты с участием студии. Так же родители  принимают участие в подготовке аксессуаров, обуви, причёсок для выступающих детей, сопровождают детей в выездных концертах.
         

    Условия реализации программы.

        Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом зале.

        Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие фортепиано, аудио и видеотехники, диски с разнообразным музыкальным материалом, материалы для изготовления концертных костюмов

    Примерный репертуар на год

    Сюжетный танец «Лягушачий джаз» (8девочек)

    Русский народный танец «Моя Россия» (4девочки 4мальчика)

    Сюжетный танец с шарами «Солнечные зайчики» (6 девочек 6мальчиков)

    «Танец медсестёр» (6девочек)

    Сюжетный танец «Божьи коровки» (12девочек)

    Прогнозируемые результаты

    Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

    К концу учебного года учащиеся должны:

    • уметь двигаться в такт музыке;
    • иметь навыки актерской выразительности;
    • уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
    • танцевать все основные виды танцев, предложенные программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.

    Диагностика

            Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, необходимо тщательно продуманное планирование и анализ результатов работы.

    Диагностика проводится в виде наблюдений, выполнения заданий
    индивидуально или подгруппами.
             Результат выполнения задания ребенка оценивается по трехбалльной системе. Это помогает выявить уровень развития ребёнка вначале учебного года и учитывать его в дальнейшей работе, планируя индивидуальный подход к детям низкого и высокого уровня развития. Зафиксированные результаты в начале и конце года позволяют провести сравнительный анализ, который даёт четкое представление о том, как повлияла проведенная работа на развитие ладового чувства и чувства ритма.
             На основе результатов диагностики планируется дальнейшая работа с детьми.


    Список литературы

    1. Бекина С.И.,  Ломова Т.П.,  Соковнина Е.Н.  Музыка и движение:  упражнения, игры,

       пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

    2 Ветлугина Н.А.,  Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском

        саду. – М., 1983.

    3 Горшкова Е.В. От жеста к танцу. – М., 2002.

    4 Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Музыкальный репертуар к танцевальным упражнения,

       этюдам и спектаклям. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – М.:

       Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 64 с. (Серия «Музыка для дошкольников»)

    5.Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. Дошкольное

       воспитание, 1991. -  № 12.  –  47-55 с.

    6. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М., 1983

    7. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и   методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    8. Основы сценического движения.  Под редакцией И.Э.Коха. – М., 1976.

    9. Руднева С., Фиш Э. Ритмика.  Музыкальное движение. – М., 1972.

    10. Тарасова К.В. Гармония. – М., 1993.

    11.  Ходаковская З.В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

    Календарно-тематическое планирование

    сентябрь, октябрь, ноябрь

    Упражнения

    Танцевальное творчество

    Примерные упражнения

    Цель

    Тема

    Цель

    «Поскоки»,

    «Поскачем»

    «Буратино и Мальвина»

    Упражнение «Гусеница»

    Упражнение

    «Топотушки» р.н.м.

    «Не опоздай»

    «Марш»

    Упражнения для рук

    «Попрыгунчики»

     «Великаны и гномы»

    Включать пальчиковую гимнастику.

    Учить реагировать на начало и окончание звучания музыки.

    Передавать в движении различный характер музыки.

    Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену  частей музыки.

    Начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием музыки.

    Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки

    Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.

    Самостоятельно менять движение в соответствии с 2-х частной формой произведения.

    Передавать в движении характер музыки.

    Сюжетный танец «Лягушачий джаз»

    Танцевальная композиция с воздушными шарами «Солнечные зайчики»

    Развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой.

    Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, внимания, памяти.

    Способствовать развитию умения ориентироваться, перестраиваться.

    Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма

    Развитие внимания, скорости реакции, точности и ловкости движений, а также развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

    Формирование навыков кружения на месте на подскоках, развитие памяти и внимания, умение сочетать движения с музыкой в быстром темпе.

    Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания.

     декабрь, январь, февраль

    Упражнения

    Танцевальное творчество

    Примерные упражнения

    цель

    Тема

    цель

    «Пружинки»

     

    «Попрыгаем-побегаем»

    «Марш»

    Упражнения для рук

    Упражнение «Мячики» (муз. Чайковского)

    Шаг поскок (муз. Ломовой)

    «Веселые ножки»

    «Ковырялочка», и т.д.

    Включать пальчиковую гимнастику

    Чувствовать и передавать в движении изменения характера и форм музыкального произведения (2-х частная форма)

    Самостоятельно ориентироваться в пространстве.

    Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Свободно ориентироваться   в пространстве, перестраиваться из различных положений (круг, в рассыпную  и  т.д.)

    Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке.

    Менять движения в соответствии с изменением  вариации музыки

    Упражнять в выполнении танцевальных движений.

    Передавать в движении характер музыки.

    Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.

    Танцевальная композиция «Моя Россия» на основе русского народного танца

    Танцевальная композиция «Медсёстры»

    Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях.

    Развитие выразительности пластики, воспитание умения вести себя в группе во время движения.

    Способствовать развитию выразительности движений народного танца, чувства ритма.

    Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений.

    Закрепить полученные навыки, развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

    март, апрель май

    Упражнения

    Танцевальное творчество

    Примерные упражнения

    Цель

    Тема

    Цель

    Пружинящий шаг и бег

    Упражнение для рук

    «Разрешите пригласить»

    «Отойди и подойди»

    «Марш»

    «Кто лучше скачет»

         

    «Побегаем»

    «Спокойный шаг»

    Включать пальчиковую гимнастику

    Развивать четкость, координацию движений рук и ног. Различать двухчастную форму

    Развивать гибкость и пластику руки отмечать акцент в музыке. Воспринимать легкую, подвижную музыку, ритмично хлопать в ладоши.

    Учить детей переходить от одного вида движений к другому в соответствии с музыкой.

    Уметь начинать движение после вступления.

    Согласовывать движения с музыкой.

    Развивать движения кисти, упражнять в выполнении танцевальных движений.

    Хореографическая композиция «Божьи коровки»

    Способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма.

    Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

    Развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений, передавать в танце характерные виды движений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа танцевального кружка "Каблучок"

    Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7 лет по развитию творческих способностей детей посредством хореографии....

    дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"

    Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....

    рабочая программа танцевального кружка " Шире круг"

    Программа танцевального кружка для детей 4-7 лет содержит тематическое и перспективное планирование, а так же диагностическую таблицу и критерии диагностики....

    Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

    программа танцевальной студии "Буратино"

    программа расчитанна на два года. распределена по направлениям по которым заниматься в течении 2 лет...

    Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"

    Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....

    Программа танцевального кружка "Горошинки".

    Образовательно-тематический план работы танцевального кружка....