«Семья, как школа любви и духовности»
статья на тему

VII Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Номинация "Православие и семья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavie_i_semya.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

VII Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества»

Православие и семья  

(Название номинации)

«Семья, как школа любви и духовности»

 (Название доклада)

Фамилия, имя, отчество (полностью) Попова Ольга Вадимовна

Название места работы/учёбы МАДОУ «Волшебница»

Наименование муниципального образования  г. Лабытнанги

Наименование населённого пункта _______________________________

2017 г.

Тезисы к докладу

                                       номинация Православие и семья

                                   Название доклада: «Семья, как школа любви»

В последние годы институт семейных отношений переживал не лучшие времена. Наше правительство, зная трудности в этой сфере, принимает законы, которые стоят на стороне семьи.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

   Теряя традиции, мир семьи становится беднее, поэтому сейчас остро стоит вопрос о возрождении семейных традиций. Конечно традиции сегодняшней семьи   отличаются от традиций семей наших предков, но все- же они несут особую значимость для современной семьи.

Семейное воспитание – это педагогика будней и праздников, это огромный творческий труд, которому необходимо учить с детства. Возрождая семью, мы возрождаем страну -    могучую, сильную державу, с богатым духовным опытом наших предков.

Вводная часть

«Единственная ценность жизни это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».                                                                                                                                       (Старец Паисий Афонский)

Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью. Россия – это могучая и сильная держава, с богатым духовным опытом наших предков, в основе которой была семья с ее традиционным укладом.

          «Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Любовь к чему - либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья - это единственное место, где человек проходит школу любви» [5.179)]. За годы атеизма модель православной семьи практически перестала существовать. «В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Это совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке."[5.180]     

 Что мы видим сегодня? Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все изменилось. Проблемы современной семьи отличаются от проблем семьи из прошедших времен: к психологическим аспектам прибавились социальные и материальные.

           Как достойно выйти из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом?  По-моему, нужно просто вернуться к православному образу жизни - к жизни духовного возрождения, а для этого необходимо, чтобы работала целая система воспитания в семье, в детском саду и в школе, в которой все звенья взаимосвязаны.  Сегодняшняя задача – не потерять для страны новое поколение. А, значит, им с детства необходимо прививать высокие идеалы, в том числе, и семейной жизни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну».

            Могут ли   педагоги в совместной работе с семьей помочь молодым родителям строить семейные отношения на взаимной любви и уважении, чтобы семья по праву стала школой любви, где дети учатся любить близких, окружающий мир, Родину. Эта задача, которую необходимо решать уже сейчас.

Основная часть

                           Счастливый брак — это долгий разговор, который всегда                                кажется                          слишком коротким.

/А. Моруа/

Что такое семья? 

Каждый трактует это понятие по- своему.

Если научным сухим языком, то семья - это социальный институт, базовая ячейка общества.

В социологическом смысле семья - малая социальная группа людей, объединенных кровнородственными и иными, приравненными к ним связями, а также взаимными правами и обязанностями.

В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родство, усыновления или иной формы устройство детей на воспитание.

Но простым человеческим языком семья - это маленький, тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и зарядится положительной энергией. Это величайшее в жизни счастье, это уверенность в том, что здесь тебя любит, любят за то, что ты такой, какой есть, или, несмотря на то, что ты такой, какой ты есть. Именно такой мы представляем свою семью, вступая в брак. А если в нашей семейной жизни что-то не сложилось, то говорим: «Пусть наши дети будут счастливее нас».

В последние годы институт семейных отношений переживал не лучшие времена. Среди молодых и активных граждан страны все чаще стали культивироваться так называемые «гражданские» или «пробные» браки, отношения в которых развивались по принципу «никто никому ничего не должен», даже собственным детям. Подобное отношение к браку привело к кризису семейных отношений. Многие традиции, передаваемые из поколения в поколение, были попросту утрачены. Этими проблемами и было продиктовано   обращение президента В. В. Путина к Федеральному Собранию РФ, в котором он четко обозначил важность повышения престижа института семьи в российском обществе, возрождения семейных ценностей и внимания властей к проблемам российских семей.

Наше правительство, зная трудности в этой сфере, принимает законы, которые стоят на стороне семьи.

Так, в Семейном кодексе Российской Федерации говорится о том, что «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». [1. Статья1]

Принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь». [2.]

 В Законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится об образовании и воспитании как об едином целенаправленном процессе, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения. [3. Глава I https://www.assessor.ru/zakon/media/cms/images/arrow.png Статья 2]

  Принятый «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» позволяет дошкольным образовательным организациям разрабатывать на его основе собственные программы, а также даёт возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.[4.]

 2008 год был объявлен годом семьи в рамках которого стояла задача повышения статуса семьи.

«Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жесткости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека.»

                                                   (Священник Александр Ельчанинов)

Задачи, поставленные правительством, о духовно-нравственном воспитании маленького человека обуславливаются еще и тем, что формирование будущего семьянина начинается с самого раннего возраста.  Человек начинает свою жизнь в семье, которую сам еще не создавал и весь уклад жизни в семье он впитывает в себя с младенчества. Ребенок чутко реагирует на взаимоотношения родителей, именно поэтому будущим родителям необходимо стремиться к созданию высоконравственной атмосферы в семье. Любовь родителей друг к другу - это главный фактор в воспитании, ребенка.  Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.

 Большая роль отводится семье в трудовом воспитании - передача опыта от поколения к поколению. Обратимся в истоки православной семьи.  "Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность" [1.190]. Ребёнка с раннего возраста смотрели, как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека ответственность за принятые решения. Этому способствовал весь уклад православной семьи, а также правильное понимание целей самого воспитания. Его главная задача, конечно, не в запретах, а в том, чтобы сформировать у ребенка понимание того, что является нормой в его поведении.

«Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

священник Александр Ельчанинов

Стремясь сделать свою семью счастливой, наши предки создавали особую духовную атмосферу в своем доме, которая выражалась в укладе семейных традиций: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; православные праздники и т.д.

   Теряя эти традиции, мир семьи становится беднее, потому что это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Именно поэтому сейчас столь остро стоит вопрос о возрождении семейных традиций. Конечно традиции сегодняшней семьи   отличаются от традиций семей наших предков, но все- же они несут особую значимость для современной семьи. Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Традиция проведения совместного досуга: прогулки, посещение театров и выставок, чтение книг на ночь и т. д. Все это способствует укреплению и обогащению внутреннего мира семьи. А этот яркий красочный мир общения могут подарить детям только любящие друг друга, счастливые родители, имеющие общие взгляды и интересы. Поэтому, прежде всего, нужно научиться быть счастливым самому! Ведь счастливые дети растут в счастливых семьях, с младенчества усваивая эталон любви и удачи, который несут по жизни, преодолевая любые трудности и невзгоды. От этого зависит духовное развитие ребенка, его моральные и нравственные качества, и как результат этого, его бедующая семья.

«Православная вера несет в себе огромное воспитательное содержание, и нужно этот мощный потенциал религиозной, духовно-нравственной, общечеловеческой, эстетической культуры соединить с образованием, построенным на принципе народности. Как только мы захотим отделить непроходимой гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание различных предметов и останется, но воспитание исчезнет».

Семейный опыт передается от родителей к детям, поэтому естественной средой для воспитания является семья. Однако современная действительность такова, что родители большую часть времени находятся на работе, что обуславливается необходимостью зарабатывать, обеспечивая свою семью. Как не упустить момент в воспитании. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С.  Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Перед педагогами стал вопрос, как заинтересовать родителей к совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Ответ кажется очевидным.  Необходимо найти новые формы работы с родителями, в которых будет интересно и комфортно всем участникам воспитательного процесса. Необходимо чтобы эта работа строилась, как и в семье, на взаимном понимании и уважении. Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания, основанные на совместной деятельности с детьми, а также делиться своим опытом семейного воспитания. Этот подход предусматривает созданию своих внутригрупповых традиций, что объединяет детей и родителей в общую деятельную творческую жизнь, где они помогают друг другу, сопереживают, уважают мнение своих товарищей.

        На примере нашей группы могу сказать, что родители во время совместной деятельности легко общаются не только со своим ребенком, но и со всем детским коллективом, что является главным условием воспитания такой черты, как умение понять и принять другого человека таким, какой он есть, умение ставить и достигать совместные цели. А это одна из заповедей семейной жизни. Поднимается родительский авторитет, ведь ребенок гордится своими родителями, которые вместе с ним в группе играют, лепят, создают необыкновенную дружескую обстановку, помогая решать конфликты и находить компромиссы. Именно здесь происходит передача опыта из поколения в поколение. Родители, получая знания через совместную деятельность, общение воспитывают в себе такие качества, как уважение к собственному ребенку, терпение. Отодвигая скучные беседы, и обращаясь к новым, нетрадиционным методам и приемам взаимодействия с семьей, мы решаем сразу несколько зада

  • Создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию  не только ребенка, но и всей семьи в целости.
  • Развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.; 
  • Воспитание уважительного отношения к труду, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
  • Просвещение и обмен опыта семейного воспитания среди родителей

Заключение

Семейное воспитание – это педагогика будней и праздников, это огромный творческий труд, которому необходимо учить с детства.

Объединяя усилия детских садов, школ и семьи мы сможем вернуться к возрождению семьи, в основе которой лежат законы православия.

Говоря о раннем воспитании будущего семьянина, необходимо, чтобы не только в школах, но и в детских садах был введен курс обучения «Этика и психология семейной жизни», который поможет детям увидеть счастливую семью в основе, которой лежит духовно-нравственное воспитание. Возрождая семью, мы возрождаем страну -    могучую, сильную державу, с богатым духовным опытом наших предков.

 

Литература:

1.Семейном кодексе  Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) Статья 1. Основные начала семейного законодательства 1.Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.)

2. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция).

3.     Закон "Об образовании в Российской Федерации" Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2017

4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года)

5. Шугаев Илия, прот.

Один раз на всю жизнь; Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. - 6-е изд., испр., доп. - М.; Издательство Московской Патриархий Русской Православной Церкви, 2015.-208с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкально-спортивного праздника « Мама, папа, спортивная семья», ко Дню «Любви, семьи и верности»

Летний спортивный  праздник, провдимый  совмесно с  интруктуром и музыкыкальным руководителем....

сценарий конкурса: Самая дружная семья" посвященный празднику любви, семьи и верности.

конкурс проводился между тремя семьями детского сада. проводился 8 августа 2016 года....

«Семья-первая школа духовно-нравственного воспитания детей»

Формировать представление родителей о важности создания в семье жизненного пространства ребенка в спокойном, отвечающем его природным особенностями, темпе....

Практикум для родителей «Семья - первая школа духовно-нравственного воспитания детей»

Цель: разнообразить формы работы с родителями, привлекать родителей к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения, повышать внимание к потребностям своего ребенка, формировать педагогичес...

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Указ Президента Российской Федерации о

2024 – ГОД СЕМЬИ Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и...

«Семья — первая школа духовно-нравственного воспитания детей»

Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье &ndash...