Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Скирда Светлана Геннадьевна

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc3.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»

 

Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным, региональным культурным наследием и историей страны, края.

Поэтому целью при разработке методических рекомендаций было: нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к истории и культуре родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Таким образом, чтобы воспитать чувств патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

  1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
  2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
  3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
  4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
  5. Знакомство с русским фольклором- сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
  6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
  7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
  8. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация;
  9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
  10. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей в старшей группе

 

Разделы

Задачи

Формы работы

«Район, где я живу»

Познакомить с районом города, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями.

 

Обзорная экскурсия по микрорайону
Рассматривание фотографий «Достопримечательности нашего района»
Настольная игра «Наш район»
Выставка детских рисунков «Что я увидел по дороге в детский сад»

«Санкт-Петербург»

Дать элементарное представление детям о том, как появился наш город. Воспитывать интерес к истории нашего края, к жизни наших земляков.

Рассказ «Как появился наш город»
Просмотр слайдов «Санкт-Петербург-город на Неве»

Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимые места города»
Словесная игра «Каким бывает город»

«..очень много местечек прелестных...»

Познакомить с природными особенностями нашего края.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного края через непосредственное общение с ней.

Просмотр мультимедийной презентации «Природа нашего края».
Заучивание стихотворений с детьми о городе на Неве.
Изготовление альбома "Природа моего края".
Рассматривание иллюстраций реки Нивы.

Как чуден мне родной язык

Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах-земляках.

Чтение рассказов писателей о Санкт-Петербурге.
Разучивание стихов поэтов
Пушкинского круга.

Быт и традиции

Знакомить детей с жилищем русских людей; Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать представление о народном празднике Масленица.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей в прошлом.
Чтение сказаний, преданий, легенд вятских.
Рассказ «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище»;
Сюжетно- ролевая игра «В гостях у бабушки Арины».
Тематическая беседа «Масленица»
Развлечение совместно с родителями «Широкая масленица»
Народная игра «Игра с платочком».

«Этих дней не смолкнет слава»

Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.

Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями, памятниками родного города.

Беседа «О мужском героизме».
Чтение стихотворения про Петербург
Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».
Настольная игра «Где находится памятник»
Тематическая выставка « Памятные места нашего города»

  

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия»

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчики сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюме светофора.

Дети:

Мы в автобус дружно сели.

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал.

И автобус побежал. (Дети ритмично покачиваются, шофер «крутит руль».)

Светофор (показывает крупную фотографию):

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Что за улица пред вами?

Что за памятник пред вами? (Ответы детей.)

Светофор:

Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

Словесная игра «Каким бывает город»

Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например: холодный Петербург (город зимой), веселый Петербург (город в дни праздников), молодой Петербург (новостройки, молодые жители) и т.д.

«Загадки о родном городе»

Цель: в ходе отгадывания загадок закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают. Например: это здание стоит на… улице. Оно большое, с множеством окон.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого-обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого - в историях и традициях семьи своего народа, прошлого края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, станице, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких выставок могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему проекта или исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы(на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включает в себя работы фольклорного  плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы , березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Список использованной литературы:

  1. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
  2. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
  3. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
  4. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.