Психологические особенности развития детей 4-5 лет.
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Пчелкина Светлана Анатольевна

Какие важные новообразования происходят на каждом возрастном этапе дошкольника? Чем характеризуются эти периоды? Как вести себя взрослому, чтобы общение обогащало две стороны? На эти и другие вопросы ответы найдутся в презентации о дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskie_osobennosti_4-5_let.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психическое развитие детей дошкольного возраста Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 2

Дошкольный возраст – этап психического развития от трёх до семи лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 3

Развитие психических процессов Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия,памяти, внимания. Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности детей во всех формах их развития. Ребята очень активно овладевают средствами эмоциональной выразительности, а именно меняют интонацию при передаче содержания прочитанного произведения, воспроизводят диалоги взрослых из жизни, и действующих лиц из рассказа или сказки, очень эмоционально передают характер персонажей. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 4

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 5

Восприятие младших дошкольников носит предметный характер, то есть ребенок видит лишь самые яркие свойства предметов. В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.) Восприятие - это ведущий психический процесс дошкольного возраста. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из ряда других, похожих или непохожих на него. Формирование процесса восприятия имеет свои особенности. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 6

Внимание дошкольников Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания . Преобладает непроизвольное внимание, ребёнок не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15—20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие Внимание ребенка раннего дошкольного возраста вызывается внешне привлекательными предметами и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. В этом возрасте внимание редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи, т. е. оно не является произвольным. От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание прогрессирует по многим характеристикам: -Если младший дошкольник рассматривает картинки не более 6-8с., то старший дошкольник способен сосредоточить свое внимание на одном и том же предмете 12-20 с. -Время занятий одной и той же деятельности у старших дошкольников в два раза больше чем у младших. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 7

Память дошкольников Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Так, пересказывая сказку, они стараются точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 8

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, суждений и т. п. Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное(познание с помощью манипулирования предметами.) наглядно-образное( познание с помощью представлений предметов, явлений). словесно-логическое( познание с помощью понятий, слов, рассуждений.) У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога — формирование разнообразных конкретных представлений. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт. Мышление дошкольников Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 9

Воображение. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Воображение – важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребёнка. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, воображаемая ситуация, образ роли. По функции различают воображение познавательное и защитное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картинку. Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку или рисунок на заданную тему. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 10

Развитие воображения В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преображающее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 11

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения («Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»). Развитие речи дошкольников Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 12

Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение со взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке. В первые 7 лет жизни выделяют четыре вида содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании ( от 2 до 6 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5 лет); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7 лет). Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 13

4-5 лет. Ведущая деятельность - игра Мышление Наглядно-образное Речь Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Способ познания Рассказы взрослого, конструирование, экспериментирование Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-познавательная Отношение со сверстниками Интересен как партнер по сюжетной игре Отношения со взрослыми Источник информации Наличие конфликтов(кризис) Отсутствует Эмоции (называет, узнаёт) Более ровные, старается контролировать Игровая деятельность Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация В этот период ребенок стремится к познанию, задаёт много вопросов. Потребность в уважительном и терпеливом отношении остаётся главной для ребёнка. Интеллектуальное общение со взрослым формирует доверие к нему и поддерживает интерес к окружающему миру, помогает созданию связей с ним. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 14

5-6 лет Мышление Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Речь Формирование планирующей функции речи Произвольность познавательных процессов Развитие целенаправленного запоминания Физиологическая чувствительность Уменьшение чувствительности к дискомфорту(снижен порог чувствительности) Объект познания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Способ познания Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-познавательное +внеситуативно-личностное Отношение со сверстниками Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении. Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник Наличие конфликтов Отсутствует Эмоции Преобладание оптимистического настроя Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Формируется оценочное отношение к себе и другим. В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Взрослый предстает перед малышом в качестве целостной личности, обладающей знаниями, умениями и навыками. Общение разворачивается преимущественно на фоне самостоятельной (теоретической), а потому и внеситуативно-личностной деятельности ребенка. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 15

5-6 лет Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение . Особенности возраста : - общение со взрослым ситуативно-личностное; - проявление произвольности всех психических процессов; - в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой; - проявление творческой активности во всех видах деятельности; - развитие фантазии; - половая идентификация. Новообразования: - предвосхищение результата деятельности; - активная планирующая функция речи; - внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ : Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков . Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности : может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными , обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами , обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями , отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики : несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов . Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги , осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 16

Игра Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!"). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 17

Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними. Презентацию подготовила педагог-психолог ГБОУ Школа №629 Пчёлкина Светлана Анатольевна

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!