загадка и ее роль в воспитании ребенка
статья на тему

Усова Марина Эдуардовна

Загадка – краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_i_ee_rol_v_vospitanii_rebenka.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка и ее роль в воспитании ребенка.

     Загадка – краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Попробуйте сами определить педагогическое значение загадки.

Педагогическое значение загадки:

  • Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
  • Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
  • Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
  • Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
  • Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей.
  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
  • Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

Методика работы с загадками.

   Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

   Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершают при отгадывании:

  • Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  • Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
  • На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

- дети торопятся с ответом, не дослушают до конца, не запоминают всех подробностей.

У младших дошкольников внимание часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.

- дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

- дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

  Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  1. Установить, в общем виде, что нужно искать.
  2. Установить, где нужно искать.
  3. Выявить все оставшиеся признаки.
  4. Выдвинуть предположение-отгадку.
  5. Объединить установленные признаки.
  6. Сделать итоговый вывод.

  Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но и обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовывать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?»

  Еще в начале учебного года начали учить детей составлять описательные загадки. Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они легко составляли описательные загадки о диких животных.

  Владислав: «живет в море, носит на себе домик, (черепаха)».

   Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки.

 Например, у кого мордочка усатая и шубка полосатая?  Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?

   Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающее односторонность его отгадки.

Например, отгадывая загадку:

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле.

Чтоб зимой жить в тепле.

   Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: «это белка, потому что живет в дупле». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы, и пчелы». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, что делает ответ более доказательным).

  Чтобы менялись содержание с способы доказательства, Ю. Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

  Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Для развития у детей навыков описательной речи, необходимо проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней не понятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?» А также выясняли, как понимают дети то, или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.

   Какой же принцип отбора загадок для дошкольников.

 Повторюсь, что важным требованием, является их доступность. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

  Загадки распределяются по уровням сложности. На каждом возрастном этапе следует вводить различные виды загадок в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для активизации словаря широко используются разные предметы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

   Я маленькая птичка, зовут меня …(синичка)

   Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют…(вода)

Поэтому при отборе загадок, воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный

     Рассмотрим несколько загадок на одну тему, чтобы определить возможность их применения в той или иной возрастной группе. Малышам хорошо предложить загадки на знакомую тему:

   На заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку!»-кричит. (Петух)

Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка:

  Встает на заре,

  Поет во дворе,

  На голове гребешок.

  Кто же это? Петушок.

  Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.) сравнивать предметы между собой.              Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

  Ходит по двору будильник,

  Разгребает лапкой сор,

  Расправляет с шумом крылья

  И садится на забор. (Петух)

   Загадка может быть предложена детям старшего дошкольного возраста.

 

  Он в мундире ярком.

  Шпоры для красы.

  Днем он – забияка,

  Поутру – часы.

Содержание загадки – описание признаков внешнего вида и повадок, но словарь сложный: мундир, краса, забияка.

  Не ездок, а со шпорами,

  Не сторож, а всех будит.

  В тексте назван всего лишь один признак внешнего вида и одно действие. Применён приём отрицательного сравнения со «сторожем» и «ездоком». Понятие «ездок» может представлять для детей некоторую трудность. Такую загадку можно предложить детям подготовительной к школе группы.

  Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.