«Использование мультфильмов в формировании жизнестойкости воспитанников»
консультация на тему

Гардт Регина Александровна

   Основными задачами ФГОС являются: формирование общей культуры личности детей (в том числе развитие их социальных, нравственных качеств). Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения; становление самостоятельности и само - регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ответственности.

Современные дети стали другими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Радуга», Целинная 77

Кулундинский район Алтайский край

 «Использование мультфильмов в формировании жизнестойкости  воспитанников»

http://deticarnaval.ru/published/publicdata/CRAZYFASDETICAR/attachments/SC/products_pictures/24025mytoysall.jpg

 

Подготовила:

Воспитатель :   Гардт Регина Александровна

Руководитель физического воспитания

с. Кулунда 2018г.

   Основными задачами ФГОС являются: формирование общей культуры личности детей (в том числе развитие их социальных, нравственных качеств). Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социо - культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения; становление самостоятельности и само - регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания и ответственности.

Современные дети стали другими.

   Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.

   Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам.

   Изменились дети – изменились и средства, которые воспитатель использует в своей работе для развития социальных, нравственных качеств дошкольников. Ведь «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» (Джон Дьюи).

   Встает вопрос о том, какие наиболее эффективные средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?

Учитывая то, что современный ребенок, живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиа-среде, представленной телевидением, радио, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиа-среды.

Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиа-среды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. 

    Конечно, в выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил. Его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Таким образом, мультфильм как произведение искусства за счёт своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приёмов. Его яркость, масштабность, содержательность позволяют выйти за рамки реального, существующего, осязаемого.

    Считается , что мультфильм — наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

Для использования мультфильмов в педагогическом процессе:

1. Дошкольное учреждение есть  материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов с целью социального развития детей, но требуется дополнительное оснащение; 
2. Можно предположить что  свободный доступ к просмотру мультфильмов имеют 75% детей; специальный отбор мультфильмов для просмотра их с ребёнком осуществляют10% родителей; обсуждают с ребёнком просмотренные мультфильмы 5% семей, 100% не задумываются о том, что мультфильмы несут в себе воспитательный потенциал; 75% считают возможным использование мультфильмов педагогическом процессе. 

Современная мультипликация имеет ряд следующих  особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание. Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается. Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника. Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное. Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» . В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей  первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. "Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США),  «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США) - умение дружить,  альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка. «Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), –  дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. "Золушка"(1979) – трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга. "Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи. Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: «Трансформеры», «Человек – паук», «Супермен», «Черепашки Ниндзя». Главные герои  таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога 
чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование мультфильмов в формировании жизнестойкости воспитанников » приготовил : воспитатель Гардт Р.А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7 «Радуга», Целинная 77 Кулундинский район Алтайский край

Слайд 4

умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка

Слайд 5

дружелюбие , самостоятельность, хозяйственность.

Слайд 6

трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга .

Слайд 7

любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Слайд 8

драки, смерть, убийство, криминальные разборки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственной коррекционно-образовательной деятельности с использованием мультфильмов в работе педагога-психолога «Страна Дружбы и Понимания».

Разработчик: Педагог-психолог НДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» А.С. КирячёкВ пособии представлены разработки занятий с использованием мультфильмов разных народов мира по формированию у детей эмпатии и ...

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

В статье приводится ряд аргументов против большинства западных мультфильмов и примеры их негативного влияния на формирующуюся личность дошкольника....

Конспект занятия «Принцесса и людоед».( психогимнастика с использованием мультфильма).

Образовательная область: Коммуникация, художественное творчество, социализация.Описание группа: старший дошкольный возраст.Тема совместной деятельности: психогимнастика «Принцесса и людоед»...

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

Консультация для родителей о влиянии мультфильмов на формирование личности дошкольника...

Использование мультфильмов в воспитании дошкольников

Хороший мультфильм для ребенка – незаменимый источник знаний, уникальный тренажер для детской фантазии.Работая воспитателем в детском саду , в своей практике я применяю мультфильм, как одно из д...

Методическая разработка «формирование культуры поведения через использование мультфильмов»

Содержание:  Пояснительная записка     .     .     .     .     .     .     .     .     . ...