Главные вкладки

    Современны формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС
    статья на тему

    В статье рассказывается о современных подходх в работе с семьями воспитанников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего  мира  – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                          /В.А. Сухомлинский/

    В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

    Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

    В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

    В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

    • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

    • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

    Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.

    Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:

    - оригинальность,

    - востребованность,

    - интерактивность.

    Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Поэтому детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:

    • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
    • объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
    • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
    • активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
    • поддерживать их уверенность в собственных педагогических  возможностях;
    • реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.

    Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития педагоги нашего детского сада наметили работу в четырех направлениях:

    1. Познавательное направление

    2. Информационно-аналитическое направление

    3. Наглядно-информационное направление

    4. Досуговое направление

    Работа с родителями  начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

    - Проектная деятельность

    - Проведение мастер-класс

    - Выставка семейных реликвий

    - Акции

    - Сайт ДОО

    - Группы в Контакте, которые создают либо педагоги, либо родители

    - Фотогазеты из жизни группы

    Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:

    - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

    - Это учет индивидуальности ребенка;

    - Это укрепление внутрисемейных связей;

    - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

    Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.

    Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

    По данному направлению можно проводить:

    - анкетирование

    - тестирование

    - электронная почта родителей.

    Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.

    Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

    Это направление включает:

    • общие, групповые собрания (стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д.  Используют видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступление детей (пение, танцы, театр, мастер-класс –  процент посещения собраний повышается); 
    • консультации и индивидуальные беседы;
    • выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
    • совместные экскурсии (например «Маршрут выходного дня», далее создается фотоотчет о проведенной экскурсии или прогулке)
    • открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
    • совместное создание предметно развивающей среды
    • совместное создание лепбуков на разные темы
    • проектная деятельность (совместные проекты: педагог – родитель – дети, родитель – дети)

    Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

    Данное направление включает:

    - Родительский уголок, включающий различную информацию.

    - Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

    - Нормативные документы

    - Объявления и рекламы

    - Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)

    - Папка передвижка.

    - тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»

    - выпуск газеты  «Моя семья, какая она?»; «Ха-ха-тушки» - смешные высказывания детей»; «Муравьиная семья»; «Планета Земля – наш дом» и т.д.

    - фотовыставки: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».

    -  детский сад имеет свой сайт. На сайте родители могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также  освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

    Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям  расширить, оптимизировать свой  опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.  

    По данному направлению можно организовать: 

    - праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Будем в армии служить», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты,  альбомы с фотографиями.

    - акции; в ходе акций «Наш участок», «Веселая горка», «Посадка дубков» родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции «Накорми птицу зимой»,  предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Внимание, дорога», цель которой было напомнить родителя о необходимости соблюдения правил дорожного движения, родителям вручили буклеты; «Начните утро с зарядки» цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

    - участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества «Дары осени», «Елочная игрушка», «Весенний букет» (поделки из  природного материала), фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Зимние чудеса», «В весеннем лесу» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.

    - выставка семейной коллекции

    - участие родителей в мероприятиях (выступают как носители новой интересной информации о своей работе, о домашних питомцах, или как сказочный персонажи, или как мастера для передачи своего опыта и мастерства)

    - участие родителей в совместной игровой деятельности (где родители принимают активное участи и ненадолго становятся «детьми»).

    - мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.

    Таким образом, использование современных  форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты:

    - родители вовлекаются в образовательную деятельность ДОО,

    - повышается уровень психолого – педагогических знаний родителей,

    - оптимизируются детско – родительские отношения,

    - дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду.

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО

    Сотрудничество с родителями как одно из условий реализации ФГОС ДО...

    Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

    Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

    В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

    статья "Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

    В статье представлены новые формы взаимодействия ДОО и семьи...

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

    Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»...

    Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО

    В статье представлены новые формы взаимодействия ДОО и семьи...

    Доклад на тему "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

    Доклад "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"...