ДОКЛАД на тему: «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
материал (подготовительная группа) на тему

Посаднова Наталья Валентиновна

Доклад на тему: "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_inovatsii_dlya_roditeley.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 «Рябинушка»

 

                                  ДОКЛАД

на тему: «Инновационные формы и методы  

               работы с родителями в ДОУ»

                     

                                                                     

 

                                                                   Воспитатель: Посаднова Н.В.

 

                                                     г. о. г. Кулебаки

                                                             

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогом и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

Сделать каждую встречу с родителями познавательной и интересной, оказать им практическую помощь в решении педагогических проблем, обобщить лучший семейный опыт помогут следующие мероприятия:

- Посещение семей дошкольников, особенно актуально при

  формировании младшей группы. Первый визит в семью, особенно если

  ребенок еще не ходит в детский сад, - ответственный момент, часто он

  определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться

  к его советам, наладится у них контакт и взаимопонимание. Это далеко

  не простой шаг и для воспитателя и для родителей, но сделать его

  необходимо в первую очередь ради ребенка.

-«Дни открытых дверей» - не только средство удовлетворения

  естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это

  прежде всего, способ познакомить родителей с условиями,

  содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной

  работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей

  поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании

  ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с

  приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может

  многому научить родителей.

- Создание библиотеки для родителей – обогащение и пополнение знаний

  родителей в вопросах педагогики и психологии. Знакомство с задачами

  нравственного воспитания, которое оказывает на личность особое

  влияние и становится тем важнейшим фактором, который

  активизирует и физическое, и умственное, и эстетическое развитие.

  Обеспечить родителей литературой для самообразования.

- Родительское собрание в форме дискуссий – круглый стол. Особенность  состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии  каждого. В работе с родителями следует выбирать не назидательную  позицию, а сотрудничество, совместное решение проблем, самоанализ.Организуя дискуссию, ориентируем участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым

  формируем у родителей опыт конструктивного участия в обмене

  мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих

  дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной

  личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в

  окружающем нас мире.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ.

-«Родительская почта» - письменные обращения родителей. Можно

  предложить несколько таких ящиков для оперативного сбора

  информации: «Почта родительского гнева», «Почта родительского

  недоверия», «Почта анонимных обращений родителей», «Адресная

  почта» (вопросы родителей к конкретным специалистам), «Родители

  недоумевают, почему…» и т.д. Важным в персонализации почты

  становятся действенность тематики обращений родителей (название

  почты должны стимулировать), ответная реакция воспитателя и

  администрации (ее адекватность, оперативность, доступность и

  гласность). ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, деятельную

  и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы

  своих детей с помощью детского сада для полноценного пребывания

  ребенка в нем. Собранная информация из «почтовых ящиков» дает  

  возможность дальнейшего планирования родительских собраний на

  актуальные темы.

- Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители сообщают  о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, ориентированной на творческое развитие субъектов образовательного процесса; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха детей, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества и др.

- Создание портфолио, рукописных книг, альбомов. Создание  альбома «Наша дружная семья» - в нем с  помощью фотографий отражаются все режимные моменты нашей группы. Так же совместно с родителями созданы портфолио, они созданы для социального развития личности дошкольника, развития его речи, ознакомление с окружающей действительностью. В продолжение темы идет активный сбор информации на новую тематику: «Семейные традиции» для более глубокого изучения семей воспитанников.

- Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания

  позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбирается

  тематический материал с иллюстрациями и практическими

  рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации

  заменяются новыми.

Праздники - особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, родителей и детей, родителей и воспитателей; родителей – детей – воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Есть еще одна большая ценность в праздниках: они позволяют взрослым «доиграть» свое детство, в игре стать «равны» ребенку.

Не все родители  участвуют в праздниках,  экскурсиях. И это неудивительно, ведь все мы разные, с разными отношениями, пониманием, с разными эмоциями и взглядами. Наша работа с целью наладить взаимодействие с родителями приносит результаты. В частности, влияет на тех, кто раньше оставался безразличным к проблеме «ребенок и детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

В конце года на последнем собрании мы отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности наших усилий.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!

Взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого терпения, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастает его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат – будьте уверены! – обязательно будет.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Статья на тему "Инновационные формы работы ДОУ с родителями в условиях ФГОС ДО"

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного разви...

Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...

Доклад на тему "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"

Доклад "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"...

Доклад на тему " Инновационные формы и методы работы с родителями"

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педаг...