Предметно - развивающая среда.
статья (старшая группа) на тему

Мухина Марина Владимировна

 В нашей группе №6 «Подсолнушки» предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

 

В группе 20 детей, из них  10девочек и  10 мальчиков .. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

Групповое помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий,что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Самую большую площадь занимает активный сектор,который включает в себя : «Центр двигательной активности», «Центр театра и музыки», «Центр игры», «Центр конструирования», «Центр дежурства»,

Спокойный сектор включает: «Центр грамотности и книги», «Центр дидактических игр», «Центр природы».В  рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности (центр «Мы познаём мир», «Центр творчества», «Центр экспериментирования», «Логопедический уголок», «Уголок будущего первоклассника»

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления,, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :

• дидактические игры экологической направленности, • серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», • муляжи овощей и фруктов, • набор «домашние и дикие животные» • семена цветочных растений, • иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения, • иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод, • иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей,фруктов. • иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах,состава сообществ (водоёма,леса, луга, )• схемы. изображающие цепи питания

 

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.

Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: • лупа, • мензурки, • колбы, • мерные стаканчики,• лейки,• песочные часы,

• медицинские весы• пробирки • ёмкости для измерения, пересыпания, хранения • трубочки для продувания • волшебный мешочек • подносы • набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла) • набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)

Центр «Мы познаём мир»

Попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать на что дошкольник имеет право помогает ярко и эстетично оформленный стенд под общим названием «Мы познаём мир»

В центре размещены материалы: • портрет президента нашей страны, • флаг России, • фотографии нашего города, • детская энциклопедия о России, • военные фуражки • иллюстрации «Народы России», • геологическое древо семей • альбом «Наш детский сад»

Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем; от тем, к которым у дошкольника сохраняется интерес. Центр расположен вблизи от света (окна) и вдали от «Центра игры». «Уголок будущего первоклассника»

 

Старшие дошкольники – будущие первоклассники. В уголке будущего первоклассника можно увидеть все необходимые предметы для школы (рабочие тетради по программе, набор для первоклассника, звонок, пенал, счётные палочки, раздаточный материал по математике, ширма «Распорядок дня»,). Дети могут проявить своё творчество на доске мелом или выложить узоры, буквы, цифры на магнитной доске.

«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и расположен рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования» • макет проезжей части • макет светофора, дорожных знаков • иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации • наглядно-дидактические пособия- транспорт- космос• иллюстрации по ОБЖ • стенд «Пожарная безопасность для детей», стенд «Будьте осторожны на дорогах»

Образовательная область – Речевое развитие

«Центр грамотности и книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Восклицательный знак» указывает на, что в уголке появилась новая книга в соответствии с изучаемой темой. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки,буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Осень», «Расскажи о себе», лабиринты.

 

«Логопедический уголок»

В логопедическом уголке имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука –ц-, развивающие раскраски «правильные звуки, домашние тетради для закрепления произношения звуков -л-,-р-, свистящих звуков –с- ,-ш-, игры «короткие истории»,артикуляционная гимнастика,пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»;зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики.

Образовательная область –Физическое развитие

«Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей: • мячи разных размеров по количеству детей • обручи • султанчики • ленточки• платочки • гимнастические палки • кегли• гантели • мешочки для метания • мяч –прыгун• скакалки • шарики пластмассовые • дорожки массажные со следочками • мягкие лёгкие модули

• тоннель• доска гладкая • атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны) • «кирпичики» для перешагивания • метки-размётки• игра «классики»• игра «серсо»• иллюстрации с видами спорта • схемы выполнения упражнений• мини-мат• кольцеброс • ростомер

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие

Центр творчества

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации • бумага разной формы и цвета

• картон, • трафареты, • краски, гуашь• кисти, • клей,• цветные и простые карандаши, фломастеры

• салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду,для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм• ножницы, • раскраски для девочек и мальчиков • пластилин

• палитра• цветные и восковые мелки• дощечки для лепки• ёмкости для промывания ворса кисти от краски• заготовки для рисования ,вырезанные в какой-либо форме• наборы цветной бумаги• мольберт• ширма для выставки рисунков• портфолио ребёнка «Моё творчество»

 

Большинство из перечисленных материалов помещается в индивидуальную папку ребёнка. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

 

Центр театра и музыки - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная и музыкальная деятельность помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, на фланелеграфе, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации, фланелеграф. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этому способствуют: • музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, бубны. трещётки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки,• иллюстрации музыкальных инструментов,• музыкальная лесенка с музыкальным молоточком, • наборное полотно с ручными знаками,• портреты композиторов • музыкально-дидактические игры• DVD-плеер, • в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора• игрушки- самоделки • коллекция дисков со сказками• музыкальная шкатулка • карточки разных эмоций• картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях • дидактические игры:

«Музыкальный кубик», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент», «Качели»

Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.

 

Центр конструирования

Центр конструирования сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

• конструкторы разного размера • мягкие (крупные)поролоновые модули• образцы построек различной сложности• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.• макеты домов• настольный конструктор (мелкий)• напольный пластмассовый конструктор• машинки, светофор• разные виды мозаики• лего

Данный центр расположен вблизи «Центра игры»,что позволяет использовать постройки в играх. Образцы построек сменяются 1-2 раза в месяц.

 

 

Образовательная область –социально-коммуникативное развитие

Центр игры

В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,

набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей.

Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами,модницами. В игровом центре для них : сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья»

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками,- макет. Он содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчёркивает индивидуальность

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей «Уголок именинника»

В приёмной постоянно функционирует стенд для именинников с фотографиями детей и обозначением дня их рождения.

«Коробочка хлопот» заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Бейджики

«Эколог»- отвечает за «Центр природы» полив растений, чистоту.

«Директор гаража»- за порядок на полке, где живут машины.

«Главный строитель» - за порядок в «Центре конструирования»

«Главный художник» -за «Центр творчества»

«Директор театра» за «Центр театра и музыки», костюмы, реквизит, театральных кукол, музыкальные инструменты

 

«Главный по тарелочкам»- назначает дежурных по столовой, следит за правильной сервировкой стола.

«Директор библиотеки»-выдает книги для чтения, отвечает за их сохранность.

«Помощник воспитателя» - помогает готовиться к непосредственно образовательной деятельности, выполняет поручения.

«Гардеробщик»- отвечает за порядок в шкафчиках, показывает пример быстрого и аккуратного одевания.

"Физрук"- отвечает за физкультурный уголок, выдачу инвентаря на зарядку.

Ребёнок, придя в группу выбирает себе «должность» по своему желанию и интересу, что позволяет ему принимать непосредственное участие в ежедневной работе группы, участвовать в игре, чувствовать свою значимость и уникальность

Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...