Главные вкладки

    консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
    консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

    Ларионова Татьяна Александровна

    Основные требования к использованию метода проектов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost_2.docx18.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов дошкольных учреждений

    «Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения»

    «…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

                                                                                                  Ф.А.Дистервег

                             Из истории проектного метода

         Американский ученый Джон Дьюи разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д.Дьюи, должен вызвать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый  дидактический метод – метод проектов.

         Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом в реальную действительность и овладевая новыми знаниями.

         В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н.К. Крупской, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Полностью этот метод был запрещен в России в 30-х годах, так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).

    Основные требования к использованию метода проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
    4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
    • Выдвижение гипотезы их решения;
    • Обсуждение методов исследования;
    • Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
    • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

    Проектный метод в деятельности ДОУ

    Актуальность

         Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.

    Проект – временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определенному формату описание будущей деятельности, направленной на осуществление практики, значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.

         Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику.

    Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.

    Цели проекта:

    Для педагогов: развитие свободной творческой личности каждого ребенка; формирование любознательности, желание найти ответ на интересующие вопросы; способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной проектно-исследовательской деятельности.

    Для детей: поставить вопросы и найти ответы; найти необходимую информацию в литературе.

    Для родителей: способствовать познавательной активности и любознательности детей; помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах информации; принять участие в совместной творческой деятельности.

    Задачи проекта:

    1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    2. Развитие познавательных способностей;
    3. Развитие творческого воображения;
    4. Развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    Старший дошкольный возраст

    - формирование предпосылок поисковой деятельности, исследовательской инициативы;

    - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    - формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, и использованием различных вариантов;

    - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

                Младший дошкольный возраст

    - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

    Признаки проекта:

    1. Направленность на достижение конкретных целей;
    2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
    3. Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
    4. Неповторимость и уникальность

                                   Классификация проектов,

    Используемых в работе с детьми дошкольного возраста

                            а) по составу участников

                            б) по целевой установке

                            в) по срокам реализации

        Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

    Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило – между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

         Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    По продолжительности проекты бывают:

    Краткосрочные (одно или несколько занятий – 1-2 недели)

    Средней продолжительности

    Долгосрочные

    Задачи развития

    1. Обеспечение психического благополучия и здоровья детей
    2. Развитие познавательных способностей
    3. Развитие творческого воображения
    4. Развитие творческого мышления
    5. Развитие коммуникативных навыков

    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    - на основе изученных проблем, с детьми поставить цель проекта;

    - разработка плана достижения цели (обсудить с родителями)

    - привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

    - составление плана-схемы проекта

    - сбор и накопление материала

    - включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

    - домашнее задание для самостоятельного выполнения

    - презентация проекта, открытое мероприятие

                                Основные этапы проекта

    1. Целеполагание (педагог выбирает наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени)
    2. Разработка проекта (план деятельности по достижению цели)
    3. Выполнение проекта (практическая часть)
    4. Итог (определение задач для новых проектов)

    Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы

    Первый этап

    1. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

    Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:

    - вхождение в проблему

    - вживание в игровую ситуацию

    - принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта

    Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

    Второй этап

    На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

    Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

    Третий этап

    Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

    У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

    Четвертый этап

    Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее.

    Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

    Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

    Консультация для воспитателей "Интеграция ОО в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями "

    Консультация для воспитателей "Интеграция ОО в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями" старшая - подготовительная группа...

    Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

    Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...