консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Ларионова Татьяна Александровна

Основные требования к использованию метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_2.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов дошкольных учреждений

«Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения»

«…Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

                                                                                              Ф.А.Дистервег

                         Из истории проектного метода

     Американский ученый Джон Дьюи разработал и апробировал основы проектного обучения в школе. Педагог и дети идут вместе от проекта к проекту, исследуя окружающую жизнь. Под проектом Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические знания, планируемые и выполняемые детьми. Проект, который исполняют дети, отмечает Д.Дьюи, должен вызвать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Им был разработан новый  дидактический метод – метод проектов.

     Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, включаясь, таким образом в реальную действительность и овладевая новыми знаниями.

     В 20-х гг. «метод проектов» нашел свое отражение и в идеях советских педагогов: Н.К. Крупской, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Полностью этот метод был запрещен в России в 30-х годах, так как в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения).

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • Выдвижение гипотезы их решения;
  • Обсуждение методов исследования;
  • Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Проектный метод в деятельности ДОУ

Актуальность

     Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.

Проект – временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. Под проектом в области образования понимается структурированное (выполненное по определенному формату описание будущей деятельности, направленной на осуществление практики, значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного объема различных ресурсов.

     Проект отличается от исследования тем, что исследование проводится для получения нового знания, а проект предназначен для внесения значительных изменений в устоявшуюся практику.

Проект конечен, имеет ограниченный цикл существования.

Цели проекта:

Для педагогов: развитие свободной творческой личности каждого ребенка; формирование любознательности, желание найти ответ на интересующие вопросы; способствовать активному взаимодействию детей и родителей в совместной проектно-исследовательской деятельности.

Для детей: поставить вопросы и найти ответы; найти необходимую информацию в литературе.

Для родителей: способствовать познавательной активности и любознательности детей; помочь найти интересующую информацию в литературе и других средствах информации; принять участие в совместной творческой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Старший дошкольный возраст

- формирование предпосылок поисковой деятельности, исследовательской инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, и использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

            Младший дошкольный возраст

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Признаки проекта:

  1. Направленность на достижение конкретных целей;
  2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
  4. Неповторимость и уникальность

                               Классификация проектов,

Используемых в работе с детьми дошкольного возраста

                        а) по составу участников

                        б) по целевой установке

                        в) по срокам реализации

    Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило – между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

     Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

По продолжительности проекты бывают:

Краткосрочные (одно или несколько занятий – 1-2 недели)

Средней продолжительности

Долгосрочные

Задачи развития

  1. Обеспечение психического благополучия и здоровья детей
  2. Развитие познавательных способностей
  3. Развитие творческого воображения
  4. Развитие творческого мышления
  5. Развитие коммуникативных навыков

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

- на основе изученных проблем, с детьми поставить цель проекта;

- разработка плана достижения цели (обсудить с родителями)

- привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

- составление плана-схемы проекта

- сбор и накопление материала

- включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности;

- домашнее задание для самостоятельного выполнения

- презентация проекта, открытое мероприятие

                            Основные этапы проекта

  1. Целеполагание (педагог выбирает наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени)
  2. Разработка проекта (план деятельности по достижению цели)
  3. Выполнение проекта (практическая часть)
  4. Итог (определение задач для новых проектов)

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы

Первый этап

  1. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:

- вхождение в проблему

- вживание в игровую ситуацию

- принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"

Консультация для педагогов на РМО "Особенности проектной деятельности в группе раннего возраста"...

Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...

Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования....

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...