Программа дополнительной образовательной услуги по тестопластике
учебно-методическое пособие на тему

Артемьева Марина Валерьевна

Соленое  тесто – это хорошо известный и доступный материал для лепки. Оно экологически чистое, пластическое

Актуальность  данной программы заключается в том, что  занятия по лепке  из соленого теста –     успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом  привлекает не столько доступность, экологичность, но и его лёгкая обработка, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Из теста можно слепить настоящие произведения искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи.    

Данная программа способствует развитию творческого мышления и помогает детям раскрыть свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_testoplastika.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике «Волшебные комочки»

для детей 3-4 лет

                                                 

Составитель: М.В. Артемьева, воспитатель                                                                                                                                                          первой квалификационной категории

г. Заводоуковск

Содержание

1. Пояснительная записка

3

2. Цели, задачи

3

3. Учебно - тематический план программы

4

4. Содержание программы

5

5. Годовой календарный учебный график

10

6. Организационно-педагогические условия реализации программы

11

7. Планируемые результаты

12

8. Оценочные и методические материалы: формы контроля, критерии отслеживания усвоение программы, условия реализации программы

13

9. Список литературы

15

Пояснительная записка

         Соленое  тесто – это хорошо известный и доступный материал для лепки. Оно экологически чистое, пластическое

Актуальность  данной программы заключается в том, что  занятия по лепке  из соленого теста –     успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. В работе с тестом  привлекает не столько доступность, экологичность, но и его лёгкая обработка, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Из теста можно слепить настоящие произведения искусства: сувениры, игрушки, удивительные мелочи.    

Данная программа способствует развитию творческого мышления и помогает детям раскрыть свои способности.

Работа с солёным тестом приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Развивается мелкая моторика рук, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие. Занятия лепкой влияют на общее состояние детей, в том числе на развитие  эстетического чувства. К тому же солёное тесто несёт в себе массу положительных эмоций.

Программа разработана в соответствии с современными требованиями, учтены положения нормативно – правовых актов по вопросам обучения, воспитания, развития и адаптации детей, в том числе Конвенции  ООН о правах ребёнка в РФ, закона «Об образовании», закона РФ «Об основных правах ребёнка в Российской Федерации». Программа  построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы: развитие  творческих способностей  детей дошкольного возраста через  тестопластику. Направление программы художественно – эстетическое.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Формирование умений пользоваться основными приёмами лепки из слоёного теста;
  • Обучение навыкам использования средств художественной выразительности (форма, пропорции, пластика);
  • Развитие  интереса и способностей у детей к художественно – творческой деятельности;
  • Развитие коммуникативных способностей, фантазии, творчества, креативного мышления;
  • Развитие внимания, памяти, воли, усидчивости, мелкой моторики пальцев рук;       

Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет.

Основной вид деятельности:  игра. Образовательная  – воспитательная работа проводится в игровой форме и способствует развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка.

       

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Вводное занятие

Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

2

2.

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение плоскостной композиции.

Изготовление изделия (вырезка стеком по шаблону).

Сушка изделия при комнатной температуре.

Раскрашивание готового изделия.

29

3.

Объёмные композиции из слоёного теста

Изготовление изделий в смешанной технике. Варианты использования дополнительных материалов: бросовый, природный материал, бисер, бусины большого размера и т.п.

Изготовление объёмных деталей композиции.

Сушка готового изделия, сборка деталей в композицию, приклеивание деталей.

Раскрашивание.

24

4.

Украшения, сувениры из солёного теста

Способы декоративной отделки. Сочетание различных приёмов декорирования  в работе.

Подготовка шаблона будущей работы. Работа над изделием. Сушка. Раскрашивание. Выбор необходимого материала для декорирования.

10

5.

Мониторинг

Изготовление изделий из соленого теста по образцу или по выбору ребенка. Выявление имеющихся умений и приобретаемых в процессе работы навыков лепки из соленого теста

3

Итого:

68

Содержание программы

Месяц

Наименование

разделов

Содержание разделов

Тема

Октябрь

Вводное занятие

Знакомство с техникой работы с соленым тестом

- «Тили-тили-тесто»

- Путешествие в «Круглую страну» 

Мониторинг  

Изготовление изделий из соленого теста по образцу

- «Цветные карандаши»

Плоскостные композиции из слоёного теста

 

Показ педагогом и объяснение плоскостной композиции.

- Фигурки-подвески «Осенние листья»

- «Солнышко»

- «Цветик-

семицветик»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения композиции

-«Непослушный колобок»

- «Плюшки -завитушки»

-«Бублики-баранки»

Ноябрь

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание.

- «Неваляшка»

- «Пуговицы»

- «Осенние листья» - «Грибочки на пенёчке»  

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание.

- «Божья коровка»

-  «Яблочко для ёжика»

- «Овощи и фрукты»

- «Печенье для гостей»

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание.

- Игрушки на елку

- сувенир «Подковка»

Декабрь

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание.

- «Веточка рябины»

- «Новогодняя ёлочка»

- Медальон «Домик»

- «Смайлики»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Угощения для Снеговичка»

- «Посуда для куклы Маши»

- «Миска с апельсинами»

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- Новогодняя фоторамка

- Новогодние игрушки

Январь

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Морковка для зайчика»

- «Баранки и сушки для медвежонка»  

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание.

- «Снеговик, снеговик, к снегу, холоду привык»

- «Волшебная снежинка»

- «А снег идет…»

Мониторинг  

Изготовление изделий из соленого теста по образцу

- «Бусы»    

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- Лепка объемной фигурки – символ года  

- Подсвечник «Волшебная звёздочка»

Февраль

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Золотая рыбка»

- Панно «Ваза с цветами»

- «Вкусное печенье»

- «Мозаика»

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- Сувенир ко дню Святого Валентина

- Подарок для папы «Кораблик»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Танк»

- «Самолет»

Март

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Яблоко»

- «Вишенки»

- «Тучка и дождик»

- Подвеска «Цифры»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

-  «Гусеничка»

- «Улитка»

- «Кондитерские изделия»

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- Подарок маме «Ваза с цветами»

Апрель

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Ракета»

- «Бабочка»

- «Дельфины»

- Подвеска «Расписные яйца»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Рыбка»

- «Черепаха»

- «Осьминожки»

Май

Плоскостные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Ромашка»

- «Ягоды на тарелочке»

- «Подсолнухи»

Объёмные композиции из слоёного теста

Показ педагогом и объяснение выполнения объемной композиции.

Изготовление поделки.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Кошачья семейка»

- «Мышка с сыром»

- «Привидение»

- «Лепим сказку»

Украшения, сувениры из солёного теста

Показ педагогом и объяснение изготовления плоскостной композиции.

Изготовление поделки. Декорирование готового изделия.

Сушка готового изделия.

Раскрашивание

- «Ладошка»

Мониторинг

Изготовление изделий из соленого теста.

- «Летняя полянка» (коллективная работа)

План построения дополнительной платной услуги

1 часть  Теоретическая

- игровой момент 

- показ изделия;

- показ техники выполнения изделий.

2 часть Практическая

- освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.

- пальчиковые гимнастики;

- физминутки.

3 часть  Заключительная.

- рассматривание готовых изделий;

- раскрашивание готовых изделий.

Структура программы

Программа предусматривает обучение искусству лепки из слоёного теста в течение учебного года по направлениям:

  • Плоскостные композиции из слоёного теста;
  • Объемные композиции из слоёного теста;
  • Украшения, сувениры из слоеного теста;

                 Каждый процесс выполнения работы состоит из теоретической и практической части. В течение выполнения работы педагог включает физкультурные и оздоровительные паузы для детей (пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физминутки и т. п.). Длительность образовательной деятельности определяется с учётом возрастных особенностей детей каждого возраста, но не более 20 минут.

Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

03.10.2016 -31.05.2017

Продолжительность образовательного процесса

34 недели

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2017 - 11.01.2017

Педагогическая диагностика

25.05.2017 - 31.05.2017

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

68

 Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа по тестопластике «Волшебные комочки» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Обще количество 68 часов. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут: выставки творческих работ, коллективные работы.

Планируемые результаты

Сформированность умений пользоваться основными приёмами лепки из слоёного теста;

Сформированность навыков использования средств художественной выразительности (форма, пропорции, пластика);

Сформированность  интереса и способностей у детей к художественно – творческой деятельности;

Сформированность коммуникативных способностей, фантазии, мышления; внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук.       

Оценочные и методические материалы

Формы контроля: наблюдения, использовались показатели и критерии по программе «Истоки» И.А.Лыковой, Т.С.Комаровой.

Критерии отслеживания усвоение программы:

Высокий  (10 – 8 баллов)  Умеет самостоятельно работать над изделием.  Проявляет творческие способности в изготовлении поделки. В полном объёме владеет теоретическими и практическими навыками лепки из слоёного теста. Пользуется дополнительным оборудованием при выполнении работы. Является активным исполнителем. Проявляет аккуратность, внимателен, умеет видеть конечный результат своего труда.

         Средний (7 – 5 баллов) Не в полном объёме владеет теоретическими знаниями и практическими навыками определёнными программой. Не совсем уверенно пользуется дополнительным оборудованием при выполнении работы. Творческие задания выполняет самостоятельно, лишь в случае затруднений, обращаясь за помощью к педагогу. Допускает небольшие ошибки при использовании технологии лепки. Не совсем уверенно пользуется основными приёмами лепки.

         Низкий (4 -2 балла) Практически отсутствуют теоретические знания и практические навыки освоения программного материала. При выполнении работы испытывает неуверенность, не проявляет самостоятельность, творческую активность. Все работы выполняет с помощью педагога. Допускает ошибки в использовании технологии лепки.

Ф.И. ребенка

Теоретические знания и практические умения

Творческие способности

Самостоятельность, аккуратность

Приемы  лепки, использование дополнительного оборудования

Мелкая моторика

Итог

Мониторинг в начале учебного года: выявление знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Определение дошкольной работы на последующий учебный год.  Мониторинг промежуточный: уточнение знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе образовательной деятельности детей. Определение дальнейшей индивидуальной работы и групповой работы с детьми. Мониторинг в конце года: выявление приобретённых знаний, умений и навыков, определение уровня усвоения образовательной программы.

Условия реализации программы:

Дидактический материал:

  • аудиозаписи, видео, презентации.
  • использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
  • использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).

  Техническое оснащение:

  • дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха, ракушки, мелкие камешки, крупы, макаронные изделия, природный и бросовый материал).
  • инструменты для лепки: стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров, гуашь, фольга, пластилин, кисти №3,№5, скалки.

Список литературы:

  1. И.А. Лыкова.  «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени»
  2. И.А. Лыкова. «Художественный труд в детском саду. Эко пластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала»
  3. И.А. Лыкова.  «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»
  4. И.А. Лыкова.  «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»
  5. Г.Н. Чаянова.   «Соленое тесто».  –  Издательство: Дрофа-плюс, 2009. –  144с.
  6. А. Фирсова «Чудеса из соленого теста». – М.: Айрис-пресс, 2010. – 32с.
  7. В.С. Горичева, М.И. Нагибина. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».  –  Издательство – Академия развития, 2000. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)

Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких  снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...