Сборник речевых игр и ролевых стихов
методическая разработка на тему

Широкова Ольга Ивановна

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Цель сборника – подбор и систематизация речевых игр и ролевых стихов, направленных на развитие речи и на овладение двигательными умениями.

 В данном сборнике представлены речевые игры и ролевые стихи. Этот игровой материал могут использовать в своей работе воспитатели. В условиях этих игр смогут ориентировать детей на овладение двигательными умениями, на развитие внимания, памяти, координации движений, реакции, чувства ритма, интонации, тактильности, мелкой моторики, на формирование навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech._igry.docx465.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Черемышский детский сад» 

логопед

Составитель:

воспитатель

Широкова О. И.

Содержание

Пояснительная записка………………………………….3

Речевые игры и упражнения…………………………...6

Двигательно-речевые игры……………………………14

Список литературы…………………………………….20

Пояснительная записка

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Цель сборника – подбор и систематизация речевых игр и ролевых стихов, направленных на развитие речи и на овладение двигательными умениями.

 В данном сборнике представлены речевые игры и ролевые стихи. Этот игровой материал могут использовать в своей работе воспитатели. В условиях этих игр смогут ориентировать детей на овладение двигательными умениями, на развитие внимания, памяти, координации движений, реакции, чувства ритма, интонации, тактильности, мелкой моторики, на формирование навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интересов.

Игры со словом ценны ещё и тем, что воспитатель может использовать их в любых условиях: в помещении (группа, раздевалка, физкультурный зал, на воздухе (участок, парк, спортивная площадка)), при минимальном наличии игрового материала и инструментов, и даже при их полном отсутствии.

Важное место в этом процессе отводится роли взрослого, который должен:

1. Пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на детей.

2. Ритмично двигаться.

3. Обладать актёрскими способностями.

Двигательно – речевые игры можно успешно использовать в индивидуальной работе с детьми с целью закрепления двигательных навыков, на занятиях малой подвижности в качестве физкультурной минутки.

Итак, добро пожаловать в мир весёлых игр!

Похожее изображение

Речевые игры и упражнения.

«Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход

Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

- Шил сапожник? – Шил!Картинки по запросу картинки сапожник для детей

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережёшь ты мышку тут?

- Мяу!

- Мяу! Хочешь молока?

- Мяу!

- А в товарищи щенка?

- Фрр!!!»

«Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход

«Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

- Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:- Ага!»

Текст повторяется, заменяется лишь наречие - как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

 «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход

«Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,C:\Users\М видео\Desktop\maxresdefault.jpg

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

«Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).

Цель: развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход

«Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

И дальше побежал («бульканье»)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

Вот и пришла весна!»

«Какое слово потерялось? »

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Воспитатель читает стихотворение.

«Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих,

Ждет он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко».

Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось».

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) и т. д. По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

«Выдели слово»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

«Хозяйка» - [з]

«Не привык трудиться зайка,

Барсуку трудиться лень,

Только белочка-хозяйка

За работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка, разузнай-ка.

Видно зайка стал зазнайка,

Раз забыл тебя, хозяйка».    

А. Стародубова

«Мыши на крыше» - [ш]

«Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный.

Тише, тише, тише, тише,

Шаг ровней держите, мыши!»  

   И. Токмакова

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

C:\Users\М видео\Desktop\Mashina_avtovoz_6_malenykih_mashinok_dlya_detey_ot_3_do_8_let-31799-00.jpg

Двигательно - речевые игры

«Солнышко»

К солнышку стучим в окно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Стучат

Ведь тебя мы ждем давно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Стучат

Лучики нам протяни,Две руки вперед

Нас покрепче обними. Объятья

«Игра с ложками»

Ложки - плошки - крепыши

Веселятся малыши

Веселятся малыши

И хохочут от души. Поочередно об пол

Та-ра-ра, та-ра-ра, Ложки к уху

Мы идем гулять с утра. Руки через стороны поднять

Погуляем и поспим, К уху

Сказки - сны мы поглядим.

Вот проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

«Колобок»

Мы лепили колобок, «Лепят»

Колобок - румяный бок.

Мы его катали «Катают»

В печке выпекали, Показывают развернутые кверху ладони

Колобок лежал - лежал, Ладошки к уху сложить

Потом взял и убежал. На прыжке присесть

Вот он катиться по лесу, «Гуськом» идут

А в лесу ему навстречу. кто? Воспитатель показывает образы - дети угадывают, либо - вспоминают вместе, затем все изображают.

«Мишка»

Мишка, Мишенька дружок

Выходи-ка к нам в кружок: Пригласительный жест

Мишка по лесу шагал, «Идет мишка»

Мишка лапы оттоптал.

Сел под елку на сугроб - Присесть

Прилетела шишка в лоб. Легкое прикосновение ко лбу

Мишка наш осерчал,

Заревел, зарычал! У-у! Р-р! Убегают от мишки

«Котик»

Котик умывается «Умывается»

На охоту собирается, Маршируют на месте

Вымыл ушки и усы, «Моет»

Вымыл лапочки свои гладят ладошки

А в лапочках - подушках Коготочки

Острые игрушки

Цап-цап, цап-царап, Скребутся об пол, сидя на корточках.

Он пойдет ловить мышат.

«Зайчики»

Вышли детки на лужок Ходьба на месте

Заглянули под кусток, движение козырек

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком. «Манят»

Ушки длинные у зайки, Ушки на макушке

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет, Прыгают на месте

Веселит он всех ребят.

«Кубики»

Кубик к кубику пришел, Пододвигают один кубик к другому

Здравствуй, я тебя нашел.

Тук - тук - тук,тук - тук - тук,

Ты мой самый лучший друг. (ритмический рисунок можно варьировать)

«Топ- топ»

Топ, топ, топ, топ Топают

Топай, топай, сапожок.

Мы полечим елочку, Топающим шагом расширяют круг

Зеленую иголочку.

Топ, топ, топ, топ Топают

Топай, топай, сапожок

Лечим мы стараемся Топающим шагом сужают круг

И она поправится.

«Зайки»

Зайки, зайки скок да скок,

На зеленый на лужок. Прыгают

Травку щиплют, кушают Щиплют

И ребяток слушают. Руку к уху, «слушают»

А ребятки топ да топ Маршируют по залу

На зеленый на лужок

Как зайчата скачут, Прыгают

И совсем не плачут.

«Идем- прыгаем»

Мы идем, мы идем, марш

Громко песенку поем

Прыгнем раз, прыгнем два, Прыжки на месте

Прыгать рады мы всегда.

Вновь идем, мы идем Марш

Громко песенку поем!

«Ладошки»

Здравствуйте, ладошки, гладят

Поиграем немножко: соединяют перед собой

Громко хлопаем, хлопают громко

Тихо хлопаем. хлопают тихо

Под щечку на бочок сложить под щечкой

И молчок. тс-с-с-с

 «Хлоп-топ»

Елочка, елочка (Хоровод)

Зеленая иголочка

В гости мы к тебе пришли

Хоровод свой завели

(В гости снова к нам пришла,

Хоровод свой завела)

Хлоп, хлоп, хлоп, 3 хлопка

Топ, топ, топ 3 притопа

А у елки белый кот, «лапки»

Под елку он залез поспать- ладошки под щечку

Не будем мы ему мешать. присесть, пальчик к губам тс-с-с

Список литературы

1. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

3. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

4. Уликова Н.А. «Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация и дифференциация звуков в слове, предложении, стихотворении. Сборник речевого материала

Сборник речевого материала для отработки основных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, африкатов) может быть использован для работы логопеда на логопункте, в детском саду комбинированного вида, ...

Сборник игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика

Сборник игр  (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности) и Пальчиковая гимнастика...

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают поя...

Сборник речевых игр для детей младшего возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и до...

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Сборникречевых игр на основе детского фольклорадля детеймладшего дошкольного возраста...

Познавательный мини сборник «С заботой о здоровье - стихи, сказки, пословицы и поговорки»

Полезная информация, рекомендации для детей, родителей , педагогов о заботе и сохранении здоровья.Стихи про здоровье  — это не только рифма, это мудрость и уроки, которые следует выучить на...