родительский клуб "Речь на кончиках пальцев"
методическая разработка на тему

Цель данного заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения  развитиямелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста, информирование об организации пространства для проведения игр и упражнений по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_rech_na_konchikah_paltsev.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи «Речь на кончиках пальцев» 

Новикова Ольга Александровна  педагог-психолог

Денисова Наталья Ивановна  учитель-логопед

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «школа № 2000», здание №6 г. Москва

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника

Цель проведения заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста.

Что такое моторика? Рассмотрим некоторые понятия.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей,  давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений тела, зрительной сосредоточенности и способности к регуляции деятельности, а также определённой зрелости головного мозга.

Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.  Дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки - белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так,  например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

     Простые правила игры с пальчиками

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики(особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

     Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти маленькие  листики)
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Таким образом, пока движения рук не станут свободными,  добиться чистой речи у детей не удастся, так как мелкая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи. Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

С целью диагностики для обследования мелкой моторики, можно использовать  следующие упражнения:

1. «Пальчики здороваются»: попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца руки. Выполнение правой и левой рукой поочерёдно.

2. «Играем на пианино»: держа кисти горизонтально над столом, поочерёдно 1-2, 1-3,1-4,1-5 пальцами. Выполнение правой , затем левой рукой.

3. Руки положить ладонями на стол, левую сжать в кулак. Синхронно без напряжения менять положение рук.

4. Менять положение рук, лежащих на столе. 1 - рука сжата в кулак, 2 - поставлена на ребро,3 - лежит на столе. Выполнение правой, затем левой рукой.

Высокий уровень - обеими руками, по очереди, упражнение выполняется точно без остановки или допускается небольшая остановка.

Средний уровень - одной рукой хорошо выполняется, другой хуже, отсутствует точность движений, короткие остановки.

Низкий уровень - ребёнок плохо выполняет обеими руками, длительные паузы и остановки.

        Надеюсь, что результаты этих диагностик помогут вам, дорогие родители, выбрать необходимый информационный материал, предложенный вам в качестве раздатки. Успехов вам в игровом взаимодействии с вашими малышами!

Информационный материал:

№1   Игры на кухне

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

На кухне есть замечательный, доступный и всем хорошо известный продукт для развития тонкой моторики крохи. Конечно, это крупы. И если вас не пугает перспектива собирать пшено или горох по всей кухне, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу. Для начала, насыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать на этом «холсте» пальчиком. Пусть малыш изобразит палочки, точечки и прочие «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным пальцем, но и другими пальчиками по очереди (первое время помогайте малышу), и даже всей ладошкой. Пусть кроха перебирает крупинки ручками, зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в высокую кастрюльку, можно прятать мелкие игрушки так же, как и в тесте. А еще попробуйте такую хитрость. Крупу в кастрюльке залейте водой. Малышу доставит огромное удовольствие возможность засовывать ручки в эту смесь. Главное в подобных играх, не упустить тот момент, когда от созидательной деятельности кроха переходит к разрушительной, «рассыпательной» и «разбросательной». Обычно это наступает через несколько минут от начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненную пользу крошечным пальчикам карапуза.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в "Золушку". Для этого смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите крохе рассортировать их по разным тарелкам. Захватывать фасолинки  можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д. Сортировать можно и макароны нескольких видов. А из толстеньких "рожек" можно еще и смастерить бусы, нанизав их на шнурок и раскрасив. Крохам тяжело продевать непослушный шнурок в маленькую дырочку. Для них лучше подойдет тонкий упругий провод. Точно так же полезно нанизывать порезанные на кусочки старые фломастеры или картонные фигурки с проделанными дыроколом отверстиями. А самым маленьким предложите нанизать на веревочку... сушки. Получатся замечательные "папуасские" бусы, да еще и съедобные.

Прозрачная коробочка с зубочистками притягивает малышей, как магнитом. Вот и пусть под вашим надзором ребенок высыпает из нее на стол деревянные палочки, а потом собирает обратно, проталкивая в дырочку (в целях безопасности у зубочисток можно отрезать острые края). Тут же, на любой кухне есть и еще одно полезное приспособление - холодильник. На него можно бесконечно приклеивать, а затем отклеивать всевозможные магнитные фигурки и многоразовые наклейки. Если вам нужно почистить отваренные яйца или картошку в мундире, смело доверьте эту работу крохе.

№2  Игры на кухне

На кухне всегда найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдают за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Для 1-1,5 годовалых малышей можно использовать специальную массу для моделирования. Она предназначена именно для юных естествоиспытателей, имеет мягкую, пластичную консистенцию и безопасна, если кроха решится попробовать ее «на зуб» Если такую найти не удалось, используйте для игр соленое тесто. Делается оно в считанные минуты, может долго храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете и абсолютно безвредно. Рецепт теста прост: перемешайте в миске 1 стакан соли «Экстра» и 1 стакан муки, добавьте столовую ложку растительного масла и пол стакана воды. Хорошенько вымесите тесто и подержите пару часов холодильнике. После этого оно готово к работе.

Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего, разминать его в ручках. Отщипните кусочек пластичной массы размером с грецкий орех и покажите крохе, как его можно перекладывать из ручки в ручку, давить и разминать. Можно дать малышу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручонки, потычет его пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности. Кроха познакомится со свойствами нового для него материала, и, конечно, порадуется веселой игре.

А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Немало сноровки, сообразительности и упрямого сопения понадобится для того, что бы отыскать в тесте потерявшийся «клад». Если подобная игра малышу понравилась, спрячьте предметы помельче. Например, большие пуговицы. Только следите, что бы ваш юный археолог не попытался съесть добытые в результате раскопок ценности.

Научите малыша делать «блинчики» и «оладушки»: покажите, как сплющить ладошкой или кулачком кусочек теста. Пусть он похлопает ручкой то слабее, то сильнее или попытается слепить «пирожок», а вы с воодушевлением нахваливайте способности маленького пекаря. Предложите крохе угостить кукол «ягодками» или «конфетками». Для этого покажите, как двумя пальчиками отщипывать от теста маленькие кусочки и складывать их в тарелочку. Когда малыш освоится с тестом, попробуйте вместе катать колобки и колбаски. Колбаски можно разламывать на кусочки, расплющивать пальчиком, сворачивать рулетиком. И пусть они будут корявые и не ровные. Помните, что делаете вы все это не ради конечного результата. Важен сам процесс.

Кроме того на кухне есть замечательный, доступный и всем хорошо известный продукт для развития тонкой моторики крохи. Конечно, это крупы. И если вас не пугает перспектива собирать пшено или горох по всей кухне, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ему по вкусу. Для начала, насыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать на этом «холсте» пальчиком. Пусть малыш изобразит палочки, точечки и прочие «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным пальцем, но и другими пальчиками по очереди (первое время помогайте малышу), и даже всей ладошкой. Пусть кроха перебирает крупинки ручками, зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в высокую кастрюльку, можно прятать мелкие игрушки так же, как и в тесте. А еще попробуйте такую хитрость. Крупу в кастрюльке залейте водой. Малышу доставит огромное удовольствие возможность засовывать ручки в эту смесь. Главное в подобных играх не упустить тот момент, когда от созидательной деятельности кроха переходит к разрушительной, «рассыпательной» и «разбросательной». Обычно это наступает через несколько минут от начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненную пользу крошечным пальчикам карапуза.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в "Золушку". Для этого смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите крохе рассортировать их по разным тарелкам. Захватывать фасолинки тоже можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д. Сортировать можно и макароны нескольких видов. А из толстеньких "рожек" можно еще и смастерить бусы, нанизав их на шнурок и раскрасив. Крохам тяжело продевать непослушный шнурок в маленькую дырочку. Для них лучше подойдет тонкий упругий провод. Точно так же полезно нанизывать порезанные на кусочки старые фломастеры или картонные фигурки с проделанными дыроколом отверстиями. А самым маленьким предложите нанизать на веревочку... сушки. Получатся замечательные "папуасские" бусы, да еще и съедобные.

№3  Игры  с песком  для детей  раннего и младшего возраста.

Обучающие игры в песочнице, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики. Эти упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, запускают у детей процесс индивидуализации.

Упр.1.  Поверхность песка ровная и влажная. Ребенок вместе с психологом по очереди  делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороны ладони. Необходимо, слегка вдавив руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем песчинки). Если ребенок еще не говорит, педагог сам называет качества песка, расширяя, тем самым, словарный запас малыша.

Упр.2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев.

Ребенку предлагается найти сходство отпечатка со знакомым предметом – цветком, ежиком, солнышком и т.д.

Упр.3. Скольжение ладони по песку.

Ребро ладони – течет ручеек, едет поезд.

Ладонь расположена горизонтально – самолет взлетает и приземляется, оставляя широкий, ровный след.

 Упр.4. Пальчики гуляют.

Поочередно «ступаем» каждым пальчиком, называя его: «Указательный, средний…»

«Ступаем» пальцами обеих рук одновременно. Если ступаем двумя пальцами – человечек идет, если сразу пятью– паучок ползет, если задействованы пальцы обеих рук – муравейник или сороконожка бежит.

Упр.5. Пианист играет.

Делаются мягкие движения вверх-вниз обеими руками, имитирующие игру на пианино.

Упр.6. Чьи это следы?

Рассматриваем с ребенком узоры следов пальцев на песке. Это упражнение способствует развитию воображения.

№4  Поиграйте летом на даче.

Лето-это время, когда вы, родители, можете поиграть вместе со своим ребёнком и помочь ему познать что-то новое, закрепить знакомое и просто пообщаться с ним, поговорить. Предлагаем несколько игр с прищепками для развития пальцев, кистей рук, которые помогут активизировать мыслительные процессы, быть внимательнее и разговорчивее вашему малышу.

Игра «Солнышко светит»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстегивать и застегивать прищепки.

Материалы. Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15 см; прищепки.

Ход игры

Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему лучики».

Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами.

Затем предложите детям «снять лучики». («Теперь солнышко светит неярко».

Игра «Прищепки прячутся»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

Материалы. Коробка; яркие разноцветные прищепки.

Ход игры

Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах комнаты — на занавесках, на мебели, а также на одежде детей.

Покажите малышам прищепку и предложите поиграть: «Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку».

Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо — холодно».

Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как их пристегивать.

Игра «Кто больше?»

Цели. Развивать звуковое восприятие, отрабатывать умения быстро называть слова с заданным звуком; автоматизация правильного произношения данного звука в словах.

Материалы. Картонный круг с прорисованным лицом - солнышко; яркие разноцветные прищепки.

Ход игры

ВАРИАНТ 1.

Перед ребёнком выложите  круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»

ВАРИАНТ 2.

В случае закрепления произношения звука и автоматизации  закрепления мягкий согласный - используются прищепки зелёного цвета.

 В случае закрепления произношения звука и автоматизации  закрепления твёрдый согласный - используются прищепки синего цвета.

ВАРИАНТ 3.

Перед ребёнком выложите  круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - в начале слова и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»

ВАРИАНТ 4.

Перед ребёнком выложите  круг и прищепки и предложите поиграть: «Представь себе, что прищепки это лучики солнца. Давай называть слова со звуком – любой для закрепления произношения - в конце слова и прикреплять как лучики солнца. У кого из нас солнышко будет с большим количеством лучей тот и победит»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Мир на кончиках пальцев" конспект родительского собрания.

Сформировать у родителей элементарные представления о развитие мелкой моторики в психофизическом развитии. Познакомить с нетрадиционными играми для развития мелкой моторике...

Презентация к родительскому собранию "Ум ребенка - на кончиках пальцев"

Презентация к родительскому собранию "Ум ребенка - на кончиках пальцев"...

Родительское собрание во второй младшей группе «Речь на кончиках пальцев»

1 Слайд:В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. У нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рук...

родительский клуб "Речь на кончиках пальцев"

Цель проведения данного заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения  развития мелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста, инфо...

Родительская встреча с элементами треннинга «Гениальность на кончиках пальцев»

Родительская встреча с элементами треннинга была проведена в рамках реализации плана работы родительского клуба "Хотим всё знать "в младшей группе....