ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.
статья на тему

Зотикова Ирина Михайловна

Организация творческих игр дошкольников в педагогическим процессе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская).

Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие)  и игры, придуманные взрослыми ( игры с правилами).

Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?",которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду

 Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо развести несколько тесно связанных проблем: какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по сравнению с другими видами детской деятельности, что подлежит оценке — собственно деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.

Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей.

Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.

Оценка работы воспитателя осуществляется преимущественно по «правильности» проведения занятий (по изобразительной деятельности, конструированию и т. п.). При этом предполагается, что занимаясь, например, свободным рисованием, конструированием, ребенок использует знания и умения, полученные на специальных занятиях. Однако он все же волен рисовать и конструировать так, как умеет (насколько он приобщился к культуре рисования и конструирования), и то, что хочет (т. е. содержание, «тема» рисунка, постройки выбирается им самим).

Сформулируем первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Дело в том, что воспитатель в детском саду большую часть времени (на занятиях, в режимные моменты) общается с детьми, занимая позицию «учителя», т. е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, и такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый. Если воспитатель, играя, втягивает в игру детей, нет необходимости в дополнительном формировании «побуждения» к игре через ознакомление с окружающим, приготовление специальных игрушек, с помощью которых можно реализовать в игре то, с чем детей ознакомили, советы и вопросы к детям (такая многоступенчатая система «побуждения» детей к игре предлагается во многих методических рекомендациях).

Однако воспитатель в детском саду в силу ограниченности своих временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта овладеть теми или иными игровыми умениями. Иначе говоря, воспитатель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи детям игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной детской группе.

Но для формирования игровых умений можно использовать другой путь, более экономный и прямо противоположный «естественному» механизму передачи, — не ждать, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала как бы «открывают» и используют новый способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием. Так, ребенок 1,5—3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3—3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.

Если строить совместную игру с детьми разного дошкольного возраста подобным образом, то можно очень быстро, экономно в плане затрат усилий и времени педагога сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Ты кто, Бармалей?» «Куда наш пароход плывет?» и т. п.). Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

В практической педагогике бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. В раннем возрасте обычно педагог культивирует у детей индивидуальную игру, а в дошкольном возрасте насаждает коллективные игры для всей группы. Однако современные исследования в области психологии и педагогики показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Вместе с тем пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры — задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, как мы уже указывали, творческая сюжетная игра самостоятельно может развертываться детьми лишь в небольших группах.

Итак, для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

 И все же эти принципы «повиснут в воздухе», если мы не определим реальной опоры, реального средства, на которое может опираться в своих действиях воспитатель при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжет игры, причем не только со стороны тематики но главным образом — со стороны его строения. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Здесь уместно вспомнить о «конспектах», которые используют воспитатели для проведения сюжетной игры. Заранее написанный «конспект» как подробное предписание для действий детей совершенно недопустим и может только вредить делу. Ведь если требовать от детей реализации «конспекта», это будет уже не игра. «Конспект» воспитатель может писать для себя в качестве возможного проекта собственных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект — не закон для всех, а лишь замысел одного из участников. В настоящей живой игре дети сразу начнут обнаруживать свои замыслы, желания, не совпадающие с проектом воспитателя. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа (и, соответственно, игровую роль), достроить, развернуть предложенное ребенком событие зависит привлекательность совместной деятельности со взрослым для детей и успешность формирующих воздействий. Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.

Игра с правилами в дошкольном возрасте

Все процессы деятельности, в которых, собственно, осуществляется развитие и образование детей дошкольного возраста, могут быть условно разделены на две составляющие. Первая — это деятельность под непосредственным руководством взрослого, где он вступает с ребенком (или группой детей) во взаимодействия разного типа (учит на занятиях, организует практическую деятельность или играет вместе с детьми), вторая — свободная деятельность детей, где они относительно самостоятельны, независимы от взрослого. Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры — сюжетной или игры с правилами.

Вопросы, связанные с педагогическим руководством сюжетной игрой, получили достаточную разработку и представлены различными концепциями (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и другие). Игра с правилами у детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Как самостоятельная детская деятельность она, в основном, рассматривается в школьной педагогике (О.С. Газман, В.М. Григорьев и другие).

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей, становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

 

игра с правилами рассмотрена как специфическая деятельность с особыми характеристиками (принципиально отличающими ее от сюжетной игры), такими, как наличие конечного результата-выигрыша, определяющего состязательность отношений и первенство кого-либо из участников, обязательные для всех правила, определяющие условия достижения выигрыша, цикличность процесса игры, обеспечивающая вероятность успеха каждого из участников.

Как показывают многочисленные исследования, самостоятельная деятельность детей 2,5 – 3,5 лет преимущественно строится как подражательно-параллельные действия, как игра рядом. В то же время в исследованиях К.Гарви отмечается, что у детей уже к трем годам развертывается определенный тип игрового взаимодействия, где дети влияют на действия друг друга, осуществляют элементарный контроль за действиями сверстника. Такой тип поведения К.Гарви обозначает как ритуальная игра-взаимодействие. Игра-ритуал заключается в ритмическом, слаженном и контролируемом повторении партнерами своих действий и может основываться на самом разном содержании – движениях, действиях с предметами, речевых обменах. Чем более разнообразными будут формы самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста, тем благоприятнее окажется ситуация их развития. Организация жизни детей в детском саду должна предусматривать условия и для самостоятельной ритуализированной игры-взаимодействия. Игра-ритуал как одна из начальных форм совместной деятельности детей является фундаментом для последующего овладения более сложными ее формами – такими, как сюжетная игра и игра с правилами. Имеются данные (Н.Я.Михайленко), подтверждающие, что складывающееся у детей третьего года жизни ритуализированное взаимодействие облегчает переход к развертыванию взаимосвязанных условных действий, т.е. к основам совместной сюжетной игры. И ритуализованные игры, и индивидуальные предметные действия по правилу, организуемые воспитателем, способствуют развитию произвольности у детей и закладывают предпосылки более сложных игр. Однако, необходимо определить условия, которые способствовали бы самостоятельному ритуализованному взаимодействию детей и его усложнению на основе элементарного правила, заданного извне, взрослым. Дети конца третьего – начала четвертого года жизни успешно овладевают совместными действиями по элементарным правилам и при определенных условиях организации предметной среды применяют полученное от взрослых правило в самостоятельной деятельности. Успешные совместные действия детей по правилу при развертывании самостоятельной деятельности во многом определяются сохранением, неизменностью предметной ситуации, ее идентичностью той, в которой дети наблюдали пример игры старших. Общая основа для подражания в виде эмоциональной игры старших служит стимулом для развертывания детьми «такой же » самостоятельной игры, скрепляет их совместные действия. Применение правила детьми в этой ситуации осуществляется в рамках добровольного «погружения» в игру, которая своей слаженностью доставляет детям обоюдное удовольствие, так же, как и стихийно, постепенно складывающий совместный ритуал. В этой ситуации ребенок, по-видимому, не ощущает правила как обязательного для исполнения. Накопление опыта таких слаженных игр на общей для всех участников основе может приводить к дальнейшему постепенному обобщению правила, осознанию его как условного и обязательного. Это одна из линий педагогического управления развитием игры с правилами, аналогичная естественным процессам постепенного ее освоения детьми через наблюдение за играми старших детей. Другая линия развития игры с правилами связана с тем, что взрослый учит ребенка игровым действиям, включая его в совместную деятельность и предъявляя требования подчиняться правилу, непосредственно контролируя действия ребенка. К концу четвертого года жизни дети уже накапливают такого рода опыт совместной игры со взрослым, где им внушается отношение к правилу как обязательному для всех участников игры. В самостоятельной деятельности детей второй половины четвертого года жизни при несовпадении их представлений о правилах игры возникает рассогласование, конфликт, который, отчасти дестабилизируя совместные действия, выполняет и позитивную функцию: усиливает внимание детей к правилам, которые вербализуются и становятся предметом элементарного обсуждения. Устанавливаемые детьми общие правила неустойчивы, но в рамках небольшого отрезка времени они используются как регуляторы совместных действий. Психологическими условиями, обеспечивающими возникновение рассогласований и вычленение детьми правила, являются следующие: предварительное закрепление у ребенка определенной схемы деятельности как правильной и обязательной (в силу авторитета предложившего ее взрослого); частичное несовпадение этих схем у играющих вместе партнеров-сверстников; явное, очевидное несоответствие действий партнера ожиданиям ребенка. При таких условиях имеющаяся частично общая основа соединяет детей в игре, а стремление каждого полностью реализовать именно свою схему действий как правильную, приводит к критической оценке действий партнера, вызывает необходимость вербализовать правило, предъявить его сверстнику, чтобы изменить его действия. Подобного типа опосредованное моделирование конфликтов в самостоятельной деятельности детей четвертого года жизни может использоваться с целью развития взаимной регуляции действий на основе правил и активизации речевого взаимодействия.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПО ФЛЕРИНОЙ)

Игра и игрушка—обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. «Малыши, ведь, подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая не помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большое, чем что-либо другое»,— отмечала Н. К. Крупская.

В игре происходит развитие всех сторон личности — умственных способностей, моральных качеств, творчества. В игре все эти качества формируются в единстве и взаимодействии. С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры.

Развитие игрового творчества заключается прежде всего в формировании игрового замысла — умении сознательно выбирать игру, обдумывать ее, находить лучшие способы осуществления задуманного, применять знания, полученные детьми на занятии. В игре перед детьми можно ставить более сложные задачи, вводить более сложные правила поведения, чем на занятиях. Увлечение игрой, ее яркая эмоциональная насыщенность мобилизуют силы ребенка, заставляют его упорно стремиться к достижению цели.

Средства изображения в игре разнообразны: действия детей, создание образа движениями, поступками, мимикой, словами, употребление различных предметов, сооружение построек. Среди этих средств игрушка занимает большое место, она необходима для того, чтобы сделать действия детей реальными: «шоферу» нужен «автомобиль», «летчику»—«самолет». Все это связано с интересной психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети; но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны. Отсюда основное назначение игрушки — дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Опыт показывает, что, применяя в игре свои знания, дети часто стремятся получить дополнительные сведения, необходимые для развития игры, у них возникает много вопросов, ответы на которые они не могут получить только из наблюдений. Именно в практической деятельности обостряется интерес к знаниям.

Классификация  игрушек , разработанная  Е .  А .  Флериной , и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору  игрушек  для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт), технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов—дощечек, планок и т. д.), дидактические, веселые, музыкальные, театральные.

 Е .  А .  Флерина  считала, что эти  игрушки  помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами.

Основные типы игрушек

Ассортимент игрушек велик и разнообразен. Различные игрушки по характеру своему вызывают совершенно различные игры. В основном все игрушки можно разбить на следующие группы:

I. Игрушки моторно-спортивные и тренировочные, которые способствуют развитию детского организма — мускулов, зрения, ловкости движений, развитию глазомера, слуха, крупной моторики (мяч, обруч, прыгалки, кегли, бабки, чижик, крокет, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, блошки, мозаика и т. п.), развитию внимания, сосредоточенности, выдержки, организованности. Многие считают, что моторная игра и игрушка есть принадлежность младшего возраста. Моторной игрой с увлечением занимаются и взрослые. Такая игрушка, как мяч, является мировой игрушкой, обслуживающей все возрасты, меняется только характер игры, ее сложность. В игрушках данного типа совершенно обязателен учет сил ребенка, его возрастных особенностей. Моторная игрушка должна давать нормированную нагрузку на организм ребенка, только тогда она даст ему правильное развитие. Несомненно, что значение игр и игрушек данного типа чрезвычайно велико.

II.  Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр. Основной задачей таких игрушек является не физическое развитие ребенка, а содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его. Эти игрушки, методически правильно использованные педагогом, направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни,определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, нельзя не заметить, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.

III. Творчески трудовая игрушка — полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих.

Третий тип игровых материалов дает возможность широко упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство, ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение в деле трудового, политехнического воспитания.

Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки,

IV. Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

Требования к технической игрушке:

1) Игрушка прежде всего должна быть технически грамотной. Это значит —-соответствовать изображаемому предмету, быть вполне целесообразной, давать нужный эффект движения.

2) Материал, из которого сделана техническая игрушка, может и не соответствовать реальному предмету (например, деревянный паровоз, автомобиль). Но в то же время особого произвола в подборе материала не должно быть. Тема, материал и способ оформления требуют целесообразного взаимодействия, экономного, выразительного и действенного технического образа. Отрицательными образцами, например, нужно считать аэросани или легковой автомобиль сделанные из толстых тяжелых досок, отчего они теряют легкость и подвижность. Отрицательной является всякого рода фальсификация (подделка) материала, например окраска дерева под металл, под глину и пр.

3) Механизм движения в технической игрушке должен быть хорошо действующим, прочным, доступным пониманию детей того возраста, на который игрушка рассчитана. Необходимо, чтобы механизм был открыт и его можно было рассмотреть, не ломая игрушки. Этих необходимых качеств обыкновенно нет в игрушке рынка: механизм ее бывает скрыт от глаз ребенка, плохо действует и моментально ломается. Хорошо в игрушке употреблять прочный резиновый мотор как простейший двигатель, часовой механизм как более сложный. Для ребят школьного возраста возможны двигатели внутреннего сгорания (бензиновый моторчик,
паровой двигатель). Для. дошкольников такие двигатели можно употреблять лишь под руководством педагога.

4) Если техническая игрушка подражает тому или иному производственному процессу, то приемы и трудовые навыки она должна давать правильные. Она должна вызывать у ребенка сознание необходимости соблюдать определенные условия. Например, в таких игрушках, как печатный станок, фотопечатание, ткацкий станок и пр., ход производственного процесса в основном должен быть правильным, причем вполне допустимо упрощение процесса, для того чтобы сделать игрушку более доступной ребенку.

5) Техническая игрушка должна развивать конструктивное творчество, техническое изобретательство (например, все игрушки третьего типа, см. ниже1: конструкторы, строительные материалы, полуфабрикаты, разборные модели).

6) Техническая игрушка в целом должна расширять технический кругозор ребят, направлять их интерес к строительству и технике.

Типы технической игрушки:

Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п. Сюжетные игрушки не должны обременяться большим количеством технических деталей, сложным механизмом; в особенности это важно для дошкольника. Техническая деталь берет много внимания и тормозит общее сюжетное содержание игры.

Второй тип технической игрушки — игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы. Если предыдущий тип игрушки для развертывания игры требует набора, то данный тип игрушки содержит сам по себе достаточно материала для игры. К этому типу нужно отнести игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы, набор для фотопечатания, игрушечный проекционный фонарь, летательные модели, игрушечное детское кино, формовки для глины, ткацкий станок, печатный станок и т. п.

Управляя механизмом таких игрушек, ребенок стремится получить все новые и новые комбинации, экспериментируя, исследуя или создавая продукцию (фотопеча-тание). В этих игрушках не столько важен внешний вид, сколько сам механизм, аппарат, который должен дать наилучший результат работы или наибольшее число комбинаций. Ряд игрушек указанного типа требует материала для переработки; пряжа для тканья, бумага и краски для печатания и т. п.

Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство. Строительные материалы и конструкторы

изготовляются для детей различных возрастов: начиная от ясельного, кончая подростками. Тип материала, его сложность, количество частей, техника скрепления в конструкторе меняются с учетом возраста детей.

V. Настольные игры. Являются педагогически важным игровым материалом. Они организуют детский коллектив в играх с правилами (лото, парные картинки, квартеты, гуськи). Эти игры могут ставить разнообразные дидактические задачи (развитие сообразительности, находчивости, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета). Настольные игры типа лото и парных картинок учат маленького ребенка распознавать предмет через картинку. Игры-путешествия, игры типа «гуськи» могут давать значительный познавательный материал и строиться па соревновании. Игры типа шашек и шахмат развивают логическое мышление ребенка. Обратить внимание следует на игровые процессы в настольных, играх. Они не всегда приемлемы. Отрицательными следует считать те, которые построены на голом спорте, азарте, на полной случайности удач и неудач. Не отрицая моменты случайности, неожиданности, которые повышают интерес к игре, вносят эмоциональность, необходимо в игровые правила вводить иную основу, требующую расчета, сообразительности, возможности преодолевать препятствия, моменты здорового соревнования, коллективизма.

VI. Веселая игрушка. Все игрушки должны вызывать в ребенке бодрое, радостное настроение. Однако следует особо выделить игрушки, вызывающие веселый здоровый смех, дающие ребенку радость, воспитывающие чувство юмора,— игрушки-забавы. Для детей до 7 лет ИГ- Конек-горбунок. Игрушка-забава для малышей незамысловата: новый образ для старших неожиданное звучание, движение (прыгающий зайчик, кувыркающийся паяц на лесенке, крякающая утка, поющий соловей, птица с вертящимся хвостом и т. д.; (см цветную таблицу 8).

Для старших ребят веселая игрушка может быть и более сложной: смешной образ, шарада, карикатура и пр.

VII.  Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
Эти игрушки и подобные им доставляют детям большую радость и служат средством развития музыкального слуха. Производство таких игрушек необходимо увеличить. Причем они должны выпускаться с непременным требованием—добиться приятных звучаний, простых художественных мелодий. Из музыкальных игрушек не следует выбрасывать дудки, рожки, свистульки, трубы, губные гармошки. Необходимо лишь подумать о гигиене при их употреблении в коллективе
(дезинфекция, запасные мундштуки, чехлы, индивидуальное пользование и пр.).

VIII.     Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр. Все эти типы театральной игрушки заслуживают самого серьезного внимания. Они крайне занимательны для ребят, подводят к театральному зрелищу и к собственной театральной игре, могут чрезвычайно обогатить детское художественное восприятие и дать интересный материал по содержанию (см. цветную таблицу 9).

Созданию театральной игрушки и ее массовому производству необходимо уделить большое внимание.

Требования к оформлению игрушки

Игрушку нельзя смешивать с моделью. Игрушка сюжетная есть художественное произведение, которое дает выразительный, яркий образ, предназначенный не для любования (статики), а для действия. Все свойства выразительности обнаруживаются лишь в игре.

Игрушка должна стимулировать к действию в игре, обладать игровой динамикой. Игрушка действует прежде всего эмоционально. Познавательный материал, заключенный в ней, раскрывается попутно, через игру и на ее основе.

Модель — наглядное пособие — показывает предмет со всеми его деталями, дает его законченным, готовым. Модель не стимулирует, а вызывает познавательный процесс, анализ, усвоение.

Техническая игрушка для подростка, усложняясь в деталях, постепенно может перейти в модель и игровой процесс — в техническое любительство. Здесь ее важно дать не в готовом виде, а как сжатый материал для моделирования (конструкторы, полуфабрикаты).

Таким путем техническая игрушка переходит в техническое любительство, моделирование, конструктивное изобретательство.

Чем моложе ребенок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.

Игровая динамика в игрушке достигается: 1) реальной подвижностью частей (например, в изображении человека—подвижность ног, рук, туловища, головы); 2) добавочными игровыми атрибутами, например снимающиеся у красноармейцев ружья, лыжи, трубы, барабан, флаги и пр., что чрезвычайно обогащает содержание игры, делая ее более динамичной; 3) выдержанностью масштабов в игрушках, позволяющей комбинировать, объединять различные игрушки в общую тему игры; 4) заводным, хорошо действующим механизмом, благодаря которому игрушка становится самодвижущейся; 5) механизмом звучания; 6)     яркой, радостной окраской на основе реального образа; 7) соединением различных материалов в игрушке,— например, у собачки из папье-маше — мягкие ушки и хвостик (па проволоке), который можно загнуть колечком и опустить вниз, что изменяет настроение всей игрушки, наталкивает на различное действие.

В игрушке скульптурного типа (животные, люди) крайне важно отмежевать се от чистой скульптуры статуэточного типа. Статуэтка дает застывшую позу (часто динамическую, но неизменную), например, кошка, бросающаяся на мышь и никогда не могущая выполнить своего намерения; или свинья с морковкой во рту — держит и не может ее съесть. Все это в корне противоречит игре. Игрушка требует последовательного развертывания действия во времени и завершения его. Статуэтка тормозит действие. Свинья без морковки может больше дать игре, чем она же с морковкой (ребенок должен сам ее кормить, подносить ко рту и убирать, воображать, что она «поела», «сыта» и т. п.). Нейтральная поза животного (без напряженного движения) дает больше игровых возможностей, чем поза, полная динамики, но неизменная.

Об оформлении строительных материалов, конструкторов, полуфабрикатов нужно сказать, что данный тип игрушки нуждается в очень тщательной технической обработке, чтобы все формы сходились, дырочки у конструктора и палочки, и винтики точно соответствовали друг другу. Поверхность деревянных частей должна быть хорошо отделана, гладкой, удобной для конструирования и т. п.

Нужно ли окрашивать эти материалы? Лучше всего их оставлять совсем неокрашенными, по хорошо обработанными. Плохо, когда строительные материалы или конструкторы пестро окрашиваются в различные цвета. Цвет не должен мешать созданию той или иной формы, пестрота, безусловно, мешает, разбивает форму. Лишь некоторые формы или детали определенного назначения (например, колеса) могут быть окрашены, выделены.

В строительном материале все основные формы также должны оставаться неокрашенными; детали (мелкие формы), идущие на украшение построек, могут быть окрашены, но не ярко. Могут быть выделены также части дидактического значения (башня, лестница по типу игрушек Монтессори). Игрушка в целом должна иметь радостный, привлекательный вид и тщательную техническую обработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра в педагогическом процессе детского сада"

Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В этой статье мне хотелось раскрыть перед читателями свой опыт педагогической деятельности в данном направлении, помочь родителям о...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности....

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровоя деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавател...

Творческая игра в педагогическом процессе детского сада

"Игра-путь детей к познанию мира,в котором они живут и который призваны изменить" А.М.Горький...

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кром...

МЕСТО ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Игра для ребенка - подлинная жизнь. И если воспитатель организует ее разумно, он получает возможность влиять на детей....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА.

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, ...