Консультации для воспитателей
консультация по теме

Бургсдорф Екатерина Владимировна
  • Консультация для воспитателей     "Использование сторителлинга в работе с дошкольниками"  

 Сторителлинг — это одновременно наука и искусство. Сочетая в себе психологические, воспитательные, обучающие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до ребенка, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов.

 

  • Консультация для воспитателей "Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
  • ​Консультация  для воспитателей «Как знакомить дошкольников с родным краем»

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 226 ОАО «РЖД»

Консультация  

для воспитателей

на тему:

«Как знакомить дошкольников

 с родным краем»

        

Воспитатель: Екатерина Владимировна Бургсдорф

   Цель: расширить представления педагогов об одной из форм нравственно-патриотического воспитания: знакомство с природой и историей родного края; заинтересовать педагогов  в изучении  родного края;  убедить педагогов в том, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен продумать, что необходимо показать и рассказать детям, выделить наиболее специфичное и характерное для данной местности, раскрыть связь родного края со своей страной.

Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из задач воспитания в семье.

Любовь к родному краю, к своей Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Любая область, город, село имеют свои неповторимые черты. Они заключены в особенностях природного окружения. Каждый край имеет свои достопримечательности.

Целенаправленная работа по изучению «Мира родного края» позволяет педагогу познакомить детей со средой их обитания, почувствовать значимость труда людей разных поколений и профессий, создавших их родной город, сделавших его уютным и красивым. Необходимо показать ребенку, как неразрывно связаны между собой человек и среда обитания, в которой он живет, как важно людям взаимодействовать с окружающим микромиром, беречь природу города.

Все то позволяет сформировать у дошкольников представления о специфике своего города, края, а на основе этих представлений зарождается любовь к родным местам.

Но родной край - часть нашей великой страны, и в нем наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны:

- люди готовы помочь друг другу,

- любой труд почетен и уважаем,

- типичны боевые традиции: чтить память героев, провожать новобранцев на службу в армию,

- проявляется забота о детях,

- в родном крае могут жить люди разных национальностей,

- везде берегут и охраняют природу.

Так постепенно, опираясь на близкое, доступное, педагог введет ребенка в большой мир, помогая ему понять, что он живет в прекрасной стране, где его родной город, село являются одним из многих.

Для более полного представления о родном крае  необходимо дать детям и те сведения, которые они могут наблюдать в непосредственном окружении.

При изучении родного поселка или города необходимо показать его уникальные особенности (природные, этнические, культурные), научить видеть в привычном окружении чудесное, загадочное, необычное, чтобы пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие. Знакомя детей с достопримечательностями своего города, мы не только расширяем кругозор детей, но и формируем нравственные качества: гордость за свой край, уважение к предшествующим поколениям. Ведь главные достопримечательности являются самыми памятными местами: они хранят память о важнейших событиях в истории и культуре нашего города. Мастерство педагога состоит в том, чтобы умело наполнить содержанием каждый блок, обращая внимание детей на специфические особенности родного края: уникальность сохранившихся памятников, глубину и значимость традиций, необходимость бережного отношения к заповедным уголкам своей маленькой родины.

При организации работы по воспитанию интереса и любви к родному краю важнейшее значение имеет правильный выбор методов и приемов работы с дошкольниками. Для достижения результативности необходимо соблюдать следующие требования. Прежде всего, не следует перегружать детей излишней информацией. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ребенку и личностно значим для него. Например, целесообразно включить в программу родного края: дом, улицу, где живут дети; предприятия, где работают их родители, любимый уголок твоего города..

Неоднократно возвращаясь к изученной теме, воспитатель должен находить новые увлекательные идеи для ее закрепления, рассматривая ее с разных точек зрения. Так при знакомстве с домом, как важнейшей частью жизни человека, дети рассматривают его как жилище, которое человек совершенствовал на протяжение многих веков, затем изучают разнообразие жилищ по их назначению, изучают архитектурные особенности здания, а также те крупинки памяти, которые возможно хранят дома о людях, их создавших или живших в них. В этом же разделе следует изучить здания, которые являются местными достопримечательностями, хранят память об исторических событиях.

Воспитателю важно использовать в работе с детьми разные виды деятельности: беседы, экскурсии, выполнение творческих заданий с родителями. Сведения о поселке и городе в целях закрепления материала можно использовать в других видах образовательной деятельности.

В целях развития интереса к родному краю в старшей группе можно организовать работу по изучению его истории. Жизнь края в древности, несомненно, вызывает интерес у детей. Однако, в силу возрастных познавательных возможностей, дети не могут глубоко оценить значимость исторических процессов происходивших на территории края, в контексте истории и культуры России.

Отстраненные от ребенка во времени процессы не становятся для него личностно значимыми. Поэтому очень важно педагогу подобрать нужное содержание данного раздела, чтобы захотелось раскрыть, изучить уникальные особенности своего города.

У каждого есть имя, возраст, внешность, память. С этой целью следует побудить детей к поисковой деятельности совместно с родителями по изучению истории происхождения имени поселка и города, его возраста. Каждый поселок и город имеет свой опознавательный знак – флаг, герб, символизирующий его особенности. Дети узнают: что означают фигуры, знаки, цвета, изображенные на нем и почему именно они выбраны его символами. Изучая с детьми историю поселка и города, необходимо обратить внимание на его расположение, остановиться более подробно на голубых реках и озерах нашего края. Знакомя детей с родным краем, мы должны подвести детей к пониманию того, что главное богатство края – люди: труженики, мастера, которые создают материальные и духовные ценности.

Одним из самых ярких эмоциональных направлений в работе по воспитанию интереса к родному краю является работа по приобщению дошкольников к народной культуре, народному творчеству своего края. Музыка и театр, танцы, поэзия, рисунки, народные праздники способствуют эмоциональному восприятию устного народного творчества.

Интересным приемом, увлекающим детей, является исследовательская деятельность: установление происхождения своей фамилии, восстановление своей родословной, задания на тему «рассказ старой фотографии» помогает установлению связи поколений. А все это вместе оказывает огромное влияние на формирующуюся у детей систему ценностей. Ведь именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные направления личностных особенностей граждан нашей страны. Только системный подход способен обеспечить эффективность работы в данном направлении, воспитание социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

В своей группе мы начали знакомство с родным краем с ознакомления уникального озера Байкал, его флорой и фауной. Разработали несколько блоков.(см. презентацию)

  1. Модель развертывания системных представлений об озере Байкал
  2. Проектирование содержания образовательной работы с детьми в рамках темы  «Животные Прибайкалья»
  3.  Детская деятельность и формы работы

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...