Дополнительная общеразвивающая программа «Юный метеоролог»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Оглоблина Светлана Валерьевна

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный метеоролог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 57

Утверждено

на педагогическом совете

протокол № _________

от «__» сентября  2017г.

____________ Е.Г. Перепелица

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный метеоролог»

(дети дошкольного возраста с 6 до 7 лет)

                                          Срок реализации программы: 1 год

                 ©Автор:

                                       воспитатель Оглоблина

                                 Светлана Валерьевна

Рыбинск  2017г

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

Пояснительная записка.

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны.

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе.

Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Новизна программы заключается в знакомстве детей с народными названиями месяцев, народными приметами.

Актуальность

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания.

Мы ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ определяют найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы и стало открытие нашего кружка, где мы будем затрагивать множество тем по метеорологии, в том числе наблюдения за погодой.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает  возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Проблема

Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать?

Цель  

Создать условия  для формирования  у  детей  экологического мировоззрения  через  организацию  метеорологических наблюдений.

Помочь овладеть умением определять погоду.

Информировать детей, как можно прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с природой родного  края.

Задачи

1.Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

3.формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

4.Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

5. Воспитывать любовь к родной природе.

Гипотеза

Знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку;

занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:  6-7 лет.

Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет,  дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы  взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития,  тем  содержательнее становится собственная активность ребенка.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Формы  и  режим  непосредственно образовательной деятельности

Программа реализуется на занятиях кружка «Юный метеоролог». Занятия кружка проводятся 1 раз  в  неделю.  День  занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей. Продолжительность занятий не более  30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности  позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг.

Методы и приёмы работы

В  работе кружка  применяются  исследовательские методы обучения:

 Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

 Продуктивные  методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы). И исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)

Основное содержание «исследований» (наблюдение, игра, моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а также по явлениям неорганической природы) предполагает: расширение представлений старших дошкольников о явлениях окружающего мира природы и уточнение всего спектра свойств и признаков воздуха. Новый метод, как прогнозирование погоды, позволяет приобщить детей к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь с поколением, развивает не только интеллектуально, но и творчески. Дети рифмуют приметы, например: красный закат ветру рад; отражают впечатление от увиденной работы ветра в изобразительной деятельности. Ребята с интересом наблюдают за «живыми» барометрами (домашние животные, насекомые, птицы). Делятся знаниями с окружающими. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие знают, что если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с той стороны, куда направлены клювы; если садятся, как попало, то ветра не будет. Прогнозирование погоды позволяет испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской деятельности в любое время суток и года, способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). С большим интересом подключились и родители воспитанников. Своими усилиями родители изготовили различные флюгеры, для метеостанции на «Творческой площадке» ДОУ, чтобы в процессе совместной деятельности взрослого с детьми либо самостоятельной деятельности, были способны прийти к следующим результатам: учиться видеть и выделять проблему, определять ветреную или безветренную погоду, принимать и ставить цель, каким образом мы ее будем определять. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, понимать язык природы, выражать свое отношение к тому, что увидели и услышали, делать умозаключения, выводы. Анализировать объект наблюдения (животный мир, предметы) и его взаимосвязь с явлением природы (ветер), выделять существенные признаки ветреной погоды, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения.  

Ожидаемые результаты

 Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире.

Быстрое включение в активный познавательный процесс;

▪ постановка цели и нахождение путей ее достижения;

▪ самостоятельность при поиске  открытий;

▪ проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

▪ настойчивость в отстаивании своего мнения;

▪ расширение кругозора детей.

Формы подведения итогов

Дневник наблюдений.  Выставка детских работ: «Рябиновые бусы». Макет солнца;

Схема: «Положение солнца в разные времена года».Книжка – календарь; кроссворд «Осень».Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора».Выставка поделок для игр с ветром.Фото – выставка.  Выставка рисунков на тему примет.

Выставка детских работ «Осень в рисунках детей». Выставка детских работ на темы примет. Муз.сопровождение: М. Крутицкий «Зима».Выставка детских работ

Муз.сопровождение: П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»).Выставка: народные приметы в рисунках детей.Развлечение «Веселые снежинки».

Итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».Выставка детских работ на тему зима.Выставка «Такие разные облака».Разработка памятки «Правила ЗОЖ».«Праздник ветерка».Развлечение «Дождик». Итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».Выставка детских работ: «Весна, весна на улице».

Учебно-тематический план кружка

Формы работы,

методические приемы

            Задачи

Развивающая среда, продукты детской деятельности

Колли-чество часов

Сентябрь

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода?»

Дид. игра: «Что нам нужно одеть».

«Как заполнять календарь погоды»

Дидактическая игра «Какая погода сейчас».

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных.

Дать представление о понятии «климат».

Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата.

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Дневник наблюдений.

Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду».Условные обозначения погодных явлений, дней недели.

Муз.сопровождение:

И. Брамс «Колыбельная».

30 мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра, количество осадков.

Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде»

Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

Игровое поле, символизирующее четыре времени года;

предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).

30 мин

3неделя  

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра, осадки.

Организованная образовательная деятельность на тему

«Сентябрь – златоцвет»;

стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени»

чтение рассказа

И. Соколова – Микитова «Лес осенью».

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.).

Выставка детских работ: «Рябиновые бусы»

Муз.сопровождение:

П. Чайковский «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).

30 мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись»

Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Итоговое мероприятие месяца. Макет солнца;

Схема: «Положение солнца в разные времена года».

30мин

Октябрь

1неделя

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»;

опыт с термометром; Правила пользования термометром.

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Количество осадков.

Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»;

опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу»

Дать детям представление о температуре воздуха.

Познакомить с термометром, его устройством и применением.

Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений.

Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений.

Дать знания о дожде как о природном явлении.

Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона

Персонаж Знайка;

термометр для воспитателя, модели термометров для детей;

оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.

Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка

Муз.сопровождение:

С. Майкапара «Дождик»

30мин

30мин

3неделя

Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

Простейшие метеорологические приборы.

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.Осадки.

Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень».

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).

Книжка – календарь; кроссворд «Осень».

30мин

5неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Совместнаядеят. с детьми: Рисование на тему «Унылая пора»

Стихи Т. Шорыгиной «Приметы осени»

Предложить детям отразить в рисунке осенние явления.

Итоговое мероприятие месяца.

Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора».

30мин

Ноябрь

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Количество осадков в виде снега.

Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»;стихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь».

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, егохарактером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений.

Глобус – модель земного шара.  Дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман,сосульки, лед, морозные узоры).

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.Измеряем снежный толщину снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи:

А Костецкий «Февраль»,

А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников

И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере»

Муз.сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Организованная образовательная деятельность на тему «Ноябрь – ворота зимы, полузимник».

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Синица к избе – зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима»).

Выставка рисунков на тему примет.

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение толщины снежного покрова.

Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»;

работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»;

дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть?»;

стихи: К. Бальмонт

«К зиме».

Совершенствовать представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, уметь рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др.

Итоговое мероприятие месяца.

Выступление детей с отчетами;

выставка детских работ «Осень в рисунках детей»

Муз.сопровождение:

А. Вивальди «Осень».

30мин

Декабрь

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.Измерение толщины снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «В мастерской снега»; загадки о снеге; Логическая задача «Где же снежинка?»

Стихи: В. Русалиев «Первый снег»; Я. Ким «Первый снег»; З. Александрова «Снежок», «Первый снег».

Актуализировать детей на том, как образуется снег. Обратить внимание на зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы.

Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок

Муз.сопровождение:

Э. Григ «Вальс – экспромт».

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики».

Информировать  детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели.

Мультимедийная презентация о птицах;

.(коллайдер), рисование на темы примет.

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень».

Организованная образовательная

деятельность на тему «Снег и лед».

Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»).

Познакомить детей с такими явлениями как снег,

лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Выставка детских работ на темы примет

Муз.сопровождение:

М. Крутицкий «Зима».

Мультимедийная презентация на тему

«Снег и лед».(Ресурсы интернет)

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться».

Способствовать умению отображать в рисунке зимние явления.

Выставка детских работ

Муз.сопровождение:

П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»).

30мин

5неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба».

Формировать представление детей о зимнимх явлениях природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; предложить  сравнить эти явления, найти сходства и различия.

Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы»

Муз сопровождение:

Э. Григ «Зимние холода».

30мин

Январь

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.).

Народный календарь, модель года, дневник наблюдений.

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Совместная деятельность с детьми дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы – называй).

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность.

Модель года (куклы:Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном».

Подвести детей к умению отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Времена года»

30мин

Февраль

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос…»; домашнее задание: наблюдение за поведениемдомашних животных, получить информацию по приметам от родителей.

Расширять представление детей о симптомах животных– синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

Выставка: народные приметы в рисунках детей.

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Совместная деятельность с детьми: Народные приметы, рифмование народных примет.

Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания.

Учиться проверять достоверность народных примет.

Книжка – самоделка «Веселыерифмушки».

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Осадки.

Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль-бокогрей».

Формировать представление  детей о народном названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»).

Выставка детских работ на тему народных примет.

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»;

дид. игра «Что нам нужно одеть?»; дид. упр-е «Хорошо – плохо».

Расширить представления детей о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Разработка памятки «Правила ЗОЖ».

Итоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная».

30мин

Март

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака»

д/и «На что похоже облако».

Организовать наблюдение детей за  облаками: перистые, кучевые, слоистые. Выявить зависимость количества облаков от таяния снега.

Выставка «Такие разные облака».

30 мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Март - протальник».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне».

Книжка – самоделка «Веселыерифмушки».

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса»

Активизировать  знакомство дошкольников с родным городом, его климатическими и природными условиями.

Способствовать  умению работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность.

Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь погоды.

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе».

Помочь детям освоить умение отображать в рисунке погодные явления, приметы.

Выставка детских работ

Музыкальное сопровождение:

А. Вивальди «Весна».

30мин

5неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова.

Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»;

стихи: В. Лукша «Удивительные часы»;

Дид. игра «Найди нужный цветок».

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.

30мин

Апрель

1неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение осадков.

Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка».

Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок.

Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение осадков.

Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель-снегогон».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет».

Выставка рисунков на темы примет.

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой».

Пробудить познавательный интерес; помочь видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами.

Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках.

(ресурсы интернет)

30мин

4неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра. Осадки.

Совместная деятельность с детьми: Рисование «Чайка прилетела – лед идет».

Предложить детям отобразить в рисунке погодные явления, приметы.

Книжка – самоделка

Муз.сопровождение:

М. Красев «Птичка».

30мин

Май

1неделя

Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод».

Рифмование примет,

Муз.сопровождение:

П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

30мин

2неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик».

Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность,

любознательность.

Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики.

30мин

3неделя

Наблюдение за погодой на метеоплощадке.

Определить температуру воздуха, направление ветра.

Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна».

Предоставить детям возможностьвысказать свои знания о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам.

Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки»; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной.

30мин

Содержание программы

Работа кружка – это ежедневные наблюдения за погодой. Свои наблюдения дети заносят в календарь наблюдений с помощью условных обозначений. В конце месяца, сезона кружковцы анализируют свои наблюдения, делают выводы: какая погода была, как она менялась, подсчитывают: сколько дней было пасмурных, ясных, дождливых и т.д.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили флюгер, почвенные термометры, наружный термометр, снеговую рейку, осадкомер. Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.

В начале каждого месяца дети знакомятся с народным календарем: народным названием месяца, народными приметами, проверяют достоверность примет. Для более легкого запоминания народные приметы пробуют рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи. Рифмовки бывают самые разные: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает», «Звезды ночью сверкают – о морозе предупреждают», и др. Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.

Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее.

Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Мы знакомим родителей с программой и планом нашего кружка «Юный метеоролог». Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепитьснеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Родители получают задания на дом:

 Вашему ребенку  седьмой  год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес.

 Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

 Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы.

Поговорите с детьми:

Когда на улице дождь, какое у тебя настроение?

Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал –грустную или веселую?

Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Методическое обеспечение

 Метеоплощадка на территории детского сада.  Приборы: анемометр, барометр, компас, термометры для измерения температуры воды, почвы, воздуха, флюгер, ветряной рукав, осадков, линейка-снегомер.

Материально-техническое оснащение: компьютер, жидкокристаллический телевизор. Картотека бесед, дидактических игр, дневник наблюдений, словесные игры, картотека народных примет, макет солнца, термометр комнатный и водный, кроссворды, стихи. Глобус, мультимедийные презентации, игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.

Список использованной литературы

1. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам – Гидрометеоиздат Ленинград, 1958 г.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 г.

3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг – М.: Просвещение, 1993 г.

4. Волина В.В. В гостях у природы – СПб.: «Виктория – Специальная Литература», 1997 г.

5. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде

6. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада / Ребенок в детском саду. 2002 г. № 3.

7. Николаева Т. О чем говорят растения / Ребенок в детском саду. 2002 г. № 3.

8. Аполлонова Н. Приметы и прогнозы / Обруч 2006 г. № 1.

9. Барабанщикова Е. Авилова Е. Красильникова С. Как рождается дождь / Обруч 2007 г. № 3.

10. Масленникова О. Летняя академия / Обруч 2010 г. № 4.

11. Бобылева Л. Чудо рядом с тобой / Дошкольное воспитание 2002 г. № 7.

12. Йозова О.В. Дети экспериментируют / Дошкольное воспитание 2009 г. № 9

13. Йозова О.В. Детям о природе / Воспитатель ДОУ 2010 г. № 5.

14. Осипова Е.В. Все о цветах – ВОООП, 2004 г.

15. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество / Дошкольное воспитание 1998 г. № 7.

Мониторинг эффективности деятельности

С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы по работе кружка педагог должен учитывать достигнутый уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.

Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми. Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.

Результат нашей программы – это достижение положительных результатов. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с природой родного  края. Формирование у  детей  экологического мировоззрения,  через  организацию  метеорологических наблюдений. А главное то, что приобщение  детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, ведь самым ценным является -  развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» реализуется в МБДОУ детский сад №45 «Волчок» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического...

Дополнительная общеразвивающая программа Юный техник

Дополнительная общеразвивающая программа Юный техник...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный поэт"

Данная программа направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста   стихотворчества как средства  развития  речи, чувство рифмы, воображения,  нестандартного мышле...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...