Копилка игр
материал по теме

Миягашева Наталья Анатольевна

Игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения на снятие агрессии.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай.

Цель – развитие коммуникативных навыков детей.

Описание игры. Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей.

Раздувайся пузырь.

Цель – развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры. Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» - «пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Также игра способствует эмоциональной разгрузке.

Час тишины и час «можно».

Цель – развитие произвольности поведения.

Описание игры. Взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами рисованием, лепкой, и т.д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется – бегать, прыгать, кричать, петь и т.д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т.д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течении дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе.

Живая картина.

Цель – развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Описание игры. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры – создание «живой картины, акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

Небоскреб.

Цель – развитие умения договариваться, работать в команде.

Необходимые приспособления: складной метр, по 2-3 деревянных  кубика (можно – разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры. Дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, Чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению – это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу – от развала.

Улитка.

Цель – развитие выдержки самоконтроля.

Описание игры. Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети.

Войди в круг – выйди из круга.

Цель – развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Описание игры. Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг – уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится, совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Поварята.

Цель – развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры. Все дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Разговор с руками.

Цель – отреагирование эмоций, развитие позитивного  самовосприятия.

Описание игры. В эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т.д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», - и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину, одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок 1-2 дня или даже несколько часов. Если ребенок



Предварительный просмотр:

 Адаптационные игры для детей младшего

 дошкольного возраста

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, - это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

Занятие № 1
Тема: “Вот Я какой!”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

Корзинка с сюрпризами.

Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-
Деток собирает!

Предлагает  детям присесть на стульчики.

Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш.

Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.

Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Ответы детей.

Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.

Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть.

Игра “Это Я”.

Это глазки. Вот. Вот.-------Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.--------
Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. ----------
Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот------
Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.--------
Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. ---------
Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. ---------
Правой рукой вытирают лоб.

Далее педагог спрашивает детей:

- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.

Упражнение “Наши ножки”

Большие ноги шли по дороге:------------- Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке: -----------
Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают- ----------------------
Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!

Игра “Пляшут наши детки! ”

Где же, где же наши ручки?----------- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?
Нету наших ручек!
----------- Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! ------------- Выставляют руки вперёд.
Вот наши ручки! ----------- Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! -------- Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?-------------Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши ножки?
Нету наших ножек! -------------- Обхватывают ноги руками
Вот, вот наши ножки! 
Вот наши ножки! ----------- Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки! -------------- Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?-----------Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши детки?
Нету наших деток! -------------- Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!------------- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки! -------- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!

Педагог: 

А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.
Погладим себя по головке.
Похвалим: хорошо играли, славно танцевали....
Погладим ножки, ручки...

Педагог:

Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь.
Лучше подружитесь...

Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”

Дружат в нашей группе ----------- Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики----------- подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. ----------- Пальчики сцепляются в замок.

Упражнение “Покачай малыша!”

Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.

Педагог: Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.

Солнышко, появись!
Светлое, лучистое,
Покажись.

Педагог достаёт из корзинки солнышко.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

Педагог: “ Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку»

Занятие №2
Тема: “Вот как я умею”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  •  помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней;
  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал:

Корзинка с сюрпризами.
Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик.

Ход занятия

Организация начала занятия.

Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики.

Колокольчик звенит,
Собираться велит!

Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко.

-Солнышко красное!
Появись.
Светлое, лучистое,
Малым детушкам улыбнись!

Педагог из корзинки достаёт Солнышко.

Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже - подарите свои улыбки. 

Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие.

Дети: Здравствуй, Солнышко!

Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растёт: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.

Игра “Большие – маленькие”

Педагог: А какими большими вы будете.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку.

Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог: 1,2,3 - своё место найди!

А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.

Упражнение “Как живёшь?”

Сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Как живёшь?----------Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?----------
Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?---------
Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?--------------
Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?----------------
Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?------------
Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?----------------
Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?-------------
Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Упражнение "Что умеют ваши ручки?"

Педагог: А где же ваши ручки?

Дети: Вот наши ручки!

Протягивают вперёд и крутят ладошки.

Педагог: А что умеют ваши ручки?

Дети. Одеваться, играть, умываться...

Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!

Дети: Да!

Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.

Педагог: А играть ваши ручки умеют?

Дети: Да!

Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.

Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик”

Ладошки ставят друг напротив друга

Здравствуй, пальчик! ---------- прикасаются мизинцами
Здравствуй, пальчик! ----------
прикасаются безымянными пальцами
Здравствуй, пальчик! ---------
прикасаются средними пальцами
Здравствуй, пальчик! ---------
прикасаются указательными пальцами
Здравствуй, пальчик! ---------
прикасаются большими пальцами
Здравствуйте, пальчики! ----
соединяются пальцы обеих рук в замок.

Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.

Упражнение "Что умеют ваши ножки?"

Педагог: А где же ваши ножки?

Дети показывают ноги.

Педагог: А что умеют делать ваши ножки?

Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать....

Педагог: Давайте покажем солнышку.

Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ,---------------- шагают друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ,
Побежали ножки по ровненькой дорожке, -----------------
побежали друг за другом
Убегают, убегают, ---------------
направляются к своим стульчикам
Только пяточки сверкают! ---------------
присаживаются на свои места.
А прыгать ваши ножки умеют?

Дети: Да!

Упражнение “Прыгай веселей”

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ----------------
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра “Прятки”

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-3раза.

Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.

Упражнение “Подари любовь и тепло”

По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.

Педагог: “ Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку”.



Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

Упражнение № 1 (выполняется сидя)

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек.

Затем открыть глаза на 3-5 сек.

Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 2 (выполняется сидя)

Быстро моргать в течение 1-2 мин.

Упражнение № 3 (выполняется стоя)

1-смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек.

2-поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз

3-перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.

4-опустить руку

Повторить 10-12 раз.

Упражнение № 4 (выполняется сидя)

  1. закрыть веки;
  2. массировать их с помощью круговых движений пальца (верхнее веко – от носа, к наружному краю глаза, нижнее веко – от наружного края к носу, затем наоборот).

Повторять в течение 1 мин.

Упражнение № 5 (выполняется стоя)

Голова неподвижна.

1 – поднять глаза кверху;

2 – опустить их книзу;

3 – повернуть глаза в левую сторону;

4 – повернуть глаза в правую сторону.

Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 6 (выполняется сидя)

Голова неподвижна.

1 – поднять глаза кверху;

2 - сделать ими круговые движения по часовой стрелке;

3 – сделать круговые движения против часовой стрелки.

Повторить 3-6 раз.

Упражнение № 7 (выполняется сидя)

При закрытых веках. Голова неподвижна.

1 – поднять глаза кверху;

2 – опустить их книзу;

3 – повернуть глаза вправо;

4 - повернуть глаза влево.

Повторить 6-8 раз.



Предварительный просмотр:

Разложим по цвету    

Высыпьте в мисочку крышки разных цветов, поставьте пустые  мисочки.

Скажите малышу: «Давай в одну мисочку сложим все красные бусинки, а в другую зеленые и т.д.». Чтобы сделать игру более интересной, вы можете разделить детей на команды и соревноваться на скорость.

  Золушка

В  чашке перемешаны рис и фасоль. Задача детей рассортировать крупинки по баночкам. Игру можно усложнить, смешав в одной чашке 3 – 4 вида крупы.

Сними прищепки

Прикрепите на одежду малыша несколько бельевых прищепок — сзади, спереди, по бокам. Попросите ребенка снять их, сначала все красные, затем все сини и т.д. или попросить сделать это кого-то из детей.

Почти пэчворк

Вам понадобится коробочка с лоскутками тканей (шелк, хлопок, шерсть, мохер) разной формы. У каждого лоскутка должна быть пара. Покажите лоскутки ткани, затем перемешайте их и попросите ребенка найти пару каждому лоскутку. Чтобы облегчить задачу, предложите малышу пощупать каждый лоскуток. Когда ребенок поймет смысл упражнения, можете добавить другие ткани. Позже он научится играть даже с завязанными глазами. Если игра малышу понравится, предложите ему подбирать сочетающиеся лоскутки, составляя разные по фактуре и цвету комбинации.

Волшебный мешочек

Вам понадобится мешочек с 8 —10 знакомыми ребенку предметами (это могут быть расческа, свисток, шнурок и т. п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их. Пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует узнать его на ощупь. После того как ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша. Можно использовать предметы, названия которых начинаются на одну букву (например, если ребенок выучил букву «л», положите в мешочек ложку, лист, ластик и т. п.).

«Шершавые» буквы  

Перед игрой с «шершавыми» буквами помойте руки теплой водой и вытрите их насухо. Можно потереть кончики пальцев друг о друга или воспользоваться маленькой жесткой щеточкой, чтобы они стали чувствительнее.

Вырежьте буквы из шершавой (например, бархатной или наждачной) бумаги и наклейте их на картонные таблички. Фон для согласных звуков должен быть голубым, для гласных — розовым. Дайте ребенку возможность рассмотреть карточки. Затем обведите букву двумя пальцами (средним и указательным), как будто вы ее пишете, и предложите ребенку повторить это движение. Если он уже знает буквы, то сможет их назвать. Если не знает, назовите букву сами. Если вы хотите усложнить условия игры, попросите ребенка закрыть глаза (или завяжите их платком). Пусть малыш попытается на ощупь узнать букву. А еще можно «написать» буквы в воздухе! Игра помогает выучить алфавит и подготовить руку к письму.

Слова в трех коробках

В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой — искусственные растения, в желтой — любые предметы, которые связаны с бытом человека.

 Ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все коробочки, открывает их, вынимает предметы и в беспорядке расставляет. Потом берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую, все, что относится к человеку, — в желтую.

«Шершавые» слова

Вырежьте буквы из шершавой бумаги и наклейте их на картонные таблички. Завяжите ребенку глаза платком и предложите на ощупь составить слово из «шершавых» букв.

«Чтение» пальцами требует внимания и сосредоточенности. Дети мысленно соединяют буквы в слова, и таким образом происходит плавный переход к умению осознанно читать.

Сочинение слов

Для игры нужны карточки с изображением букв. На каждой — по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая — красным: Б—П, В—Ф, Г—К, Д—Т, Ж—3, 3— С, К-Т, С-Т, С-Ц, Т-Ц, Ф-Т, Х-Г, Ц-Ч, А-Я, Ы-И, У—Ю, О—Ё, Э—Е, И—Й. Можно использовать голубой фон для согласных и розовый для гласных. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Например: БАНКА-ПАЛКА, ВОДА-ФИЛИН, АПЕЛЬСИН-ЯГОДА - Эта игра довольно сложная. Малышу приходится вспоминать подходящие по условию слова. Иногда дети придумывают самые фантастические слова и даже пытаются объяснить их смысл.

«Следопыт»

В эту игру можно играть, как только ребенок начнет читать. С таинственным видом дайте малышу записку с надписью: «Подойди к кровати» или «Загляни в шкаф». Он должен прочесть записку и подойти к месту, которое вы указали, чтобы обнаружить там сюрприз! Когда ребенок начнет читать по-настоящему, оставляйте ему записки-сюрпризы, которые он прочтет в ваше отсутствие. Можно написать несколько записок: выполнив одно задание, ребенок находит другое и так до конечной цели.

Игра «Разрешенный-запрещенный цвет».

 Ведущий  поднимает над головой крупные, заранее приготовленные карточки  «ДА» синяя, зеленая, красная, оранжевая карточки, а «НЕТ» — желтая, фиолетовая, голубая и белая.

Звучит музыка. Дети танцуют. Как только музыка смолкнет, ведущий произносит: «Разрешенный цвет». Ребенок должен быстро найти в одежде другого один из разрешенных цветов и прикоснуться к этой детали костюма. Указавший неверный цвет выбывает из игры.

 «НЕТ» — дети должны спрятаться в домиках «обручах» данного цвета.

«Рассыпанные палочки»

Рассыпьте на столе счетные палочки в беспорядке и по очереди берите по одной, но так, чтобы не задеть другие. Если палочки «шевельнулись», то игрок пропускает ход.

Можно просто разложить палочки в кучки по цвету.

Игра с мячом «Запоминалка»

Дети стоят по кругу. В центре ведущий (педагог). Он зачитывает пары слов, которые надо запомнить. Затем бросает ребенку мяч и называет первое слово. Тот должен назвать второе и бросить мяч ведущему.

Смысловая память:        Механическая память:

дом крыша        часы окно

школа ученик        чашка туча

лето солнце        сосна кресло

плита кастрюля        спина лампа

художник кисть        корова банка

поезд рельсы        ящик палец

кино экран        число машина

обложка книга        корзина свеча

перчатка рука        ветер радость
     птица небо

Игра «Телеграмма»

Взрослый сообщает, что сегодня он вместе с детьми будет запоминать слова, которые произносят инопланетяне. Тот, кто хорошо выучит их язык, полетит в космос.

Подходя к каждому ребенку, педагог произносит набор различных слогов. Малыш должен повторить их. Начинать нужно с 2—3 слогов, постепенно увеличивая их количество.

Например: ко-тан-тя; сып-ну-бук; тыр-гу-да-си; зот~рес-пуш-ным и т. д.

Аналогично можно играть в цифры (запоминать произвольно названные цифры).

Игра «Подбери слово»

Взрослый называет ребенку определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания. Например:

Вкусный (пирог, компот, помидор).

Храбрый (воин, мальчик, охотник).

Ленивый (ученик, кот, медведь).

Шоколадный (торт, батончик, пряник).

Солнечный (день, зайчик, луч).

Сильный (ветер, шторм, дождь).

Щедрый (человек, урожай, сосед).

Боевой (товарищ, дух, задор).

Музыкальный (инструмент, кружок, праздник).

Художественный (фильм, конкурс, салон).

Упражнение «Быль и небыль»

Взрослый читает ребенку различные предложения. Часть ситуаций, описанных в них, вымышлена, а часть правдива. Если названная ситуация реальна, отвечающий должен захлопать в ладоши, если нет — поднять руки вверх.

Игра развивает не только сообразительность, но и скорость реакции, внимание.

В новый дом маляр пришел, красит стены, двери, пол.

Клоун в цирке выступает, много шуток клоун знает.

Сел баран на пароход и поехал в огород, в огороде-то на грядке прорастают шоколадки.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона, а у дерева ерши строят гнезда из лапши.

Прекрасна собака, живущая в будке, у нее зацветают в душе незабудки.

Кошки не похожи на людей, кошки часто ходят без одежки.

Мастерит столяр буфеты, стулья, тумбы, табуреты.

Все болезни лечит врач, он уколет ты не плачь.

Белка песенки поет да орешки всё грызет, а орешки не простые всё скорлупки золотые, ядра чистый изумруд, слуги белку стерегут.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон.

Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня.

У леса на опушке жила зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке.

«Разноцветные слова»

 Игра: логопед определяет тему игры (например, «Зеленые слова»). Участники игры поочередно называют словосочетания из прилагательного и существительного. Тему игры можно менять: «Веселые слова», «Круглые слова» и т. д.



Предварительный просмотр:

Развитие эмоций.

Эмоциональный кубик

У меня есть один необычный кубик. На каждой его стороне нарисовано лицо, выражающее какое-либо настроение. Я первая прошу кубик. Вам нужно будет изобразить настроение, соответствующее выпавшему. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим. (Дети выполняют задание. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие).

Игра «Море волнуется»

Свободно вставайте кто где хочет, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три!

Фигура радости (горя, страха, удивления, интереса) замри!

(Ведущий выбирает лучшую фигуру, этот ребенок становится ведущим. Игру можно повторить несколько раз).

Игра «Кривые зеркала»

Давайте поиграем. Вам необходимо разбиться на пары. Один из вас становиться «зеркалом», а второй будет в это зеркало смотреться. Тому, кто будет смотреться в «зеркало» я дам карточку, на котором изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом, не называя его. Зеркало у нас необычное, а кривое, потому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение. (После того, как пара изобразит настроение, остальные дети угадывают его по мимике; затем в игре участвует другая пара).

Упражнение «Произнеси фразу»

Педагог предлагает произнести фразу «Падают листья» с интонацией радости, удивления, грусти, испуга, спокойствия.

Мимическая гимнастика.

1. Представьте, что вы открываете подарок, вам любопытно? Покажите, что вы чувствуете! (Мимика: пристальный взгляд, нижняя губа закушена).

2. А теперь улыбаемся, радуемся подарку (Мимика: откинутая назад голова, приподнятые брови, на лице – улыбка).

3. Давайте удивимся, как будто мы увидели чудо! (Мимика: рот открыт и вытянут, похож на букву «о», брови подняты вверх, глаза широко раскрыты).

4. А теперь представим, что на улице пошел дождик и мы не пойдем гулять (Мимика: поникшая голова, брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены, глаза прищурены).

5. Представьте, что вам нужно поднять грязную бумажку. Покажите, как вам неприятно (Мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен).

6. Разозлитесь, как Баба-Яга (Мимика: брови напряжены и сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены).

7. Представьте, что вы потерялись в лесу. Что вы чувствуете? (Мимика: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, глаза расширены, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов).

8. А теперь постарайтесь передать спокойное настроение (Мимика: глаза прикрыты, брови не напряжены, губы расслаблены).

Молодцы!

Мимическая гимнастика

  1. Смотрим приключенческий фильм – нам очень любопытно!
  2. Улыбаемся, как солнышко, - мы очень рады!
  3. Какое чудо – удивились!
  4. Погрустим, как осенний дождик. Как грустно!
  5. Увидели отвратительную грязную бумажку, - как неприятно!
  6. Разозлились, как Бармалей, мы очень злые!
  7. Заяц увидел волка – как страшно!
  8. А теперь мы спокойны: глаза приоткрыты, губы расслаблены. Мы отдыхаем. Молодцы!

Мимическая гимнастика

  1. Нам любопытно!
  2. Как весело!
  3. Какое чудо!
  4. Очень грустно!
  5. Как неприятно!
  6. Сердимся!
  7. Нам страшно!
  8. Мы спокойны.
  9. Ласково улыбнулись друг другу. Молодцы!

Мимическая гимнастика

Улыбнитесь как:

  • Кот на солнце
  • Само солнышко
  • Хитрая лиса
  • Радостный ребенок
  • Как Буратино

        

Удивитесь как:

  • Ребенок, который увидел в цирке фокус
  • Человек, который обнаружил, что к нему в комнату вошел слон
  • Ребенок, который встретил волшебника
  • Ребенок, который увидел чудо
  • Ребенок, который увидел чудесный цветок

Испугайтесь как:

  • Ребенок, потерявшийся в лесу
  • Заяц, увидевший волка
  • Котенок, на которого лает собака
  • Ребенок, увидевший злого волшебника

Нахмурьтесь как:

  • Осенняя туча
  • Рассерженный человек
  • Злая волшебница
  • Рассерженный Карабас Барабас

Погрустите как:

  • Ребенок, который остался дома один
  • Медвежонок, у которого болит живот
  • Малыш, которому хочется плакать
  • Ребенок, которому хочется к маме
  • Дождливый день

Невербальное общение.

Упражнение «Расскажи стих руками»

Без слов можно даже рассказывать стихотворения. Давайте я вас этому научу. (Воспитатель читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют).

Есть в лесу под елкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Меду, рыбки из пруда».

«Баю-баю, надо спать»,

Напевает сыну мать.

«Ты уснешь, и сон придет –

Все в корзинке принесет».

Игра «Расскажи стихи руками

Упражнение «Расскажи стих руками»

Я буду читать вам стихотворение и показывать движения, а вы слушайте и запоминайте.

Слон.

Спать пора!

Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Упражнение «Расскажи стих руками»

Сорока – белобока

Сорока – белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому  не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе ничего нет!

Упражнение «Расскажи стих руками»

Две мартышки

Две мартышки, слов не тратя,

Раз подрались на кровати.

Друг за друга в этой схватке

Вышибли ума остатки.

Врач пришел, уселся в кресле

И сказал мартышкам: «Если

Драться будете, мартышки, -

Выгоню из этой книжки!»

Игра «Кто я?»

Вы уже умеете разговаривать без слов, и мы можем поиграть в игру – загадку. Я предлагаю вам подумать и изобразить что-то или кого-то движениями рук, тела, взглядом (например: поезд, чайник, дерево, собаку, птицу, самовар и т.д.). Остальные должны отгадать изображаемый предмет. (После правильного ответа воспитатель спрашивает у детей, по каким признакам они догадались, что загадан именно этот предмет.)

Игра «Через стекло»

Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через которое не проникают звуки, и вам нужно объясниться с помощью движений рук.

(Темы для разговора детям можно предложить:

  • «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поем и выйду»;
  • «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю, где стакан»;
  • «Надень шапку на улице холодно» - «Я не буду одевать, я не замерзну» и т.п.

Дети также могут сами придумать вое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга, и обсудить, что они чувствовали при передаче сообщений, легко ли им было.)

Развитие выразительности движений.

Игра «Мыльные пузыри»

(Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети произвольно двигаются по комнате, сталкиваются и кружатся, изображая полет этих пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.)

Мыльные пузыри

Осторожно – пузыри…

- Ой, какие!

- Ой, смотри!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

(После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.)

Игра «Профессии»

Вы знаете, что взрослые люди чаще всего где-то и кем-то работают. И у них тоже бывает разное настроение. И это мы сейчас попробуем изобразить. Встаньте свободно и выразительными движениями своего тела и выражением своего лица покажите мне веселого танцора, удивленного дирижера, злого дворника, грустного художника, испуганного водителя, заинтересованного исследователя животных. (Дети выполняют задание.)

Игра «Походки и настроение»

Ребята, мы можем показать свое настроение мимикой лица: улыбнуться или нахмурить брови. Но наши движения тоже могут передавать различные настроения.

  • Покапаем как мелкий и частый дождик – быстро, легко – бег на носках.
  • Полетаем, как озорной воробей – мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках.
  • А теперь полетаем как орел – неторопливо – голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе.
  • Походим, как старая бабушка – спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка.
  • Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно – дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки.
  • Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке, - идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко.
  • Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно – руки на поясе, выполняется приставной шаг.
  • Полетаем, как Баба – Яга на метле, лихо, быстро – дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу.
  • Радостно побежим на встречу маме! Молодцы! – Дети собираются в центр круга, берутся за руки, восстанавливают дыхание.

Игра «Походки»

Сейчас вы будете ходить, как ходят разные люди или животные. Итак, я даю вам задание – показать, как ходит маленький пушистый котенок. Вспомните, как он двигается, и попробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить как клоун в цирке, как заяц, как слон и др. Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изображают).



Предварительный просмотр:

Упражнения, которые успешно использую в работе с интеллектуально сохранными детьми с тяжелыми нарушениями зрения (тотально слепыми и слабовидящими).

Обязательное условие - предварительно обговариваем значение каждого слова.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Поверните голову влево. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.

Теперь поднимите голову вверх. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Упражнение «Жираф»

Сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)

Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)

Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)

Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)

Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)

Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.

Упражнение «Оловянный солдатик и тряпичная кукла»

Цель: расслабляем тело.

Вместе с ребенком, показывая ему пример и комментируя свои действия и возникающие в теле ощущения,  сначала напрягаемся, будто оловянные солдатики, а потом максимально расслабляемся и "обмякаем", словно тряпичные куклы. Состояния меняют друг друга поочередно, а темп упражнений с каждым разом увеличивается. Заканчиваем  в состоянии "нечто среднее" — так, чтобы  малышу было комфортно.

Упражнение «Огонь и лед»

Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде психолога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Росток»

Исходное положение — ребенок сидит на корточках, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

Ведущий. Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать  вам  расти, считая до пяти.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» — дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу.

Упражнение «Солнышко и тучка»

Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко — расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить 2–3 раза.

Игра «Запретный номер»

Психолог, родитель и  ребенок становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него игрок, которому выпадает произнести это число, хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

Упражнение «Пылинки»

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос, пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол на корточки (расслабленная поза). Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит в сторону.

Игра «Четыре стихии»

Психолог договаривается с ребенком: если он скажет слово «земля», тот должен опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки над головой, «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах

"Кричалки—шепталки—молчалки" (адаптированная игра Шевцовой И.В.)

Когда взрослый произносит  — "кричалки" можно бегать, кричать, сильно шуметь; "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Моя копилка (консультации для родителей и педагогов)

Я хотела бы поделиться опытом своей работы с другими психологами ДОУ, родителями и педагогами. Здесь представлен мой опыт работы с детьми раннего возраста, программа работы с педагогами по профилактик...

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Копилка "Дидактические игры"

Игры с цифрами и числамиВ игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают ц...

Досуг "Корзинка - копилка" (средняя группа)

Любой досуг - это прежде всего праздничная игра, которую организуют взрослые, придавая ей вид сказочного действа, и вместе с детьми поют, читают стихи, играют. У детей развивается творческая активност...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....