Главные вкладки

    КАРТОТЕКА картотека игр на формирование умения выделять функции объекта
    учебно-методический материал (младшая группа) по теме

    Ермолова Евгения Владимировна

    картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на сравнение систем, игры на классификацию объекта, универсальные системные игры – все игры подобраны в соответствии с возрастом детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2_ml_gr.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Что умеет делать»

    (проводится с середины 2 младшей группы)

    Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

    Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что может слон?

    Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

    Игры на определение линии развития объекта

    «Раньше – позже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

    Ход игры:

    Воспитатель: посмотрите, какая  медведя сделана берлога?

    Дети: Большая, крепкая, добротная.

    Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

    Дети: Ее не было, росли деревья.

    Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

    Дети: Росли маленькие ростки.

    Воспитатель: А еще раньше?

    Дети: Семечки в земле.

    Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

    Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

    Игры на выявление подсистемных связей

    «Где живет?»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

    Воспитатель: Где живет медведь?

    Дети: В лесу, зоопарке.

    Воспитатель: А еще?

    Дети: В мультиках, в книжках.

    Воспитатель: Где живет собака?

    Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

    «Хорошо – плохо»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

    Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

    Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

    Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

    Игры на сравнение систем

    «На что похоже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

    Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

    Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

    Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

    Игра на классификацию объекта

    «Все в мире перепуталось»

    (проводится со 2 младшей группы).

    Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

    Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

    Правила игры со средней группой:

    Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом.  Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

    Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

    Ход игры:

    Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

    Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

    Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

    Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

    Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

    Игра  «Числовая да-нет ка»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: обучать мыслительному действию, работать с  недостатком данных.

    Ход:

    1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
    2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
    3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

    Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

    Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

    Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

    - Это больше 3? Меньше3?

    Снова делят часть:

    - Это крайняя цифра? Первая? В середине?

    Игра Пространственная «да – нет ка»

    (с игрушками, геометрическими формами)

    Цель: обучение мыслительному действию.

    Ход:

    1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

    На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

    Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

    1. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

    Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

    Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

    Дети: Это справа (слева) от середины?

    Затем дети делят лист по горизонтали:

    - Это ближе 9дальше) от меня?

    Это слева (справа) от телевизора?

    Это в верхней половине? (нижней половине?)

    В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

    Игра «Где живет (работает)?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

    Ход:  Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

    Ведущий:  Тигр.

    Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

    - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

    Игра «Назови часть предмета»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

    Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

    -ДОМ.

    Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

    - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

    Игра «Паровозик»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход:  Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

    Например, Человек:

    1 карточка – младенец

    2 карточка – дошкольница

    3 – девочка-подросток

    4 – девушка

    5 – женщина

    6 – старушка .       («Поезд времени»)

    Игра «Что это такое?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: развивать ассоциативное мышление.

    Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

    -Что это такое?    Или   На что похоже?

    Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

     Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

    Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:  «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

    Игра «Гирлянда»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

    мире, находить среду обитания природных объектов.

    Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

    Человечки твердого тела –

    Человечки жидкого тела –

    Человечки газообразного тела –

    Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

    Например: Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше.

    Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

    Чайка – живая природа , живет в воздухе и на воде.

    Игра « Что в чем?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

    Ход: - Ребята, кнопка часть чего?  (звонка, куртки, листочка, баяна).

    - листочек  (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

    - Лампочка  (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

    - экран  (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

    Дети должны назвать не менее 5 систем.

    Игра «Что умеет делать?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить выделять функцию объекта.

    Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

    Например:

    Ведущий : - Ромашка.

    Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

    Ведущий: - Занавеска.

    Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр на развитие умения классифицировать предметы по одному, двум и трем признакам.

    Игра "Рыбки" (вариант1)Цель: развивать у детей умение классифицировать предметы по одному, двум и трем признакам.Оборудование:  18 карточек с изображением рыбок (примерный размер карточек 5Х5), р...

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта (ТРИЗ)

    Игры на формирование умения выделять функции объекта...

    Картотека дидактических игр на развитие умения различать цвета

    Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов....

    Картотека творческих игр на развитие умений и воображения у дошкольников по изобразительной деятельности.

    Творческие игры на развитие умений и воображения у дошкольников по изобразительной деятельности...

    Картотека игр на развитие умения находить друг в друге хорошие, положительные черты.

    Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по развитию коммуникативных отношений, социальной уверенности детей....

    КАРТОТЕКА Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. средний возраст

    Картотека игр на формирование умения выделять функции объекта,  на определение линии развития объекта, на выявление подсистемных связей, на объединение надсистемы и подсистемы объекта, на ср...