Доклад "Приобщение детей к традиционной народной культуре"
материал на тему

Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной детским формам самовыражения и коммуникации - специфической системе “детского языка”.

Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Использование данного понятия в организации педагогического процесса отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым материалом, его систематическому освоению, к включению детей в различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок  целенаправленно включается в воспитательный и педагогический процесс, приобретая необходимые знания и навыки гораздо быстрее и эффективней, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к традиционной народной культуре

Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной детским формам самовыражения и коммуникации - специфической системе “детского языка”.

Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо». Использование данного понятия в организации педагогического процесса отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым материалом, его систематическому освоению, к включению детей в различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок  целенаправленно включается в воспитательный и педагогический процесс, приобретая необходимые знания и навыки гораздо быстрее и эффективней, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала.

Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

В дополнительном образовании ярким примером является использование устного народного творчества на занятиях в театральных студиях. Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества для юных актеров.

Педагоги театрального направления прилагают максимум усилий, чтобы приобщать своих воспитанников к народной культуре. Большое внимание уделяется фольклору. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя, детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Через пословицы и поговорки у детей формируются основы национального самосознания и любви к отечеству, развивается интерес к исконно русским традициям, положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам, закладываются основы художественной культуры, обогащается русская речь, расширяется словарный запас.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.

Обычно пословицы и поговорки рассматриваются как одинаковые понятия, хотя между ними есть явные отличия. Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо.

В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как - «Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»; «С корабля на бал», «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки.

Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также пристыжает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. Например: «На чужой роток не накинешь платок», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Добрая совесть - глаз божий».

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук: «Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит», «В иных руках и горсть пыли в золото превращается»

Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: «Дуб - батюшка, Волга - матушка», «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».

Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому необходимы наглядные средства. Для детей младшего дошкольного возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых, сопровождая иллюстрациями, в среднем и старшем возрасте - в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. 

Наряду с этим важная роль отводиться сказке. Как же театр может обойтись без нее? Дети очень любят сказки, любят работать над ними на сценической площадке. У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством  влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.). 

.

Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории. Сказка является  отражением человеческой культуры.

Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа. Поэтому мы изучаем сказки не только русского народа, но и татарские, украинские, и др. Познавательное значение народной сказки проявляется, прежде всего, в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.

Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.

Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.

Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.

Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на 2 этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Работа с учащимися ведется по следующим формам: чтение сказок, рассказывание сказок, просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, проведение досугов народных праздников, драматизация сказок, игровые занятия, комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность детей, самостоятельная продуктивная деятельность детей, посещение драматического театра.

Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки».

Заключение

Таким образом, театр  приобщает детей к традиционной народной культуре.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию учащихся. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Литература

1. Ариарский М.А.  «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления». – СПб.:  Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с.

2. Захарченко М.В. «Народная традиционная культура в системе образования»// Философия педагогики. -  http://www.portal-slovo.ru

3. Костина А.В. «Традиционная культура: к проблеме определения понятия»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/№4 2009. – культурология. - http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina

4. Колинько И.В. «Культурное многообразие России как составная часть всемирного наследия»//«Аналитика культуры».-26-Сентября-2007. -   http://analiculturolog.ru/

5. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А.С. Кармин // Вопросы философии. – 2006. – №2. C.56.

6. Мехнецов А. М.  «Программные цели и задачи в деле сохранения основ народной традиционной культуры» // «Русский фольклорный союз». -  2007. - http://www.folklore.ru/

7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/-М.,1937.

8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 416 с., с.253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»

«Приобщение старших дошкольников  к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...

Анкета для родителей Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье

Анкета выявляет степень участия родителей в приобщении детей к народной культуре....

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...

Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

                              Искусство игры на деревянных ложках               ...